ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕЗАМЕНИМ

ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕЗАМЕНИМ

Давид ШАРП

В минувшую пятницу из Румынии были доставлены гробы с телами шести израильских военнослужащих, разбившихся в Карпатах в ходе совместных учений с румынскими ВВС

Катастрофа вертолета "Ясур" (СН-53) на минувшей неделе напомнила о ряде других трагедий, случившихся с машинами этого типа. Особого упоминания заслуживают две из них. Первая произошла 10 мая 1977 года в Иорданской долине, во время плановых учений десантной бригады. На борту машины находилось 44 парашютиста и десять военнослужащих ВВС, включая экипаж. Через короткое время после взлета вертолет снизился, зацепился за склон горы и рухнул на землю. Выживших не было. Расследование показало, что полет проводился с нарушением всевозможных норм техники безопасности и существующих распоряжений. Мало того, что не были до конца устранены различные поломки, число находившихся на борту превышало допустимые производителем нормы. Расследовавшая трагедию комиссия пришла к выводу, что эта цифра не должна превышать 37 человек, включая 3 членов экипажа. Были в той страшной катастрофе и свои "счастливчики" - четырем бойцам места просто не хватило, и их не взяли на борт. Еще одна поразительная, особенно для наших дней, подробность тех событий: несмотря на ужас и масштабы происшедшего бригадные учения не были прекращены! Задача практически целиком погибшей роты была возложена на другую, и маневры продолжились. Сейчас такое невозможно и вообразить. Тогдашний командир бригады, будущий генерал и генеральный директор министерства обороны Амос Ярон объяснил это тем, что маневры — ни что иное, как отработка военных действий. Ну а на войне — как на войне, гибель товарищей отнюдь не всегда уважительная причина для прекращения операции…

Еще одна катастрофа "Ясуров" не только унесла жизни 73 солдат ЦАХАЛа, но имела для Израиля весомые стратегические последствия. Две машины, доставлявшие бойцов в "зону безопасности" в южном Ливане, вечером 4 февраля 1997 года столкнулись друг с другом над мошавом Шаар Ишув. И снова никто не смог спастись. Причиной катастрофы стал человеческий фактор, а сама она одним из поворотных пунктов в истории присутствия ЦАХАЛа в Ливане. После нее кампания за вывод войск из Ливана существенно усилилась.

Следующими в этой череде стали провальная операция морских коммандос из "Шайетет-13" возле ливанской деревни Анцария, и гибель в результате взрыва фугаса командира подразделения по связям с Ливаном, бригадного генерала Эреза Герштейна.
Несмотря на нередкие аварии за более чем сорокалетнюю службу (первый СН-53 поступил на вооружение в 1969 году) в израильских ВВС, этот вертолет по-прежнему считается очень хорошей, надежной и незаменимой в своем классе боевых машин. Причиной же их катастроф в подавляющем большинстве случаев являлся человеческий фактор являлся причиной катастроф в большинстве случаев. "Ясур" - самый крупный транспортный вертолет израильских ВВС, он способен доставлять большое количество бойцов или тяжелые грузы на значительно большие расстояния, чем состоящий на вооружении менее крупный "Блэк хок". Огромную роль при таких полетах играет возможность дозаправки в воздухе. Кроме того вертолет может взять топливо в грузовой отсек, а потом заправиться совершив посадку.

Все находящиеся в строю машины, начиная с 1992 года, модернизировались в рамках проекта "Ясур-2000", а буквально в эти дни реализуется проект "Ясур-2025", чтобы оставить эти вертолеты на вооружении в течение еще 15 лет.
Перечисленные выше качества машины делают ее незаменимой при проведении спасательных, тайных разведывательных и диверсионных операций вдали от израильских границ. Здесь мы и подходим к причинам, вынуждающим израильские ВВС тренироваться на территории других стран.

Подобная необходимость была осознана в ЦАХАЛе не сразу. Причиной тому и характер угроз в 50-80-е годы, и тогдашняя закрытость армии даже для дружественных государств. Наконец, до соглашений в Ослов 1993 для многих стран военное сотрудничество с Израилем выглядело неприемлемым. В те годы боевые действия велись, как правило, вблизи израильских границ, да и не очень любили в ВВС делиться своими секретами, опасаясь, что они могут стать известными противнику. Лишнего старались не демонстрировать даже американцам. Эпизодически проводились и операции на большой удаленности от границ Израиля, но они не являлись частью общей военной доктрины армии. В этих случаях предпочитали снарядить своего рода сборную и подготовить ее, насколько условия позволяют, к конкретной операции. Ярким примером такого подхода стала операция уничтожения иракского ядерного реактора в 1981 году.

