ШАГОМ МАРШ В НАУКУ

ШАГОМ МАРШ В НАУКУ

Антон Гейн


Удивительно, до чего реальная жизнь иногда напоминает незамысловатый киносценарий, в котором сначала одна за другой прослеживаются предыстории главных героев и вытягиваются соответствующие сюжетные линии, а затем все персонажи собираются на необитаемом острове (пароходе, самолете, уединенной вилле, чужой планете и т. п.). После этого возникает экстремальная ситуация, в которой во всей полноте раскрываются характеры героев. Далее наступает напряженная кульминация, за ней эффектная развязка, и потрясенный зритель, выходя из кинотеатра и жмурясь от солнечного света, еще некоторое время с волнением перебирает в голове перипетии только что пережитой драмы.

Одна из динамично развивающихся сюжетных линий современной российской жизни — активное отстаивание властями "единственно верной" версии истории ХХ века. Для этой цели была даже создана "Комиссия при президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России". Не будем придираться к этой формулировке, косвенно одобряющей фальсификации истории в поддержку интересов России. Отнесемся с пониманием к озабоченности российских властей развитием зловредного Интернета, затрудняющего поддержание в массовом сознании официальной исторической мифологии, созданной еще в советские времена.

Другая, не менее захватывающая сюжетная линия — эволюция российской армии, вехами которой стал моральный и физический износ вооружений, гомерическое воровство командования, падение патриотического духа личного состава и катастрофическое снижение боеспособности. Поправить армейские дела призван новый министр обороны РФ Сергей Шойгу, человек деятельный и разносторонний: инженер-строитель, кандидат экономических наук, президент Русского географического общества, генерал армии.

Еще одна животрепещущая сюжетная линия — реформа системы образования и научной сферы РФ. Ее промежуточные итоги также впечатляют: единый государственный экзамен сдается на "отлично" целыми автономными республиками, сливаются воедино ВУЗы, Академия наук режется по живому с решительностью, которая не снилась и Лучшему другу ученых.

На первый взгляд, все три упомянутые линии существуют независимо, параллельно, и значит не пересекаются, по крайней мере в эвклидовом пространстве. Но все возможно в пространстве неэвклидовом, то есть искривленном, коим без сомнения являются постсоветские просторы. Параллельные сюжетные линии начинают парадоксальным образом сливаться: вначале историческая с образовательной. В качестве меры борьбы за единственно верное видение истории президент РФ поручил правительству разработать единую концепцию школьного курса истории России до 1 декабря 2013 года. В рамках этой концепции предполагается создать целую "линейку учебников истории" для российских школьников и студентов.

Далее происходит еще более интригующее пересечение, на этот раз образовательной линии с военной: с подачи министра обороны президент РФ принимает решение организовать работу по созданию в российских вооруженных силах так называемых "научных рот", комплектуемых наиболее одаренным выпускниками ведущих технических университетов — бакалаврами, магистрами, аспирантами. Несомненной изюминкой новой формы военно-академического сотрудничества является подчинение научного авторитета армейскому уставу. Гражданская одежда заменяется на камуфляж, и в первый месяц службы всем солдатам роты ученых предстоит подготовиться к присяге — вызубрить устав, научиться разбирать-собирать автомат за нормативное время и ходить строем по плацу, благодаря чему известная армейская шутка "Если вы такие умные, почему же вы строем не ходите?" напрочь лишится своей анекдотичности. После того как "курс молодого бойца" будет освоен, настанет время собственно научных изысканий. За каждым солдатом будет закреплен научный руководитель, и, в отличие от обычных салабонов и черпаков, жить рядовые научной роты будут не в казарме, а в комнатах с телевизором и выходом в Интернет. За это от ученых солдат ждут результативной работы "в области развития радиоэлектронной борьбы и разведки, новых информационных технологий".

Как тут не вспомнить антиутопию В.Войновича "Москва-2042", в которой коммунизм победил в одном отдельно взятом городе, и все стороны жизни были военизированы. Писатели там были одеты в форму и работали в одной комнате под присмотром капитана литературной службы. Написанного они не видели, поскольку в распоряжении каждого была лишь клавиатура, соединенная с общим суперкомпьютером, находящимся в строго засекреченном помещении. Когда же герою удается добраться до этой секретной комнаты, он видит лишь торчащий из стены пучок проводов...

Но самое удивительное начинается когда в наблюдаемом нами реалити-шоу наступает кульминация и происходит, казалось бы, невозможное — пересекаются все три упомянутые сюжетные линии: историческая, военная и образовательная. В этот момент в очередной раз понимаешь, что реальная жизнь значительно богаче и разнообразнее любой, даже самой нездоровой фантазии. Честное слово, в это просто трудно поверить.

