ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ

ВОПРОСЫ НЕДЕЛИ

В связи с быстроменяюшимися политическими процессами в мире часто возникает необходимость быстрого, а иногда и оперативного их анализа и возможных прогнозов развития ситуации в том или ином регионе. И потому еженедельно на страницах нашей газеты в рубрике «Вопрос недели» на главные вопросы недели будет отвечать наш постоянный автор, известный политолог Рамис Юнусов. Предлагаем вашему вниманию его ответы на вопросы главного редактора Игоря Цесарского.

…ИЗ РАДИОИНТЕРВЬЮ С ИЗВЕСТНЫМ ПОЛИТОЛОГОМ РАМИСОМ ЮНУСОВЫМ

Вопрос: 18 февраля 2012 года в Латвии прошел референдум по вопросу придания русскому языку государственного статуса, в качестве второго языка. Ваше отношение к этому и как вы вообще считаете, насколько правильно ставить такие вопросы в обществе со стороны национальных меньшинств?

Р.Ю. Первое: я считаю, что любой человек, считающий себя гражданином какой-либо страны, обязан изучить язык этой страны (особенно, если он в ней постоянно проживает) и знать этот язык настолько, чтобы он мог и сдать экзамен на гражданство, и чтобы суметь получить и образование и соответственно реализоваться в этом обществе. А как же иначе? Знание языка — это в первую очередь уважение к титульной нации той страны, чей язык является основным. Вот, к примеру, возьмем мой родной Баку времен СССР. Все бакинцы прекрасно говорили там по-русски, но кроме этого многие из них, а это не только азербайджанцы, это и русские, евреи, талыши, лезгины и т.д, знали и знают прекрасно и азербайджанский язык. Я лично знаю множество таких людей. Когда же Союз развалился, то у тех, кто не знал азербайджанского, и начались эти проблемы с языком.

Эта проблема была по всем бывшим республикам Союза. И кто же теперь виноват? Ладно, был СССР, но прошло уже 20 лет, а многие из них до сих пор так и не удосужились изучить этот язык!! Кто им мешал это сделать? И потому многие из них и ностальгируют об СССР по всему СНГ, включая и русскоязычное население, которое пришло в основном в Прибалтику после ее оккупации со стороны СССР в 40-х годах. Вот тут и лежит ответ на ваш вопрос. Наглядный пример. Вот я приехал в США 10 лет назад и ни слова не знал по- английски, т.к. в школе и в институте я изучал другие языки. И что? Я сегодня уже могу работать переводчиком с английского. А почему? Да потому что я в первую очередь уважаю эту страну, а во-вторых, я хочу здесь быть востребованным в американском обществе и потому я изучал и продолжаю его изучать.

Второе: теперь необходимо уточнить разницу между понятиями государственный язык и официальный язык. Эксперты ЮНЕСКО в 1953 году предложили разграничить понятия «государственный язык» и «официальный язык»: Государственный язык — язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках данного государства в политической, социальной и культурной сферах, выступающий в качестве символа данного государства. Официальный язык — язык государственного управления, законодательства, судопроизводства. Эти два определения воспринимаются как разъяснительно-рекомендательные, не обязательные для всех стран.

Примерно половина стран в мире имеют государственные языки. В некоторых (например, Албании, Франции, Украине, Германии или Латвии) государственный язык единственный. В других (например, Беларуси, Бельгии, Канаде, Финляндии, Афганистане, Парагвае, Боливии, Индии, Швейцарии, ЮАР) государственных языков более одного. Некоторые страны, такие как США, не имеют государственного языка для всей страны, но имеют таковой для отдельных своих частей, например, штатов в США. И наконец, в некоторых странах понятие государственного языка вообще отсутствует, например, в Австралии, Эритрее или в Люксембурге. В большинстве подобных случаев, однако, де-факто существует какой-то один основной язык, а также имеется целый ряд официальных документов, которыми устанавливаются сферы использования тех или иных языков.

В некоторых странах вопрос о том, в какой сфере общения следует использовать тот или иной язык, превратился в серьёзную политическую проблему. В современной истории это особенно характерно для русского языка в государствах на территории бывшего СССР, и это усиленно поддерживается нынешней властью в Москве. Я считаю такую политику ошибочной, более того, это еще больше будет удалять бывших соседей друг от друга.


* * *

Вопрос: Сегодня 23 февраля и мне бы хотелось в этой связи задать вам такой вопрос: что и кто сегодня отмечают в России?

Р.Ю. Для начала сделаем маленький экскурс в историю:23 февраля 1922 года по инициативе Троцкого Л.Д., тогдашнего председателя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам, постановлением ВЦИК большевиков был установлен как официальный день для празднования Дня Красной армии и Флота и до развала Союза этот день так и праздновался по всему СССР. После развала Союза в 1991 году этот праздник перестали отмечать почти во всех бывших республиках Союза, за исключением России, Беларуси и Киргизии. Во всех других республиках появились свои Вооруженные силы и даты у всех разные. К примеру, в моем родном Азербайджане указом президента Гейдара Алиева от 22 мая 1998 года День Вооруженных сил отмечается 26 июня в связи с тем, что 26 июня 1918 г. постановлением правительства Азербайджанской Демократической Республики, за подписью Мамед Эмина Расулзаде, сформированный по решению Особого Закавказского Комитета Мусульманский корпус был переименован в Отдельный азербайджанский корпус.

С первых же дней подразделения азербайджанской армии вели тяжелые бои с армянскими незаконными вооруженными формированиями практически по всей территории страны. Азербайджанская армия стала надежным гарантом независимости тогдашней Республики и его народа, сделавшего выбор на создание первого демократического государства в мусульманском Востоке. И потому, уже после развала Союза, в 1998 году Гейдар Алиев (не знаю, нравилось ему это или нет) и объявил официально этот день праздником Вооруженных Сил и не рабочим днем в стране. Точно также произошло и во многих других республиках бывшего Союза, где сегодня 23 февраля является обычным рабочим днем. Здесь также очень важно отметить и то, как и с чем связано такое негативное отношение к Красной армии в этих странах. Везде, где устанавливалась советская власть, осуществлялся «красный террор» (это лозунг Троцкого) по отношению к бывшим буржуазным правительствам и их сторонникам — это и уничтожение мусаватистов в Азербайджане, дашнаков в Армении, социал-демократов в Грузии, басмачей по всей Средней Азии, лесных братьев, действовавших в 1940-50 годах по всей Прибалтике после советской оккупации и т.д.

А если добавить к этому и то, что во многих бывших республиках Союза сегодня отмечаются Дни Оккупации советской армией, то тогда становится ясным то идеологическое различие, что существует сегодня в подходах к этой дате между нынешней Россией и ее бывшими сателлитами. И потому ответ на ваш вопрос лежит на поверхности: все те, кто сегодня радуются независимости своих стран и помнят те жертвы, которые понесли их страны во времена советской оккупации, а также тот морально-духовный урон от коллективизаций, репрессий, разрушений храмов и мечетей и много другого — те, конечно же, с неприятием относятся к 23 февраля как дню советской армии, той самой армии, что потопила в крови мирных граждан в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии 1968 г., Афганистане в 1979 г, в городе Ош в 1986 году, в Тбилиси в 1989 г. в Баку в январе 1990 г и в Риге в 1991 г. И таких дат у каждой страны, бывшей под советской оккупацией, очень много — у поляков это Катынь, которая по сегодняшний день стоит как барьер между Польшей и Россией, это и пакт Молотова-Риббентропа с последующей аннексией Прибалтики, это и советско-финская война, это и многое другое.