ВНИМАНИЮ АВТОРОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА KONTINENT.ORG!

Литературно-художественный альманах "Новый Континент" после усовершенствования переехал на новый адрес - www.nkontinent.com

Начиная с 18 июля 2018 г., новые публикации будут публиковаться на новой современной платформе.

Дорогие авторы, Вы сможете найти любые публикации прошлых лет как на старом сайте (kontinent.org), который не прекращает своей работы, но меняет направленность и тематику, так и на новом.

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ И В ДОБРЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПУТЬ!

Илья Абель | Элли Никерсон, одноклассники и мистер Дэниэлс из книги Хант

Один из сюжетов «Новостей» на российском телеканале «Культура» представил книгу американской писательницы Линды Маллалэли Хант «Невероятный мир глазами загадочной Элли». (Пер. с англ. И.Ю. Лейченко. – М.: РИПОЛ классик, 2018. – Вселенная историй)

И потому, что достаточно редко программа говорит о книгах современных писателей, тем более – зарубежных, захотелось эту найти и прочитать, что явно оправдало ожидание.

Понятно, что здесь сошлось и то, что она прекрасно написана и достаточно точно переведена, и то, что посвящена теме, которая в России стала привлекать к себе все большее, в меру возможного, внимание. Речь идет о людях, которые в силу развития или заболевания несколько отличаются от того, что принято считать нормальным в общепринятом смысле слова. Появился и стал все чаще и больше употребительным термин – особенные, которым обозначают таких людей, прежде всего, детей-аутистов, о которых стали говорить конкретнее и доброжелательнее. Вообще, стали говорить вслух, чего еще не так давно не было естественным и как бы заслуживающим внимания.

У героини истории, описанной американской писательницей – дислексия – ей с громадным трудом дается чтение и письмо. Как следует из того, что написано автором, в качестве послесловия, обращения к читателям разных возрастов, в образе девочки-старшеклассницы Элли есть что-то биографическое, как и в человеке, который помог ей постепенно преодолевать сложное психологическое состояние – учителе Дэниэлсе, о чем можно узнать в дополнительной главке, где писательница перечисляет тех людей, кому благодарна по жизни и в творчестве.

По сути, вся книга – монолог в лицах главной героини повествования. С того момента, как она попала в очередную школу и до того , как смогла справиться со своим зажатым поведением, справляться научилась с чтением и смогла завоевать авторитет в классе, в котором первоначально ее принимали за чудачку, в лучшем случае.

Тут изначально не совсем понятен один момент: почему никто до нового школьного учителя не видел, что с девочкой что-то не так. Вернее, уже в третьем классе школы преподавательница обратила внимание ее матери, что надо что-то делать. Но та, с утра до ночи в ресторане официанткой. И у нее не было ни сил, ни времени на то, чтобы заниматься воспитанием и лечением дочери. Единственное, на что ее хватало – усадить ту за барную стойку, чтобы она могла как-то выполнять домашние задания, делать уроки на следующий день. Заметим, что Трэвис, старший брат Элли, как выясняется, также страдал дислексией и с трудом выполнял работу автомеханика при новом начальнике мастерской, поскольку не мог читать инструкции по ремонту машин.

Это с одной стороны, с другой – она сама загнала себя в тупик, боялась признаться в своих трудностях учительнице и директору очередной школы, поскольку ей это было трудно чуть ли ни физически. Девочка привыкла ощущать себя не такой, как все, смирилась с этим, страдала в одиночестве, и пыталась, как могла, делать вид, что ничего необычного в ее поведении нет.

И только приход в школу нового учителя – мистера Дэниэлса (он, к тому же, повышал квалификацию на курсах коррекционного воспитания детей) – постепенно повлияло на то, что Элли поверила в себя, откликнулась на инициативы педагога и по-настоящему раскрыла свою неординарную и очень одаренную натуру. Все знали, что она умеет рисовать. Однако, с новым преподавателем ей удалось с помощью рисунков рассказать о себе и собственных трудностях. Началось все с черного куба, которым она представила свою жизнь. А продолжилось стихами, макетом комнаты, игрой в шахматы, к чему у нее были, как выяснилось, способности, как и к математике и многому другому. У девочки проявилось и редкое чувство юмора, и образное мышление, а ее мысленные фильмы перестали быть грустными, как прежде, возникая в ее сознании при ее уникальном воображении и прекрасном образном мышлении. Именно учитель в качестве подсказки дал Элли совет браться за то, что у нее получается, то есть, не быть похожей на рыбу, которая переживает из-за того, что не может взобраться на дерево (этот образ задан в оригинальном названии книги Линды Маккалэли Хант).

Приведем несколько коротких цитат, чтобы показать, какой была девочка в самом начале истории о ней, и как постепенно стало меняться ее восприятие себя и других , благодаря вниманию, которое уделял и не только ей новый школьный учитель.

Илья Абель
Автор Илья Абель

Семь школ за семь лет, и все они одинаковые. Когда я стараюсь, мне говорят, что стараюсь я недостаточно. Слишком неаккуратно. Слишком много ошибок. Сердятся, что одно и тоже слово на одной странице написано по-разному. А головная боль! Да я слишком долго смотрю на яркие темные буквы на белом листе, у меня начинает разламываться голова.

