КУКИШ В КАРМАНЕ ИЛИ ЛЮБОВЬ БЕЗ ВЗАИМНОСТИ

КУКИШ В КАРМАНЕ ИЛИ ЛЮБОВЬ БЕЗ ВЗАИМНОСТИ

Зиновий Крастошевский, Чикаго


Прочитал я недавно статью доселе неизвестного мне автора, израильской журналистки Адасы Фальк «Еврей-хлопотун» («Обзор», 20-25 декабря, 2013) и первый порыв был — ответить ей, поспорить с ней. Но потом поостыл. Мало ли кто чего пишет, всех не переспоришь. Но поскольку уже в следующем номере («Обзор» за 3-9 января) журналистка вновь возвращается к так, видимо, понравившейся ей теме, решил: «Нужно высказать и противоположную точку зрения».

А речь в обеих статьях шла о том, что евреям, живущим в диаспорах, не следует участвовать в общественной жизни стран, в которых они проживают. И хотя речь шла о евреях, живущих в России и на (или в?) Украине, хотелось бы спросить у журналистки: «А что, евреи Америки живут на своей исторической родине или тоже в диаспоре?» И если признать, что и евреи, живущие во многих поколениях в Америке, также как и евреи, живущие во многих поколениях в России и на (в) Украине, тоже живут в диаспоре, тогда все рассуждения журналистки следует распространить вообще на всех евреев, не живущих в Израиле.

В качестве эпиграфа для своей статьи г-жа Фальк выбрала один из гариков Губермана. Приведу и я его:

Усердные брови насупив.
Еврей, озаряемый улицей,
Извечно хлопочет о супе,
В котором становится курицей.

Привел же я эпиграф только для того, чтобы показать, что уважаемый Игорь лукавит. Ведь в свои молодые годы в конце 1950-х он познакомился с А. Гинзбургом, издававшим один из первых самиздатских журналов «Синтаксис», и все активнее проявлял себя как поэт-диссидент. Фактически, в том числе и за это, он провел несколько лет в заключении. Считает ли он, уже в зрелые годы, что в молодости он «хлопотал о супе, в котором мог оказаться курицей», и свою прошлую диссидентскую общественную деятельность в «не своей стране» считает ошибкой? Он об этом никогда не заявлял.

Г-жа Фальк с уничижительным сарказмом пишет о евреях, гражданах России и Украины, принимающих участие в общественно-политической жизни этих стран, называя их евреями-хлопотунами. «... еврей-хлопотун вечно лезет к окружающим народам способствовать в том, о чем его совсем не просят и что его совершенно не касается. А потом начинаются искренние удивления: ... а как же взаимность? Нет, не будет и быть не может»

Таким евреем-хлопотуном, заявляет Фальк, оказывается, был один из трех молодых людей, трагически погибших во время ГКЧПистского путча в 1991 году. По логике этой госпожи, евреи должны были зашторить окна, закрыть двери, притаиться и, не дай бог, вмешаться в происходящее. Не еврейское-де это дело. А то ведь некоторые, даже российские либералы (а Фальк их, судя по всему, не очень любит), с которыми ей удалось побеседовать, не иначе как «жидком» парня не называли. И еще, якобы, добавляли: «Вечно они везде лезут». Хотелось бы, однако, попросить журналистку: «Сообщите имена, явки, фамилии» этих якобы «российских либералов», аналогично тому, как когда-то, правда, по другому поводу, потребовал Путин.

Но г-жа Фальк почему-то не вспомнила о Егоре Гайдаре, который тоже принимал активное участие в событиях 91-го года. А ведь у него, о, ужас, одна из бабушек была еврейкой. А уж какие экономические реформы, о которых никто его не просил, этот Гайдар провел. Да нет, кажется, Ельцин просил.

А вот другого политика, но уже нынешнего украинского, заклеймила. У него ведь один из дедушек, кажется, был евреем. Речь идет о Кличко, боксере-тяжеловесе, чемпионе мира, рвущегося в президенты Украины. И не боится, ведь, что кто-то, как предупреждает его журналистка-советчица, может назвать его «жидом». Он ведь и постоять за себя может, и по шее надавать, а если потребуется, то и брательник поможет. Журналистке, правда, опасаться нечего — она, ведь еще и женщина.

А вот интересно было бы узнать ее мнение относительно Ходорковского, у него, ведь, папа еврей. Нужно ли ему после десятилетней отсидки вновь ввязываться в общественные баталии, в политику и т.п.? Прислушался бы он к ее советам?

Ну, и не могу не спросить ее мнение относительно российских журналистов еврейского происхождения, таких как Ганопольский, Радзиховский, Минкин, Шендерович, наконец, и многих других. Им тоже, извините, заткнуться?

Г-жа Фальк, судя по всему, раздает советы евреям, живущим в Америке и читающим газеты на русском языке. А может быть стоило ей попросить Проханова опубликовать ее рекомендации в его черносотенной газете. Уверен, что он с удовольствием это сделал бы, ведь они (рекомендации) так соответствуют его взглядам. Да и Солженицын вполне мог бы быть с нею солидарен. Мы же, живущие в Америке, уже не можем непосредственно участвовать, «хлопотать» по терминологии г-жи Фальк, в российских, украинских, белорусских делах.

Возникает, наконец, очень важный вопрос — а как быть т.н. «американским» евреям и, конечно, т.н. «русским» евреям, живущим в Америке? Рекомендации мадам на них не распространяются? Может быть, не следовало Блумбергу быть мэром Нью-Йорка, Раму Эммануэлю — мэром Чикаго, а Дэвиду Аксельроду — ближайшим советником Обамы? Может быть, не следовало почти 30-ти евреям избираться в последний Конгресс? Речь, конечно, не идет о том, нравятся или не нравятся кому-либо политические воззрения евреев, работающих на выборных или назначаемых должностях. Важен сам факт присутствия их на этих должностях. Правда, во властных структурах Америки практически полностью отсутствуют выходцы из бывшего Советского Союза. Но это и понятно — слишком мал срок нашего проживания в Америке. Пройдет некоторое время, сменятся поколения и уже не будет так называемых «русских» евреев, а будет единая еврейская диаспора Америки, в которой свободные граждане свободной страны смогут заниматься любой деятельностью, в том числе и общественно-политической. Вопреки, кстати, рекомендациям г-жи Фальк.

Г-жа Фальк, рекомендуя евреем не высовываться, возможно, слышала о призыве писателя Михаила Веллера к евреям с предложением им покаяться. Веллер озвучил имеющую хождение среди части людей и усиленно раздуваемую антисемитами мысль о безусловной вине евреев и их главной ответственности за преступления, совершенные большевиками, в том числе и некоторыми отморозками-евреями, во время и после Октябрьского переворота 17-го года. Он только не уточняет, как евреям каяться — каждому в отдельности или на специально созванном всемирном съезде евреев.

И опять, как видим, это предложение касается только несчастных русских евреев. Остается задать себе вопрос и попытаться ответить на него. Что же евреям делать? Сидеть тихо, не высовываться и максимум, что могут они себе позволить — это держать... кукиш в кармане. А то, не дай бог, за все, что придумал Гайдар, обвинят всех евреев. А Фальк и Веллер ведь предупреждали — каяться всем придется. А может быть, надо осознавать себя гражданами той страны, в которой проживаешь сегодня и в которой проживали поколения твоих предков. И тогда, если есть потребность и желание, принимать участие в общественно-политической жизни страны, даже не надеясь на взаимность, нужно это делать. Так, как это делали и делают многие евреи и в России, и в Америке, и в других странах диаспоры.