ЯСНЫЙ СВЕТ

ЯСНЫЙ СВЕТ

СТОЛЕТНЕЙ ПАМЯТИ 1914-2014 БИДИИ ДАНДАРОВИЧА ДАНДАРОНА

Автор Михаил Юпп


В 1996 г. Владимир Михайлович Монтлевич прислал мне в Филадельфию две книги Бидии Дандаровича Дандарона: "Черная Тетрадь" и "99 писем о буддизме и любви". Книги были изданы в Санкт-Петербурге в издательстве "Дацан Гунзэчойнэй". Содержание этих книг настолько взволновало меня, что я стал вспоминать и наши всегда дружеские отношения с Володей Монтлевичем и его милейшей супругой Галей, и то, как я устроил его в Музей Истории Религии и Атеизма, который по иронии судьбы размещался в Казанском Соборе на Невском проспекте, и то, как органы ГБ состряпали т.н. "Дело Дандарона", в котором оказался и мой друг В.М.Монтлевич, осужденный, как и вся группа, на энный срок только за изучение Буддизма. Да, время было суровое. Власть предержащие не любили тайные сообщества, тем более под крышей Музея, который полностью подчинялся не ленинградским партийным бонзам, а Идеологической Комиссии при Совете Министров СССР. И поскольку я рекомендовал В.М.Монтлевича в этот Музей, где занимался систематизацией и классификацией предметов мелкой пластики: крестов, складней, панагий, энколпионов и т.д., относящихся к Русскому Христианству, то и меня несколько раз вызывали на беседы в т.н. "Большой Дом" – управление КГБ Ленинграда... Возвращаясь к вышеназванным книгам, замечу, что их содержание меня не только взволновало, но и подвигло к очень глубоким раздумьям о суете бренного бытия, о путях буддизма в советский период России, о судьбе Б.Д.Дандарона – этого великого подвижника и неординарного мыслителя. И все эти раздумья стали постепенно приобретать поэтические законченные формы. Тьма раздвинулась и Ясный Свет озарил сознание того, что вот жил человек в большой евразийской стране, жил целеустремлённо, щедро делясь глубочай¬шими знаниями Просветлённого Духа, Духа вечных ценностей.


* * *
Сердце мое на Востоке,
А на Западе только тело –
Проживает в мутном потоке
Существующего беспредела.


* * *
По-стариковски принимать гостей
И угощать застольным разговором
О призрачности стародавних дней
Навеянных вселенским кругозором.
А за окном столь мудрой красоты
Осенних многоцветий превращения
Влекут из поколений в поколения
Буддийскую прозрачность пустоты.


* * *
Как это всё интересно!
А времени в общем нет.
Вот и летит бестелесно
Дух обезволенных лет.
Злобно материя сжата,
Сжата суровой судьбой
Где за стеной разврата
Экономический сбой...


* * *
Жизнь проходит в поисках вчерашних
Непредвиденных событьями причин.
В рассужденьях чересчур пустячных
О заслугах этих мнимых величин.
Заблудилось время в дебрях будней,
Путь планеты превращая в порошок.
Вот и жизнь жаждет быть паскудней,
Чем дерьмом наполненный горшок.


* * *
Грязный рот сансарного болота
Пережёвывает стойкие сердца.
Оловянный взгляд автопилота
Ограничен дхармой мудреца.
Дни Земли умышленно мусолят
Эту грязь сансарную во рту.
И о прошлых буднях пустословят,
Мир буддизма превращая в суету.


* * *
Перешла в настоящее время,
Упразднённого времени жуть
Злобно полуголодное племя
Превозносит кровавый путь.
Мы наказаны жизнью за это,
Вся страна испытала недуг:
Не познав ни Ясного Света,
Ни космических Будды наук.


* * *
Вот он я – человечишка жалкий
Неизвестный сверчок бытия.
Шерсти клок с архаической прялки,
С отрубями познаний бадья.
Вот он я, как и все переполнен
Обязательством что-то создать.
Только мир до того обусловлен,
Что себя самого не понять.


***
Судьба человека в судьбе вещей
Беспредельность познала лет,
Где Четыре Истины Будды светлей
Света сверхдальних планет.
Судьба познаний в судьбе страны
Где жил и прозрел Дандарон,
Под вечнозелёным шатром сосны
Превратилась в чакру времён.


***
Несомненно всё опять преобразится,
Превращая в серебро событий ртуть.
Надо только от сомнений отрешиться,
Умозрительно пространство обогнуть.
Надо только удалиться от соблазнов
В тишину старшиной связи с высотой,
Проникая в суть духовных верхолазов
Уводящих в беспредельность за собой.
Эта связь произойдёт в момент победы,
Превращая в серебро наш ртутный век,
чтоб в буддийской космологии планеты
Распознал своё пространство человек.


* * *
Зачем ты всё ещё гоняешься за славой,
Зачем желания в себе не победил,
Когда пленяясь философией лукавой,
Предметами пространство подменил?..
Зачем ты ищешь в серой массе лет,
И мгновенье этой несуразной жизни,
Такой весьма далёкий Чистый Свет,
Который преломляется в буддизме?..
Зачем во тьме противоречишь сам
И все приятели твои противоречат?
Взгляни: Четыре Мары по пятам
Преследуют и мир земной калечат.
Куда несёшься ты, пытаясь дособратъ
Коллекции вот этой краткой жизни?..
А Чистый Свет торопит всё раздать,
Чтоб осознать предвечное в буддизме.

* * *
Ещё я связан книгами, вещами,
Но открывается уже другой простор.
Восточный свет незримыми лучами
Протиснулся сквозь узкий коридор.
Объявил, вознёс, и тело утоньшая
Уносит к вечным жителям мечты.
Там Бодхисатвы мудростью венчая,
Ведут к Познанью Высшей Пустоты.
Там стряхивая пыль иных воззрений,
Гляжу на пепел отснявших звёзд.
В буддийский мир ушедших поколений
Вневременной прокладывая мост.
Там в пустоте бесстрастного горенья,
И ярче и доступней Ясный Свет...
Ещё я внешне связан с миром тленья,
Но внутренне меня давно в нём нет!


* * *
А для меня свиданье с вечностью,
Обычней всех обычных дел.
Опять Восток над быстротечностью,
Дао Дэ Дзином заалел.
Опять в луче слов мириады
Над пустословием кружась,
Преодолели все преграды
И вышли с космосом на связь...
А для меня тех слов движения,
Обычней всех обычных дён.
В бурятском космосе прозрения
Летит к созвездьям Дандарон.
Не так ли луч словесных мнений,
Пронзая пустословья лет,
На точке высших умозрений
Задерживает Ясный Свет?..


ФИЛАДЕЛЬФИЯ, 1997