ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА КАК ЗЕРКАЛО СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА КАК ЗЕРКАЛО СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Бредовые идеи никогда не возникают на пустом месте. По ним можно судить о том, в каком кошмаре мы живём.

К каким выводам вы обычно приходите, когда вас захлёстывают бред и паранойя? Некоторые, например, убеждены, что они участники популярного во всём мире реалити-шоу и известны на всю планету. Это состояние называется синдромом «Шоу Трумена» (по мотивам фильма с Джимом Керри, где с главным героем происходит то же самое, но наяву).

В новом номере журнала New Yorker рассказывается о человеке по имени Ник Лотц. Однажды он нашёл ответ на загадку всей своей жизни: он звезда реалити-шоу со времён учёбы в колледже. Вокруг него расположены скрытые камеры, всё подстроено. Этим вечером — финал: он позвонит отцу, тот найдёт его в толпе, выведет на сцену и вручит чек на миллион долларов. Ник взялся за мобильный телефон, но вдруг понял: он опоздал. Слишком поздно, он упустил свой шанс, и камеры уже не выключатся никогда. Синдром «Шоу Трумена» — явление новое, но известного типа. Люди всё время представляют себе вещи, которые не являются реальными. Вместе с культурой меняется лишь содержание бреда. В сороковых годах японцы «воздействовали» на мозг американцев с помощью радиоволн; в пятидесятых Советы делали это с помощью спутников; в семидесятых ЦРУ «имплантировало» чипы прямо в мозг.

Что влияет на умы сегодня? Нетрудно сказать: насмотритесь какого-нибудь реалити-шоу (в США, говорят, популярно «Семейство Кардашян»), почитайте новости про Сноудена и АНБ. Вот и всё, иллюзия готова. Фантазии, конечно, не реальны, но и не случайны: берётся фрагмент реальной действительности и доводится до гротеска.

«Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (принятый в США реестр душевных заболеваний) делит бред на две категории — невероятный (bizarre) и вероятный (nonbizarre). Первый говорит о невозможных вещах, второй — о возможных, но ложных. Например, когда человек воображает, что он мёртв, это бред первого типа. А если женщина уверена в том, что её страстно желают миллионы незнакомых мужчин, это просто неправда (только она об этом не догадывается). Как вы понимаете, во втором случае существует тонкая грань между сумасшествием и излишней самоуверенностью (например, многие актёры, певцы и футболисты уделяют чересчур большое внимание произвольным спискам типа «50 самых горячих холостяков» или продолжают считать себя «звёздами», когда на самом деле их уже давно забыли).

К сожалению, пятая (самая свежая на данный момент) редакция справочника не отказалась от этого разграничения. И напрасно. У нас тут всё поменялось. В мире, где правительство действительно может легко шпионить за своими гражданами (всеми без исключения), бредом становится как раз мысль о том, что Большого Брата не существует, а не наоборот. В мире, где твой твит могут прочитать миллионы, нет ничего странного в мечтах о том, что однажды ты проснёшься знаменитым.

Итак, синдром «Шоу Трумена» — это не только расстройство, но и знамение нынешнего состояния культуры и техники. Можно сколько угодно смеяться над бредовыми идеями или жалеть пациентов, которыми они овладели, но в действительности такие случаи позволяют выявить тонкие причинно-следственные связи между культурой и состоянием ума отдельного человека. Как писал Джозеф Хеллер в «Уловке-22»: «То, что ты параноик, ещё не означает, что за тобой не следят».


Дмитрий Целиков, compulenta.computerra.ru
Подготовлено по материалам Popular Science.