СЕРГЕЙ ВОЛОХОВ — РУССКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

САМЫЙ БЕСКОМПРОМИССНЫЙ

Сергей Волохов по оценкам специалистов является одним из самых бескомпромиссных художников нонконформистов старшего поколения. Он не покинул Советский Союз в конце 70-х гг., когда его друзья-художники один за другим уезжали на запад. Несмотря на тяжелые условия для творчества, Волохов более тридцати лет создавал свои работы, хотя испытывал финансовые затруднения и «гонения» на своё творчество. Он дружил с изобретателями соц-арта Владимиром Комаром и Александром Меламидом и одним из первых в России делал по оценкам прессы «совершенно хулиганские мусорные коллажи». В 60-70-е годы прошлого столетия его произведение можно было увидеть на выставке «Русский поп-арт» в Третьяковской галерее, где он фигурировал в разделе «Преддверие поп-арта в России».

В 2007 году, уже постоянно проживая в Бельгии, Сергей Волохов участвовал в выставке в Государственном историческом музее (ГИМ) на Красной площади в Москве. После этой выставки пресса тех лет назвали Сергея Волохова «любопытным открытием выставки» и «самым «незамыленным» нонконформистом». Представленные им работы выглядели уже самым что ни на есть состоявшимся, хрестоматийно-четким русским поп-артом (или соц-артом). Газета «Коммерсант» так описывает представленные работы Сергея Волохова: «Написанные с казенной брутальностью советской вывески \»Вход\» и \»Запасной выход\», предлагающие один и тот же путь в виде батареи бутылок, или же лозунг-ребус \»Кто не работает — тот не ест\», где между белым по красному написанных слов вклинивается изображение бутерброда со следами зубов, кажутся произведениями вполне музейного уровня».

В течение двух последних десятилетий любители живописи проявляют пристальное внимание к творчеству Сергея Волохова. Он известен в определённых художественных кругах, его работы успешно продаются на аукционах и включены в коллекции музеев разных стран. (США, Зимерли музей в Нью-Джерси, музей d\’Ixelles в Брюсселе)
Выставка в Германии (Зальцгиттер).

В августе 2010 года д-р Марина Зандманн, владелица галереи в Берлине, специализирующаяся на русском нон-конформистском искусстве, организовала выставку Сергея Волохова в Кунстферайне Зальцгиттер (Германия. 45 км от г. Ганновера). В церемонии открытия выставки принимали участие д-р Клаус Бернер (Klaus Berner) — председатель кунстферайна, Роланд Шиллер (Roland Schiller) — эксперт и д-р Марина Зандманн (Marina Sandmann). Выставка \»Сергей Волохов. Диалоги 1960-2010\» была приурочена к 50-летию существования кунстферайна.

Было представлено около 85 работ: живопись, графика, коллажи. Как оказалось, кунстферайн выставляет работы Волохова вторично (первая персональная выставка прошла у них 20 лет назад, в 1990 г.). Представленные работы поражают техникой исполнения, интереснейшими сюжетами, невероятной яркостью красок. Работы выполнены в самых разных техниках и жанрах, от акварели до инсталляции. По оценкам специалистов, а также отзывам в «Книге посетителей» большое впечатление произвели следующие работы: «Памятник памятнику», «Моя история», «Семья художника», «Отец и ребёнок», «Мать и ребёнок», серия «Фантастические мечты» с сюжетами советской истории, и конечно же, «Автопортрет художника». Во всех работах чувствуется увлеченность Сергея Волохова, прежде всего тематикой, а затем и формой передачи своего видения. Казалось, что художник отвергает иллюзорное отображение пространства и перспективу. Цель художника — дать возможность человеку размышлять возле его картин. Обращают на себя внимание подписи художника под картинами, будто он закрепляет этой подписью законченность картины. При моём последующем знакомстве с художником оказалось, что Волохов придаёт процессу подписи картины большое значение, считая, что подпись несет, по его выражению, «ответ за созданную им работу». При этом на протяжении долгой творческой жизни он изменил лишь дважды подпись, напоминающую с одной стороны вязь, с другой одновременно связанную с традицией иконописи. Эти элементы постоянно присутствуют в его композициях.
Заслуживает особого внимания каталог выставки, созданный на высоко профессиональном уровне под руководством доктора Марины Зандманн,

НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
Сергей Волохов родился в 1937 г. в Москве, в 1965 году окончил Государственный педагогический институт им. Ленина, факультет живописи и графики. В 1969-70 гг. — участвует в выставке под общим названием \»Ретроспективизм» совместно с В. Комаром и А. Меламидом в известном кафе «Синяя птица», куда можно было попасть только по приглашениям организаторов. В 1968-69 гг. — работает в мастерской известного московского художника-авангардиста В. Вейсберга.

Некоторые авторы в российской печати писали о том, что Волохов был участником «бульдозерной выставки», но художник это опровергает: «Я на \»бульдозерной выставке\» не выставлял своих работ, но я был там, свою работу держал в руках. Я приехал, когда уже начался разгон выставки. Потом пришли поливальные машины, которые разгоняли публику. Народ не понимал, что происходит». После этого свои работы, неугодные по тематике официальным властям, он выставлял в Измайловском парке. И, как следствие — увольнение с работы и прочие неприятности. Сергей испытывал большие финансовые трудности. С 1976 года власти организовали профсоюз художников, не следовавших установкам на официальный стиль (социалистический реализм). Волохов стал членом московского профсоюза художников-графиков и регулярно участвовал в выставках этого профсоюза в подвале на Малой Грузинской улице. Эти выставки буквально стали местом паломничества интеллигенции Москвы.

С 1991 года Сергей Волохов живёт в Бельгии.
На мой вопрос о том, как он себя воспринимает: русским или европейским художником, Волохов ответил:
«Конечно, я русский художник и вижу Европу по-русски. Моя работа — это я и мои обстоятельства, в которые я попал, или часто попадаю. Это моя судьба. Всё это называется жизнью».
На вопрос: каким образом у него возникает идея создать тот или иной сюжет, Волохов пояснил: «Для меня важен сам процесс работы над темой и её воплощением. Часто идеи у меня возникают спонтанно под воздействием какого-то источника: литературы, музыки или материала из моей личной жизни. Во всех случаях мне необходим отклик и понимание зрителем того, что изображено на картине. Я осознаю, что мои картины для некоторых зачастую непонятны, но я стремлюсь сделать \»конфетку\» из самого не благодатного материала».
— Как вы оказались в Брюсселе, ведь вы вроде бы не хотели уезжать из страны и пережили тяжёлые времена? — спросила я.
— В Брюсселе я окончательно остался после брака с Татьяной в 1991 году, тогда же получил бельгийское гражданство, не теряя российского. В Брюсселе я работал в частной галерее господина Вольфа. Позже получил приглашение участия в выставке в брюссельском музее d\’Ixelles совместно с частной коллекцией американского банка JP Morgan, после чего одна из работ вошла в коллекцию этого музея в Брюсселе. Несколько лет, живя в Брюсселе, я посещал отделение керамики и скульптуры брюссельской Академии искусств. После этого я создал большое количество работ, выполненных мною из керамики, которые находятся в моём ателье.

ИЗВЕСТНОСТЬ В БРЮССЕЛЕ
Необходимо отметить, что настоящая известность на Западе пришла к художнику после его первой поездки в Бельгию в 1988 году.
Он был приглашен в Брюссель, где местными галеристами по рекомендации известной московской коллекционерши Татьяны Колодзей, была организована большая выставка московских художников нон-конформистов совместно с парижскими художниками последней волны русской эмиграции. Экспозиция была представлена в большом помещении «Ботаник» в Брюсселе. К созданию каталога выставки подключились местные искусствоведы. Это была первая выставка из СССР с показом неофициальных художников в Бельгии. Она вызвала большой интерес у местной публики. На выставке художник Волохов представил серию графических работ, заранее привезенных из Москвы бельгийскими галеристами, которые посетили его ателье и отобрали работы.
В Брюсселе сам художник и его работы неожиданно вызвали большой интерес у представителей первой волны русской эмиграции, т.к. интерес к информации о жизни в советской России был велик, но ничего об этой жизни им не было известно. На этой выставке Волохов познакомился с будущей супругой Татьяной, родившейся в Брюсселе.

