КРИК ВОПИЮЩИХ В САВАННЕ

КРИК ВОПИЮЩИХ В САВАННЕ

На днях я получила письмо из района Нгоронгоро (Ngorongoro District) Танзании от группы старейшин одного из самых древних племен Африки — масаи. Они взывают мир о помощи. «Правительство, — пишут старейшины, — только что объявило о своем плане изгнать тысячи семей масаи из нашей земли, чтобы богатые туристы могли использовать ее для охоты — убийства львов и леопардов. Выселение должно начаться немедленно».


Впервые об этой жестокой истории с намерением властей Танзании изгнать нескольких тысяч аборигенов уникального племени масаи из своих исторических родовых мест я узнала год назад. Тогда ко мне обратились активисты международной глобальной сетевой организации Avaaz (в переводе с нескольких языков означает «слово» или «песня»). Это, замечу, одна из самых мощных сетевых глобальных международных неправительственных организаций, оказывающих прямое влияние на президентов, правительства и общественное мнение по важнейшим проблемам защиты людей. Зачастую она добивается того, чего годами не получается даже у Организации Объединенных наций.

Год назад именно Avaaz впервые озвучила, по сути, преступные намерения танзанийских властей об изгнании людей масаи из своих исконных мест обитания – ради развлечений сытых белых из других континентов. Тогда это вероломство с помощью почти миллионной петиции в адрес президента Танзании, которую подписали неравнодушные люди со всего мира, удалось остановить. «Внимание стольких людей к нашей проблеме заставило наше правительство отрицать наличие такого плана, — пишут старейшины племени масаи. — Однако президент выждал, пока международное внимание к этой теме совсем ослабло, и сейчас он снова возвратился к своему прежнему плану, чтобы забрать наши земли».

Масаи — один из самых известных в мире полукочевых африканских народов, насчитывающих, по разным данным, от трехсот тысяч до около миллиона человек. Обитают в саванне – на юге Кении и на севере Танзании. Путешественники и ученые описывают их как очень гордый народ, живущий в полной гармонии с природой, уверенный в своем величии и превосходстве над другими племенами. В наше космическое время они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, незыблемые устои, не потеряв также и свой древний язык — масайский. История чернокожего племени аборигенов насчитывает многие столетия.

В центре их культуры, кроме военной выучки, также прирученный скот и дикие животные, птицы. (Именно поэтому масаи приходят в ужас от сафари заморских белых людей, убивающих африканских зверей и птиц ради развлечения.) Из поколения в поколение аборигены северной Танзании передают легенду о том, что их щедрый Бог дождя Нгаи дал весь скот им, а все остальные потом украли его у племени. Хижины масаи слеплены из высушенных коровьих лепешек, коровья кровь считается священной, так же как и своеобразный ритуал «причастия» ею.

По большому счету, речь сейчас идет о самом существовании этого древнего племени. Президент страны и председатель правящей Революционной партии Джакайя Киквэтэ, а также его правительство, по многочисленным сообщениям правозащитных организаций и западных средств массовой информации, планируют продать полторы тысячи квадратных километров исконных земель народа масаи богатым дубайским шейхам, давно положившим на них глаз. Как уверяют защитники африканского племени, речь идет о строительной корпорации Ortello Business, которую связывают с семьей эмира Дубая. Если эта сделка состоится (возможно, уже состоялась), то около 100 тыс. аборигенов народа масаи вынуждены будут «освободить помещение».

На землях африканского племени власти Танзании вместе с арабскими шейхами планируют создать новый сафари-парк. По счастливой случайности этот новый центр для развлечения богатых белых людей путем убийства экзотических животных планируют построить вблизи национального парка Серенгети, в котором не так давно была запрещена охота из-за неконтролируемого уничтожения, в том числе, и самых редких их видов. Именно земли Серенгети принадлежали в прошлом народу племени масаи. Однако еще во времена британской колонизации этой африканской страны белые их изгнали отсюда – ради собственных развлечений.

«Наши люди, — обращаются к миру старейшины племени масаи, — обитают на землях Танзании и Кении столетиями. Мы защищаем живущих с нами животных и нашу особую экосистему. Однако правительство годами делало на них прибыль, позволяя богатым шейхам из Ближнего Востока приезжать на наши земли, чтобы убивать животных». Масаи пишут, что когда в 2009 году власти попробовали отнять у них землю для подобных охотничьих утех и они оказали сопротивление, сотни аборигенов были арестованы и избиты. В прошлом году богатые шейхи отстреливали сидящих на деревьях птиц из трех вертолетов. «Эти убийства, — заключают аборигены, — противоречат всей нашей культуре».

По сообщениям западных средств массовой информации, активизировавшихся несколько дней назад во время визита президента Танзании Джакайя Киквэтэ в Соединенные Штаты, правительство страны обещает выплатить народу масаи, попавшим под колесо ближневосточного сафари, полмиллиона долларов. Однако сами аборигены предпочитают, чтобы их просто оставили в покое на их землях и с их скотом – ни деньги, ни другие посулы их не интересуют.

«Сейчас правительство объявило о своих планах отобрать у нас огромную полосу наших земель в районе Лолиондо, — жалуются масаи, — чтобы, как заявляется, создать так называемый коридор дикой природы. Однако есть серьезные подозрения, что это всего лишь такой хитрый ход, цель которого — облегчить клиентам зарубежных охотничьих фирм, организующих богатым туристам сафари, отстрел экзотических животных нашей саванны».

В общем, то, что правительство Танзании рассматривает как бизнес и пополнение казны, для десятков тысяч людей из племени масаи оборачивается «потерей домов, земли, животных и всей жизни».

Масаи, несмотря на ожесточенное давление и угрозы, продолжают бороться против произвола властей. Вся их надежда снова на активистов международной глобальной сетевой организации Avaaz, которые год назад, собрав почти миллион подписей в адрес президента Танзании, сумели приостановить планы руководства страны и арабских шейхов по списанию в утиль жизни древнего племени.

Как написал мне на днях Ричард Ли, один из активистов организации Avaaz, «правительство Танзании пытается нарушить наше обещание помочь народу масаи победить. Давайте соберем два миллиона подписей, чтобы они могли опереться на нашу поддержку в разговоре со своим премьер-министром». Я без малейших колебаний присоединилась к этой важной международной петиции по спасению масаи, а также — лица белых людей и человечности.

В петиции граждан мира в адрес президента Танзании Джакайя Киквэтэ, сказано: «Как граждане со всего мира мы призываем вас выступить против любых попыток выселить народ масаи с их исконных земель или требований об их переезде для освобождения места иностранным охотникам. Мы рассчитываем на вас, на то, что вы будете истинным лидером своего народа и прекратите любые попытки нарушить их права на землю против их воли».

На момент написания этой статьи под петицией поставили свои подписи уже почти два с половиной миллиона человек. И в этой солидарности людей мира, согласитесь, есть что-то обнадеживающее. И не только для древнего африканского племени масаи.


Алла Ярошинская
rosbalt.ru