Люди ведут себя так, словно ярлык «медленно читает» описывает все, что у меня внутри. Будто я – банка супа, и они могут узнать обо мне все, лишь заглянув в список ингредиентов. Но этикетка на банке о многом умалчивает: на ней не говорится, какой у супа вкус и запах и как он согревает тебя изнутри. Разве я всего лишь девочка, которой не дается чтение, и ничего больше?

Я всегда придерживаюсь одного важного правила поведения в классе, а именно: не высовываться. Если меня вызывают, я отвечаю, что не знаю ответа, даже если это не так. Я обнаружила, что, получив ответ, учитель начинает ждать от меня большего, но в конце концов это приводит к всеобщему  разочарованию. Если же учителю не удается добиться от меня ответа, он перестает задавать вопросы.

Вот чего я хочу. Чувствовать себя нормальной. Слышать, что плохо выполненного задания недостаточно. Я хочу, чтобы учитель сказал мне, что я способна на большее, и понять по его лицу, что он действительно так думает.

Со временем у Элли появились настоящие друзья-одноклассники: девочка Киша и мальчик Альберт, который в своем роде также были несколько странными для других ребят-ровесников по разным причинам. Ее выбрали с большим перевесом голосов президентом класса, а потом назвали и лучшей ученицей школы за месяц.

Несомненно, что книга «Невероятный мир глазами загадочной Элли»,названный бестселлером The New York Times, получившая в прошлом году несколько литературных премий, несколько идеализирована, с одной стороны. А с другой – типично американская книга. И потому, что психология здесь передается в значащих событиях и диалогах, и потому, что описаний тут мало, и текст напоминает поэтому киносценарий или пьесу. А главное, потому, что Хант написала произведение в меру поучительное и дидактическое, где популяризация сосуществует с художественностью в ее сугубо американском понимании – в смысле, ничего лишнего, а главная героиня от парии за короткое время проходит путь до человека, который стал гордостью класса. Кроме того, когда ее одноклассники узнали о ее болезни, о тех трудностях, с которыми Элли постоянно приходилось сталкиваться, поняли, что надо и ценить то, что у них есть, и терпимо относиться к недостаткам других. Понятно, что у Элли в классе были и недоброжелатели, которые в конце концов оказались благополучно и закономерно посрамленными. Как и то, что сама по себе книга Хант, обращенная к читателям разных возрастов, прежде всего –  к учителям и детям со сложностями развития – говорит о том, что каждому дано справиться со своими проблемами, преодолеть их самостоятельно или с помощью других. То есть, перед нами еще один вариант чисто американской установки – не сдаваться ни при каких обстоятельствах, добиваться своей цели, несмотря ни на что, будучи уверенным, что  рано или поздно удастся справиться с препятствиями и сложностями различного рода.

И такой подход к людям с особенностями в чем-то еще не совсем приемлем в России, будучи при этом достаточно актуальным и востребованным. Здесь есть так называемые коррекционные классы, где учатся дети с проблемами зрения, слуха, развития. В обычных классах, не всегда безоговорочно, наряду с обычными детьми, с точки зрения социальной нормы, учатся и их сверстники, прежде всего – инвалиды. Что, несомненно, имеет важное и большое воспитательное значение и для детей, и для взрослых, но не всегда находит однозначное понимание у родителей. Заметим, что теперь практически все школы в Москве имеют пандусы и лифты для подъема колясок для инвалидов, что в той или иной мере распространяется на жилые дома, общественные учреждения.

В контексте подобной практики, которая все значимее входит, хотя бы судя по российской столице, в нашу жизнь, такая книга, какую написала Хант – полезна и крайне необходима при всей ее прямолинейности и некоторой шаблонности, заданности сюжета и развития ее. Однако, психология ребенка, страдающего от непонимания тех, кто рядом, передана в ней легко, доступно, правдиво и очень узнаваемо. Так что, несомненно, что чтение «Невероятного мира глазами загадочной Элли» может стать настольной книгой как дома, так и в школе. Другое дело, что тираж в 3000 экземпляров поэтому кажется явно заниженным. При том, что книга Линды Малаллэли Ханд издана в удобном формате, с твердой обложкой и напечатана удобочитаемым шрифтом, что делает ее привлекательной как для детей, так и для взрослых.

В определенном смысле она напоминает в своем роде и «Удивительного волшебника страны ОЗ» Баума, и русское ее переложение « Волшебник изумрудного города» Волкова, но вписанные в иные реалии, где есть место фантазии, при том, что обыденная жизнь требует от героини книги Хант мужества, смелости и веры в себя (если говорить об общении с особенным ребенком), что важно каждому из нас, как пример для подражания и урок доброжелательности и профессионализма, если говорить о педагогике в ее подлинном и наиболее приемлемом варианте бытования.

Заведомая нравоучительность описаний перипетий, в которые постоянно по ряду обстоятельств попадает девочка Элли, ее брат Трэвис, ее одноклассники – скрашивается добродушным юмором повествования, подлинным и действенным оптимизмом, пронизывающим книгу от ее начала и до конца, что и делает ее достойной внимания в России, в чем совершенно прав был телеканал «Культура», рассказавший о ней в ряду других важных событий культурного содержания.

Илья Абель