Все кардинально изменилось в 1991 году. После того как на Израиль обрушились десятки иракских "скадов", стало совершенно ясно, что необходимо найти адекватный ответ угрозам Израилю, исходящим из отдаленных источников. Началась целенаправленная закупка самолетов, способных наносить эффективные удары по земле и успешно вести воздушный бой на большом отдалении от своих баз. Первыми ласточками в этом направлении стали 25 самолетов типа F-15I, купленных за рекордную для 90-х цену и заметно отличающихся от F-15, имеющихся на вооружении. В наших ВВС они получил название "Раам" ("Гром"). За ними "алию" совершили 102 F-16I, названные "Суфа" ("Буря"). Последние самолеты, купленные в рамках этой сделки, прибыли в Израиль менее двух лет назад.

Полеты в разных режимах, на длинные дистанции да еще и в необычных для Израиля географических и климатических условиях стали насущной необходимостью. Но отрабатывать их в нашей стране негде. Именно поэтому пришлось обращаться за помощью к дружественным странам. В те же годы в ЦАХАЛе наконец решили отойти от политики закрытости, после чего регулярно стали проводиться совместные учения с ВВС дружественных государств. Однако преимущественно израильтяне тренируются на чужой территории самостоятельно, лишь согласовывая необходимые вопросы с принимающей стороной. Более того, по- настоящему секретное оборудование или вооружение, как правило, не берется на эти воздушные маневры ,и приходится воздерживаться от отработки действий, которые могут пролить свет на некую тайно готовящуюся операцию.
Насколько важно отрабатывать полеты на большую дальность в малознакомых условиях наглядно показала провальная попытка американцев освободить в апреле 1980 года своих заложников в Тегеране. Неподготовленность к определенного рода полетам и просчеты в планировании операции привели к самой настоящей катастрофе. Воздушная акция сорвалась, а иранцам достались как целые, так и сгоревшие американские самолеты и вертолеты.

Чтобы избежать подобное, пилоты "Ясуров" вместе со своими машинами находились в Румынии. Длительный перелет из Израиля, а затем возможность тренироваться в Карпатах в непростых метеоусловиях — подобный опыт сложно переоценить. Тем более, что возможность столкновения с Ираном и (или) с Сирией весьма велика. Более того, в связи с кризисом в отношениях с Турцией наши вертолетчики вынуждены были лететь огибая ее воздушное пространство, то есть заметно более длинным путем. При проведении спасательных и специальных операций вдали от границ Израиля "Ясуру" отводится главная роль.

Носителем опыта такого рода и был погибший в Румынии подполковник запаса Даниэль Шипенбаур, посмертно произведенный в полковники - присвоение ему очередного звания было утверждено еще раньше. Он прошел путь от рядового пилота до командира эскадрильи, а затем отвечал в штабе ВВС за планирование специальных операций. Его гибель особенно болезненна и потому, что Даниэль был настоящим кладезем знаний и опыта в своем деле. В свое время из-за проблем с сердцем он на год был отстранен от полетов, но проявил настойчивость, и повторная медкомиссия во главе с начальником медицинской службы ВВС утвердила его возвращение за штурвал вертолета.
Командование ЦАХАЛа приняло решение посмертно повысить в звании еще двух погибших при крушении летчиков ВВС: лейтенанту Ниру Лакрифу присвоено звание капитана, старшине Орену Коэну — звание старшего прапорщика.

Тренировки израильских ВВС в других странах, а также совместные маневры, особо не афишируются в основном из политических соображений. Как правило, информация о них попадает в СМИ, когда что-то случается. Так произошло и сейчас. Причем на этой неделе, во вторник, "Ясуры" в Румынии снова напомнили о себе: местные СМИ сообщили, что, направляясь в Израиль, два вертолета совершили вынужденную посадку в поле по причине незначительной технической неполадки.

Одной из первых стран, открывших свое воздушное пространство для наших ВВС, стала Турция. Это произошло в 1993 году. Для отработки сирийского, иракского, и иранского сценариев ее территория выглядит весьма привлекательно: большие расстояния, схожая местность и метеорологические условия. До недавних пор, как минимум, раз в год проводились совместные маневры, а в остальных случаях израильтяне тренировались самостоятельно. Принято считать, что присутствие израильских самолетов в Турции заметно снизилось за последние 3 года из-за ухудшения отношений между странами, но это не совсем так. Уже с начала десятилетия израильские ВВС стали всерьез сокращать количество своих временных базирований на турецкой территории. С точки зрения командования, Турция в этом плане в заметной степени себя исчерпала, и появились новые возможности: США, Германия, Италия, Греция, та же Румыния. Поэтому утверждение, что именно кризис в отношениях с Турцией стал причиной резкого сокращения объемов тренировок израильских ВВС на ее территории, будет неправомерным.

"Новости недели" — "Континент"