ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ «МОГУЧЕЙ КУЧКИ И П.И ЧАЙКОВСКОГО»

ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ТРАДИЦИЙ «МОГУЧЕЙ КУЧКИ И П.И ЧАЙКОВСКОГО»

Виталий РОНИН

В плеяде знаменитых русских композиторов, таких как Чайковский, Мусоргский, Бородин, Глинка, Римский-Корсаков Александр Константинович Глазунов занимает достойное место. Созданные им многочисленные музыкальные произведения, охватывающие все жанры, за исключением оперы, отличаются высочайшим уровнем. Многократно исполняемые на оперной сцене (балеты), в концертных залах, в рамках музыкальных фестивалей ( симфонии, сюиты, увертюры, элегии, рапсодии, сонаты, романсы, кантаты…) не только в России, но и в различных странах мира, — они производили и сейчас ещё продолжают производить неизгладимое впечатление как на профессионалов, так и на любителей музыки. Среди знатоков сложилось непререкаемое мнение, что композитор их создавший, внёс выдающийся вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства Не менее значительной расценивается его роль как педагога и многолетнего руководителя Петербургской (впоследствии Ленинградской) консерватории. В истории русской музыкальной культуры Глазунов рассматривается как продолжатель традиций не только «Могучей кучки», сыгравшей эпохальную роль в развитии русского и мирового искусства, но и П.И Чайковского. Вместе с тем, стиль его произведений позволяет, в определённой степени, причислить его к представителям «Новой русской школы». Им культивировались европейские музыкальные формы. И поэтому Глазунов, как композитор, представляет собой связующее звено между российской и западной музыкальными культурами.

А.К. Глазунов родился 10 августа 1865 года в Петербурге. Отец был известным издателем и книгопродавцем. Мать — пианист. Оба любили музыку и разбирались в ней. Отец играл на скрипке, а мать — прекрасно на фортепиано. Для совершенствования своего музыкального образования и исполнительской техники она брала уроки фортепианной игры и теории музыки у лучших профессионалов Петербурга. Родители, без сомнения, руководствовались выявленными ими в нём ранними музыкальными способностями (известно, что он обладал хорошим слухом и прекрасной музыкальной памятью). Так или иначе, он начал брать частные уроки теории музыки у Еленковского, преподавателя консерватории. Первый учитель оказал самое положительное влияние на своего ученика, способствовал его музыкальному развитию. Отдавая, в первое время, предпочтение итальянской опере, он вскоре увлекается творчеством М.И.Глинки и других русских композиторов. Любопытно, что одновременно с обучением музыке, у него появился интерес к композиции. Ободрённая успехами сына, мать просит М.А.Балакирева (Балакирев в то время был приглашён для занятий с нею) порекомендовать учителя для него. Балакирев, ознакомившись с его детскими сочинениями ( набросками партитуры к опере «Рустем и Зораб», импровизаций…), распознал в нём талант, и направил мальчика к Н.А.Римскому -Корсакову. Будущему ученику композитора исполнилось 13 лет. Спустя короткое время стало очевидным, что Александр осваивает предметы с невиданной скоростью. Римский -Корсаков по этому поводу писал, что прогресс нарастал не по дням, а по часам. И, в действительности, он прошёл с ним весь курс гармонии, контрапункта, музыкальных форм, инструментовки, теории композиции всего за полтора года.

Именно с этого возраста Александр Глазунов начал проявлять выдающиеся способности в композиции. Наряду с занятиями музыкой, он обучался во 2-м реальном училище, которое закончил в 1883 году, и, в качестве вольнослушателя, посещал филологический факультет Петербургского университета, но вскоре оставил его. Надо ли удивляться тому, что подросток, проявивший недюжинные музыкальные способности, несмотря на свой столь юный возраст, из разряда ученика постепенно перешёл в категорию друга как М.А.Балакирева, так и Н.А. Римского-Корсакова.
Время не заставило себя долго ждать. Уже в 16-летнем возрасте он представляет на суд музыкальной общественности свою 1-ю симфонию. Это произведение Глазунова было исполнено 29 марта 1882 года в Петербурге под управлением Балакирева в концерте Бесплатной музыкальной школы. Дебют молодого композитора оказался настолько успешным, что Римский-Корсаков назвал этот день великим праздником для всех музыкантов Петербурга.

С появлением 1-й симфонии, подвергавшейся впоследствии несколько раз переинструментовке, начался наиболее плодотворный период творчества Глазунова, продолжавшийся больше двадцати лет. Из более чем 100 музыкальных произведений разного жанра, входящих в наследие композитора, этому периоду принадлежит подавляющая часть. Это и 8 симфоний, из которых наиболее значительными являются 4-я и 8-я; 3 балета, один из которых, «Раймонда», оказался наиболее популярным. После триумфального успеха, сопровождавшего первое исполнение балета в 1898 году (либретто Л.А. Пашковой и Мариуса Петипа, хореограф и постановщик Мариус Петипа), он вошёл в репертуар многих оперных сцен мира. Из-за невозможности перечислить все многочисленные произведения Глазунова, принадлежащие этому периоду его творчества, упомянём лишь несколько из них : струнный квартет, фортепианная сюита, увертюры на греческие темы, симфоническая поэма «Стенька Разин», серенады, кантаты, хоралы, романсы, прелюдии, элегии… Среди них находятся и совместные работы с другими композиторами, а также оркестровка и аранжировка произведений Шопена, Аренского, Мусоргского, Бородина… Работая над не вполне законченными Бородиным номерами оперы «Князь Игорь».он не только, вместе с Римским-Корсаковым, заканчивает их, но и записывает по памяти и подвергает инструментовке увертюру к ней.

