ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ПЛАНЕТЫ
Напряженность вокруг иранской ядерной программы и сопутствующие ей угрозы Тегерана перекрыть Ормузский пролив привели к тому, что на горизонте замаячила неконтролируемая эскалация. Ни США, ни Иран не заинтересованы в данный момент во вспышке вооруженного конфликта, но ряд событий, проблем и разногласий вполне могут привести к подобному развитию событий. Среди них и возможные односторонние действия Израиля, чего в Вашингтоне очень опасаются.
Начать стоит с угроз о перекрытии Ормузского пролива, через который морским путем поступает львиная доля нефти, добываемой в арабских странах. В \»вялой форме\» они звучат уже много лет, и можно утверждать, что до недавнего момента их опасность американцами не воспринималась хотя бы потому, что противоречат здравому смыслу с военной точки зрения. Считалось, что иранцы понимают: США не смирятся с подобной попыткой и достаточно быстро силой восстановят статус-кво, что повлечет тяжелейшие последствия для Тегерана. Однако во второй половине декабря характер подобных иранских угроз, сопровождавшихся масштабными военными маневрами, вышел на качественно новый уровень. Создалось впечатление, что в Тегеране соответствующие заявления делаются всерьез, и в Вашингтоне забеспокоились. Замаячила вполне реальная перспектива военных действий, что пока совершенно не входит в сферу интересов Белого дома.
Экономическая ситуация в США и приближающиеся выборы президента совсем не вдохновляют на новую войну. Ведь пока проливы придется открывать силой, цены на нефть резко подскочат, что станет очень серьезным ударом для Америки и особенно для ЕС. Все это подвигло Барака Обаму на весьма необычный шаг: опасаясь, что иранцы решатся на авантюру, он непосредственно предупредил их духовного лидера о ее непоправимых последствиях. И сделано это было сразу по трем (!) каналам. Письмо передали через швейцарское посольство, представляющее интересы США в Иране, через президента Ирака и через ООН. Точное его содержание неизвестно, но согласно просочившейся информации США предупредили Иран: перекрытие Ормузского пролива означает войну.
Итак, если непосредственная угроза экономической стабильности в мире, каковой и является закрытие Ормузского пролива, вызывает в Вашингтоне столь жесткую реакцию, то продолжающееся продвижение режима аятолл к обладанию атомной бомбой встречает гораздо меньшее противодействие, что серьезно беспокоит Иерусалим и является одной из причин разногласий между Израилем и США. Израильское руководство считает иранскую ядерную программу не только угрозой самому существованию нашей страны, но и угрозой для всего мира. Например, заявление о перекрытии Ормузского пролива выглядело бы гораздо серьезнее, располагай Иран ядерным оружием. Но это лишь один из многих примеров крайне негативных последствий возможного наличия у аятолл ядерного оружия.
Безусловно, санкции против Ирана ужесточаются, что чувствительно отражается на иранской экономике, тем не менее, положение там не настолько болезненно, чтобы заставить Иран отказаться от ядерных разработок. Правда, до конца месяца ожидается утверждение решения ЕС о прекращении закупок иранской нефти. Есть надежда, что к этим санкциям присоединится Япония и Южная Корея. Саудовская Аравия уже выразила готовность увеличить экспорт нефти, чтобы компенсировать этим потерю иранского \»черного золота\», что вызвало резкую реакцию Тегерана.
В интересах режима аятолл — в первую очередь, сохранение его стабильности. В условиях усиливающихся международных санкций и ухудшения экономической обстановки в стране это становится все труднее. Масла в огонь подливают противоречия в иранской верхушке и предстоящие в марте выборы. Наконец, весомым фактором является \»арабская весна\», возможное падение ближайшего союзника — режима Асада и усиление протестного движения в самом Иране, которое на фоне очередных выборов и нарастания экономических проблем может принять более угрожающие размеры. Совокупность этих и ряда других факторов является причиной нервозности в Тегеране, которая, судя по последним заявлениям, может привести к столь радикальному шагу, как попытка перекрытия Ормузского пролива.
Что касается ядерной программы, то, по оценкам многих специалистов, сложившаяся в Иране ситуация уже вскоре может подвигнуть режим к решению начать производство ядерного оружия. До сих пор считается, что на первом этапе Иран ограничится подготовкой производственного и теоретического фундамента для создания ядерной бомбы, а затем и ядерной боеголовки для баллистических ракет. С этого порога получение бомбы и (или) ракетной боеголовки займет очень короткий срок. По оценкам в Израиле, до достижения этого этапа осталось менее года. Приход к этому порогу является основной целью Ирана в данный момент, что определяет ряд шагов режима. Среди них, например, готовность возобновить диалог с Западом о ядерной программе при условии отмены экономических санкций. По замыслу Тегерана это приведет к необходимой затяжке времени, облегчит экономическую ситуацию, а ядерщики тем временем доведут процесс к так называемой \»точке невозврата\». Тому же служит перенос ядерных объектов в места, где они должны стать практически неуязвимыми для израильского и даже американского удара. Примером служит новое предприятие по обогащению урана в Фордо, возле города Кум, построенное фактически внутри горы.
С тем, что \»точка невозврата\» очень близка, согласны как американские, так и израильские спецслужбы. Как сообщает газета \»Гаарец\», во время предстоящего визита в Израиль руководителя Объединенного комитета начальников штабов США генерала Уильяма Демпси ему будет представлено заключение израильских силовых структур, согласно которому решение о непосредственном создании ядерных боеголовок в Иране до сих пор не принято. По израильским оценкам, 2012 год может стать в этом плане судьбоносным. В свете всех угроз и нестабильной ситуации иранцы могут пойти ва-банк — и ситуация окажется необратимой. По сведениям из источников в Вашингтоне и Иерусалиме, основной целью визита Демпси является попытка убедиться, что Израиль не предпримет атаки Ирана по крайней мере в ближайшее время.
Требования подобного рода поступают из Вашингтона постоянно, информация о чем регулярно просачивается в СМИ. Только на прошлой неделе об этом говорилось в таком серьезном источнике как \»Уолл-стрит джорнал\». Насколько известно, Биньямин Нетаниягу и Эхуд Барак так и не дали американцам соответствующих обязательств. Именно с этим ряд комментаторов связывают отмену планировавшихся на весну крупномасштабных совместных маневров США и Израиля. Американцы, опасающиеся израильского удара по Ирану, не хотят выглядеть своего рода сообщниками. Частью такого подхода можно назвать и осуждение недавнего убийства иранского ученого-ядерщика, которое однозначно выразили и госсекретарь Хиллари Клинтон, и министр обороны Леон Панетта. Если предположить, что за ликвидацией стоит Израиль, то данные осуждения вполне вписываются в желание США дистанцироваться от израильского подхода и возможных планов по атаке иранских ядерных объектов.
Эфраим ГАНОР, «Новости недели» — «Континент»