По инициативе все того же неугомонного Шойгу, министерство обороны РФ планирует создать специализированные научные роты, которые займутся борьбой с фальсификацией истории. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на статс-секретаря — замминистра обороны Панкова. "Очень важное направление — это социология, психология, история. Мы прорабатываем возможность создания маленького подразделения при Центральном архиве", — приводит агентство слова Панкова. Специалисты этого подразделения будут изучать, в первую очередь, историю Второй мировой войны и те исторические фальсификации, которые получили распространение в России и за рубежом. Какие именно фальсификации имел в виду замминистра, РИА Новости не уточняет. Сроки появления нового подразделения и новых научных рот также не называются.

Конечно, перекрестив все сюжетные линии, Сергей Кужугетович поступил несколько прямолинейно. Можно даже сказать, что генерал-экономист применил известное насилие в отношении эвклидовой геометрии. Некоторые, вконец распустившиеся средства массовой информации, и отдельные несознательные граждане во все еще не прикрытом Интернете и вовсе называют министра популизатором (имея в виду, конечно, популизм). Однако его чувство конъюнктуры и умение непринужденно преподнести шефу правильный подарок в нужный момент вызывает невольное восхищение. Конечно, подарок получился диковатый: рота аспирантов в камуфляже, слегка утомленная многочасовой коллективной прогулкой по плацу, строем направляется в Центральный архив для борьбы с фальсификаторами истории в ущерб интересам России. Но тем не менее шефу он, несомненно, понравится. Наверняка при известии о столь необычном подарке лицо хозяина на минуту утратит сходство с жестяной маской и станет просто пустым и усталым. Опадут знаменитые желвачки, соберутся у глаз лучики морщин, шевельнутся в неслышной похвале обычно крепко сжатые губы. Да ради такой минуты не то что магистров с бакалаврами по плацу гонять, за такой миг и Академию наук разогнать не жалко. Впрочем, эта сюжетная линия заслуживает отдельного текста.

Пытливый гражданин вполне может задаться вопросом, а из-за чего вообще возник весь этот шум с фальсификацией истории? Опросы общественного мнения показывают, что современный россиянин мало интересуется историей, и уже по этой причине вряд ли сможет по достоинству оценить как коварство фальсификаторов, так и пафос их разоблачителей. А если власти хотят отвлечь народ от насущных проблем, то для этого вполне можно обойтись без хлопотного копания в истории. Но темы, хотя бы на время оккупирующие общественное сознание, не выбираются случайно. Самыми эффективными, самыми резонансными политтехнологи считают такие темы, в которых обычный человек мало осведомлен, но которые затрагивают его религиозные или патриотические чувства. В самом деле, если бы люди больше знали об истории религии, о предмете веры, то вряд ли бы их так уж оскорбила нелепая выходка девушек из "Pussy Riot". Но ставка была грамотно сделана именно на религиозное невежество, и раздуть истерику (а стало быть и переключить внимание масс) удалось аж на несколько месяцев. Теперь "кощунницы" отбывают свою "двушечку", и о них никто не вспоминает. Похожим образом в России была разыграна "народная ненависть" к гомосексуалам, недавно пошедшая на спад.

То же происходит сейчас и с "фальсификацией истории". Спекулировать на людском патриотизме здесь очень легко, поскольку существует тонкая, но очень чувствительная грань между самим историческим фактом и даже самым поверхностным его толкованием. Например, к неоспоримым фактам можно отнести дату Бородинского сражения — 26 августа 1812 года, отход на следующий день войск Кутузова и последующее занятие Москвы армией Наполеона. А теперь попробуйте сказать российскому историку или обычному гражданину, что российская армия проиграла Бородинское сражение. В ответ вы услышите пространное объяснение, что хотя Наполеону удалось захватить центр и левое крыло в расположении русской армии, но затем французская армия отошла на исходные позиции, и стало быть русские войска одержали победу. А сдача Москвы — это гениальный маневр Кутузова, не имеющий никакого отношения к выигранной накануне у французов Бородинской битве.

Возьмем другой исторический пример: 7 мая 1945 года в Реймсе, а затем 8 мая в Карлсхорсте представители немецкого, советского, американского и британского военного командования подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии. Факты бесспорные, никто их не оспаривает. А теперь сообщите рядовому россиянину, что победу над Германией одержала антигитлеровская коалиция, в которую входили СССР, США, Великобритания и еще 50 государств. Чего вы только в ответ не услышите...

Слава богу, с этой вольницей толкований скоро будет покончено. За дело возьмутся научные роты, и, в рамках предложенной старшими товарищами концепции, с гвардейской молодцеватостью обоснуют и откомментируют единственно верным способом каждый исторический факт, в особенности все, что касается Второй мировой войны. Наконец-то российская история будет очищена от идеологической паутины, грязи вражеских измышлений и пыли народного невежества. Несомненно, самоотверженный ратный труд бойцов исторического фронта будет высоко оценен их родиной — великой страной с непредсказуемым прошлым.