Начинающий композитор редко добивается успеха и известности в музыкальном мире после исполнения своего первого произведения. Глазунову это удалось после публичного представления 1-й симфонии. Мало того, присутствующий на концерте страстный любитель музыки, богатый лесопромышленник М.П.Беляев, стал поклонником творчества композитора. Будучи филантропом, Беляев оказывал помощь ряду композиторов, в т.ч. и Глазунову. Благодаря ему, 1-я симфония была в том же 1882 году исполнена в Москве, а другие сочинения композитора исполнялись сразу же, после их создания. Нельзя не заметить что Глазунов стал постоянным участником «Русских симфонических концертов», организованных Беляевым, программы которых были составлены из произведений отечественных композиторов.

Успех Глазунова был очевиден. Встреча П.И. Чайковским в 1884 году привела не только к дружеским взаимоотношениям двух композиторов. Чайковский оказал на творчество Глазунова сильное влияние: музыка Глазунова приобрела драматизм и патетическую взволнованность. Любопытно, что в этом же году во время поездки за границу, организованной Беляевым, у него произошла тёплая встреча с Ференцем Листом. По-видимому, на Глазунова эта, и последующие несколько встреч с прославленным музыкантом, произвели сильное впечатление. После смерти Ф.Листа он посвятил его памяти свою 2-ю симфонию. В рамках музыкального торжества в Веймаре, он слушал свою 1-ю симфонию под управлением Мюллера-Гартунга. Помимо Германии, они посетили Францию и Испанию. 1884 год был знаменателен для Глазунова и тем, что он начал получать учреждённую Беляевым премию, которую, кстати говоря, впоследствии ему вручали ежегодно. Первую премию, полученную им за 1-й струнный квартет, он пожертвовал на памятник Мусоргскому. Спустя 5 лет, Беляев предложил ему новую поездку за границу вместе с другими композиторами. В двух концертах, организованных Беляевым на очередной Всемирной выставке в Париже, Глазунов дирижировал собственными произведениями. В конце 80-х и начале 90-х он достиг вершин своего мастерства и расцвета своего таланта. Выросла и его популярность. В Англии композитор пользовался особенным успехом. Он выступал в этой стране неоднократно, и в 1907 году ему присвоили степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов.
С 1899 года, когда он был назначен профессором петербургской консерватории, а с 1905 — её директором, для творческой деятельности у Глазунова оставалось не так уж много времени. Всё же, за последующие годы, им создано немало замечательных, в основном, инструментальных произведений. Есть свидетельства тому, что он был хорошим педагогом, а в должности администратора, вплоть до 1928 года. он внёс большой вклад в процесс совершенствования работы консерватории.. В 1922 году, к 40-летию его творческой деятельности, ему присвоили звание народного артиста Республики. Юбилей был отмечен рядом авторских концертов. К торжеству была приурочена постановка балета «Раймонда», одного из лучших произведений композитора.

После того как он выехал из России в 1928 году, по одной из версий, в Вену, для участия в качестве члена жюри Международного конкурса им. Ф.Шуберта, из-за болезни он уже не возвратился на родину никогда. Жалуясь на плохое самочувствие, на усталость, он всё же продолжал работать как композитор (ряд его произведений датирован 1933-34 гг.) и дирижёр. Вплоть до 1931 года он дирижировал своими произведениями в Лиссабоне, Мадриде, Париже, Валенсии... В Америке, в 1929 году, он дал 7 концертов в 4-х городах, в том числе и в Чикаго. А в последующие два года он дирижировал своими произведениями в Праге, Варшаве, Лодзи, Истборне, Амстердаме… Как пишет Г.П.Фёдорова, его посмертное сочинение — хоровой «Реквием», исполнялся впервые в июне 1938 года на концерте, посвящённом памяти Ф.И.Шаляпина.

Местом для постоянного проживания он избрал Париж. Здесь А.К.Глазунов провёл последние годы жизни вместе с женой Ольгой Гавриловой и приёмной дочерью Еленой Гавриловой (Глазуновой) — пианисткой. Она часто выступала в совместных с ним концертах как солист, исполняя его сочинения для фортепиано. В таких концертах отец выступал в качестве дирижёра.

Умер Александр Глазунов в Париже 21 марта 1936 года. В 1972 году его прах с почестями был перенесен в Ленинград.

В истории музыкального искусства мира Александр Глазунов останется как
талантливый композитор, автор главным образом инструментальной музыки, отличительными чертами которого были: великолепное техническое мастерство, оригинальность и свежесть композиции, плодовитость… В результате его творчества мир искусства обогатился замечательными музыкальными произведениями, многие из которых оцениваются как шедевры.