РОССИЯ ПЕРЕДАЕТ США ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЕ КОПИИ “БЕЗВОЗВРАТНО УТРАЧЕННЫХ” НЕМЫХ КИНОЛЕНТ

Сэлли РАУНТРИ, Сотрудник IIP

Несколько кинолент, созданных на заре американского кинематографа и считавшихся безвозвратно утраченными, найдены благодаря совместным усилиям самоотверженных российских кинореставраторов и упорству киноведов из Библиотеки Конгресса в Вашингтоне. Десять голливудских лент эпохи немого кино были обнаружены в коллекциях Госфильмофонда, российского государственного архива киноматериалов, отреставрированы, скопированы и 21 октября преподнесены в дар Библиотеке Конгресса.
“Это все равно, что найти утерянную картину Пикассо, ничуть не менее важно”, — заявил в интервью с веб-сайтом America.gov Пэт Лафни, глава Паккардовского центра по сохранению аудиовизуальных материалов, коллекция которого оценивается в 200 миллионов долларов, при Библиотеке Конгресса.

Библиотека Конгресса во главе с директором Джеймсом Биллингтоном, историком культуры и специалистом по русской культуре, на протяжении десятилетий пыталась вернуть на родину американские фильмы, находящиеся в России. В сотрудничестве с другими “киносыщиками” эксперты библиотеки пытаются отыскать утраченные ленты в архивах по всему миру и вернуть их на родину. “Библиотека полна решимости возвратить Америке ее кинематографическое наследие, — заявил Биллингтон в пресс-релизе. – Я благодарен самоотверженным сотрудникам Госфильмофонда за их попытки спасти эти ценные памятники истории американского кино”.

Возвращенные на родину кинокартины представляют некоторые из наиболее славных имен эпохи раннего Голливуда, в том числе “Араб” (1915 года) Сесила ДеМилла; “Вечная борьба” (1923) Луиса Майера с Уоллесом Бири в главной роли; и “Зов каньона” (1923) режиссера Виктора Флеминга, который впоследствии поставил такие классические американские фильмы как “Унесенные ветром” и “Волшебник страны Оз”. По словам Лафни, киноведы “годами” разыскивают фильмы, поставленные такими легендарными голливудскими режиссерами, как Флеминг, Рекс Ингрэм и Джеймс Круз.
Данные десять кинолент представляют собой первую партию из почти 200 американских фильмов, которые, по предварительным данным исследования, проведенного Библиотекой Конгресса, имеются, по всей видимости, только в российском архиве. Библиотека планирует направить в Госфильмофонд историка кино со знанием русского языка для проведения дальнейших исследований “в надежде получать непрерывный поток кинолент на протяжении ближайших полутора-двух лет, с тем чтобы завершить процесс к концу 2012 года”, — сказал Лафни.

По его словам, в 20-м столетии американская киноиндустрия создала больше продукции, чем все остальные страны мира вместе взятые. Однако вследствие халатного отношения к хранению и пагубного воздействия времени в Соединенных Штатах сохранилось менее 20 процентов американских фильмов эпохи немого кино (1893-1930 годы). Американские киностудии, господствовавшие на мировом рынке, выпускали фильмы как для американского зрителя, так и для иностранных аудиторий. Студии, владевшие всеми правами на свою кинопродукцию, “ревниво” выполняли свои собственные переводы фильмов, предназначавшихся для распространения за рубежом, отмечает Лафни. И хотя перевод мог быть достаточно точным, лентам, выпускавшимся на иностранные рынки, часто давали новые названия. “Мы могли бы справиться в российском архиве о нашем фильме ‘Вы рассчитаны’, — поясняет Лафни, — а они ответили бы: ‘Нет, такой картины у нас нет’, потому что в России она шла под совершенно другим названием”.
Возвращение этих кинолент стало прямым результатом программы цифрового обмена между Библиотекой Конгресса и российскими библиотеками и создания в России цифровой президентской библиотеки, открытой в 2007 году. В 2009 году в Санкт-Петербурге открылась Президентская библиотека им. Ельцина, которая в прошлом году подписала меморандум о сотрудничестве с Библиотекой Конгресса. Управляющий делами президента России Медведева Владимир Кожин в ходе официальной церемонии передал найденные киноленты Библиотеке Конгресса. Его сопровождали генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев и генеральный директор Президентской библиотеки им. Ельцина Александр Вершинин.

Получив киноленты, Библиотека Конгресса приступила к работе над восстановлением американских субтитров и переводом фильмов в исходный американский формат для последующего выпуска в прокат. А тем временем картины “можно будет посмотреть уже ко Дню благодарения (25 ноября)”, — сказал Лафни, в Читальном зале кино и телевидения Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, но только по приглашению.
Библиотека Конгресса, в фондах которой хранится свыше 200 000 кинолент, располагает крупнейшей в мире и самой всеобъемлющей коллекцией американских и иностранных кинофильмов. Будучи ведущим архивом по сохранению фильмов в Соединенных Штатах, за последние 30 лет Библиотека Конгресса отреставрировала свыше 20 000 полнометражных и короткометражных кинокартин.

Криминальная драма \»Взлом\» стала одной из первых восстановленных лент, переданных в дар Библиотеке Конгресса российскими киноведами
Ниже приводится список 10 кинолент, переданных Госфильмофондом Библиотеке Конгресса:
“Араб” (Metro, 1924 год). Режиссер-постановщик — Рекс Ингрэм. В ролях: Рамон Новарро и Элис Терри.
“Взлом” (Famous Players, 1922). Режиссер-постановщик — Джордж Фицморис. В ролях: Бетти Компсон, Берт Лайтелл, Мэй Макавой.
“Завоевание Ханаана” (Famous Players, 1921). Режиссер-постановщик — Рой Уильям Нил. В ролях: Томас Мейган, Дорис Кеньон.
“Вечная борьба” (Metro Pictures, Луис Майер, 1923). Режиссер-постановщик — Реджинальд Баркер. В ролях: Рене Адоре, Эрл Уильямс, Барбара Ла Марр, Уоллес Бири, Пэт О\’Мэлли.
“Вы рассчитаны” (Famous Players, 1919). Режиссер-постановщик — Джеймс Круз. В ролях: Уоллес Рид, Ванда Холи.
“Улыбайтесь” (продюсер Монти Бэнкс, 1925). Режиссеры-постановщики — Альберт Остин и Гилберт Пратт. В ролях: Монти Бэнкс, Глен Кавендер.
“Зов каньона” (Famous Players, 1923). Режиссер-постановщик — Виктор Флеминг. В ролях: Ричард Дикс, Лоис Уилсон, Рикардо Кортес, Марджори Доу.
“Ущелье дураков” (R-C Pictures, 1923). Режиссер-постановщик — Вэл Пол. В ролях: Гарри Кэри, Маргерит Клэйтон.
“Дни в цирке” (First National, 1923). Режиссер-постановщик — Эдвард Клайн. В ролях: Джеки Куган, Барбара Теннант, Рассел Симпсон, Клэр Макдауэлл.
“Долина гигантов” (Famous Players, 1919). Режиссер-постановщик — Джеймс Круз. В ролях: Уоллес Рид, Грэйс Дармонд.
America.gov

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.