УСПЕХ В ГЕРМАНИИ
В 1988 г. он вернулся в Москву и уже осенью этого же года по приглашению галереи Марины Зандманн участвовал в выставке «Лабиринт. Новое искусство из Москвы», которая открылась 15 января 1989 года в замке Вотерзен под Гамбургом. Эту выставку посетили 12 тысяч зрителей.
Его работы на этой выставке имели большой успех, а в ходе аукциона «Хаус Веделль и Нольте», проведённого в Гамбурге, работы Волохова стали самыми дорогими. О художнике Волохова и его работах были многочисленные отклики в немецкой прессе (более 20 публикаций). После успеха в ходе выставки и аукциона в Гамбурге, следуют многочисленные выставки Волохова, в т.ч. персональные. В 1989 году художник выехал по приглашению Марии Зандманн в Германию в Гамбург, где он жил и работал в сложной обстановке около года. В настоящее время его работы выставляются по всему миру, а цены на них растут с каждым годом.

УСПЕХ В РОССИИ.
Российским любителям живописи Волохов стал известен после участия в выставке «Нонконформисты на Красной площади» в Государственном историческом музее (август 2007). Вот что передавало 15 сентября 2007 года радио «Культура» об этой выставке: «…в Историческом музее можно впервые за 30 лет увидеть работы Сергея Волохова»… Уникальным событием назвал нынешнюю выставку сам Сергей Волохов: «Для меня это, конечно, необыкновенная вещь, потому что я никогда не думал о том, что когда-нибудь покажу свои работы, тем более, в таком замечательном месте — на Красной площади, в этом здании. Для меня это сказка и удивительная вещь! Сейчас я живу за границей, продолжаю заниматься искусством. Я считаю, что мое направление — это русское направление. Я русский человек. Я родился в Москве, здесь вырос. И мои работы даже там — русские работы. Это не подражание Западу».

ГДЕ НАХОДЯТСЯ КАРТИНЫ ВОЛОХОВА?
Много картин находятся в Москве: несколько работ — в собрании Музея современного искусства, а также в Третьяковой галерее: одна работа куплена у художника в коллекцию галереи и более 8 работ находятся на сохранности в отделе новейших течений («Золотой горшок», «Новый Апполон», «Новый Архитектон» и др.).
Художник рассказывает и сокрушается: «К моему сожалению, мне неизвестна судьба части моих старых московских работ 70-80 гг., которые я не смог вывезти за границу. Эти картины неожиданно появляются на различных выставках, в том числе на выставке в Историческом музее. Я с удивлением увидел свои работы \»Вход\» и \»Выход\» (диптих), и одну работу из диптиха \»Ни хлебом единым\»».

ЦИКЛ ЖИЗНИ — НАЧАЛО И КОНЕЦ
— Какие работы вы сделали в Бельгии за последние несколько лет?
— Я работал над циклом работ «Круги» — это цикл жизни — начало и конец. Как будто я подвожу итог своего творчества, там все сводится к простоте. Я изображаю замкнутый круг как чистую геометрическую форму, простую в своем изображении: круг белый на белом; круг красный на красном; круг черный на черном, а также создаю различные цветовые вариации. Колесо творения, круг вращения, начало и конец, продолжение жизни, подпись и крест, перекрещивающиеся прямые линии. Символ разрушения композиции, внесение дисгармонии. А вот тема «мельниц» навеяна Босхом и Питером Брейгелем.
Я попадаю в Круг: это то ли кабинет, то ли коридор, то ли камера, то ли комната, то ли ограниченное пространство, куда я вхожу и приглашаю с собой зрителя.
— Будут ли ещё в ближайшее время ваши выставки в Германии?
— Да, 11ноября этого года часть моих работ будет выставлена в галерее Марины Зандманн в Берлине. Это будет моя 3-я персональная выставка в этой галерее.

Беседовала Анна ЦИПРИС

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.