ИМЕНИ ГЕОРГИЯ ДИМИТРОВА

ИМЕНИ ГЕОРГИЯ ДИМИТРОВА

Тимур БОЯРСКИЙ

Георгий Михайлович Димитров родился и умер в Болгарии. В связи с тем, что он возглавлял послевоенную Болгарию и расстреливал болгар, которые ему не нравились, его называли болгарским Лениным. После его смерти в 1949 году в центре города Софии для него соорудили мавзолей, и таким образом обеспечили ему сходство с Лениным не только при жизни, но и после смерти. Однако 25 февраля 1992 года прах Георгия Димитрова предали земле, а мавзолей взорвали, «…как сооружение идеологически и архитектурно чуждое городу Софии».
Но Болгария нам не указ. В России и на Украине Георгия Михайловича продолжают считать святым и героическим человеком. Город, который когда-то назывался Мелекесс, сейчас называется Димитровград.
Можно привести перечень российских городов, в которых есть памятник Димитрову или улица Димитрова, но это займёт много места. Для примера: в Санкт-Петербурге есть улица имени Димитрова в районе Купчино и памятник напротив кинотеатра «Чайка». Улица Димитрова в Самаре имеет длину более 3-х километров. В Ярославле, Калуге и Владикавказе памятники, как стояли, так и стоят. Есть проспект Димитрова в белорусском городе Могилёве и многих других белорусских городах.
На Украине есть город Димитровград в Донецкой области. Про улицы и памятники долго рассказывать. Есть улица Димитрова в далёком Пном-Пене, видимо, так она названа во времена великого лидера народа кхмеров Пол Пота, который мог его считать одним из своих великих предшественников. Впрочем, в Пном-Пене много чудес. Тот, кто попадёт туда на экскурсию, поинтересуется. Нас же сегодня интересует, что сделал Георгий Димитров для России и Украины и Белоруссии, что его память так священна.
Если не считать, короткого периода, когда Георгий Михайлович был лидером Болгарии, то придётся сказать, что вся его биография связана с Коминтерном. Он там работал с момента его создания и до момента его ликвидации, а в период с 1935 по 1943 год был его генеральным секретарём.
До тех пор, пока он не стал генеральным секретарём, его разрешалось критиковать. Вот что о нём написала А. Куусинен — жена пожизненного члена политбюро ЦК КПСС Отто Вильгельмовича Куусинена: «Димитров работал в различных отделах Коминтерна. Но всякий раз его приходилось смещать: его интересовали только выпивки и женщины. В Коминтерне отказывались с ним работать. Отто сказал мне: «Никто не хочет связываться с Димитровым. Куда его деть? Лучше, наверное, отправить обратно на Балканы». То есть даже в таком политическом серпентарии, как Коминтерн он отличался не в самую лучшую сторону. Впрочем, вино и женщин, если бы у меня спросили, я бы как раз ему простил.
На Балканы его отправили. Потом переправили в Германию. Там и случился его звёздный час. Его обвинили в поджоге рейхстага и отдали под суд. Текст его знаменитой речи для немецкого суда писал не кто иной, как Отто Вильгельмович. То есть, Георгий Михайлович был не таким умным, как нам всегда внушали, ему всегда были нужны шпаргалки. Удивительно, но гитлеровский суд его оправдал. Сталинская юстиция таких осечек не допускала. Если бы его судьба была не настолько благополучной, и его обвинили бы не в поджоге рейхстага, а в поджоге сапожной мастерской в городе Люберцы, он бы оставшуюся часть жизни работал не в Коминтерне, а на лесоповале.
Сегодня можно задать вопрос: действительно ли Георгий Димитров и два его подельника не имели отношения к поджогу рейхстага, или суд просто не смог этого доказать? Ведь зарубежные центры Коминтерна создавались именно для того, чтобы дестабилизировать обстановку в стране пребывания и приблизить её к мировой революции — главной и единственной цели коммунистов. Но по решению суда крайним оказался психически неуравновешенный Маринус ван дер Люббе, а Георгий Димитров получил мировую известность и с триумфом вернулся в Москву. Вопрос о причастности Димитрова к поджогу вопрос имеет право на существование, но приговор суда его перевешивает.
Коминтерн, именовавший себя штабом мировой революции, существовал 24 года, организовал множество авантюр, провокаций и террористических актов, потратил такое количество денег Советского Союза, что можно получить инфаркт только от оглашения этой цифры, но ни в одной стране мира революции не организовал и социализма не построил. Ближе всего к этой цели Коминтерн оказался в Испании в середине 30 годов прошлого столетия.
Именно в это время Коминтерном руководил Георгий Михайлович Димитров. Авантюра Коминтерна, которая, в конечном счёте, закончилась позорным поражением, обошлась испанцам в 1 миллион жизней. Столько испанцев погибло в результате этой гражданской войны. Поэтому в Испании вы не найдёте памятника Георгию Димитрову. Генерал Франко и испанский народ не дали возможности Димитрову превратить Испанию в Кампучию.
Работавший в аэропорту Симферополь Герой Советского Союза в молодости пилот бомбардировщика Константин Степанович Усенко через несколько лет после испанских событий участвовал в другой похожей авантюре — в советско-финской войне. Он мне рассказывал, что в рацион лётчиков того полка, в котором он служил, входили апельсины. На ящиках с апельсинами были наклейки, которые свидетельствовали, что их вырастили в Испании, вождём которой был генерал, а позднее генералиссимус, лидер фашисткой партии Франко.
Как это понимать? В сентябре 1939 года гитлеровская Германия превратилась из врага в друга и союзника, и дружественная Германии Испания тоже автоматически превратилась в друга Советского Союза. Так за что же погиб миллион испанцев?
Но это было несколько позже. А в 1936 году в Испании на помощь прокоммунистическому правительству пришли интербригады. Откуда они взялись? Кто в них входил? Кто их вооружал? Кто их финансировал? Каждый боец интербригад получал 10 песет в день.
Лучше всех всё это знал Георгий Михайлович. Он всю жизнь вёл дневник. Эти записи опубликованы. Дневник написан очень осторожным, далёким от откровенности языком. Тем не менее, там есть кое-что интересное.
База интербригад была в городе Альбасета. Во главе базы Димитров назначил коминтерновца французского происхождения Андре Марти. Испанцы его называли палачом из Альбасеты. Любитель приключений Эрнст Хемингуэй тоже участвовал в испанских событиях, причём не на стороне генерала Франко, а на стороне республиканского правительства. Но это ему не помешало осудить Андре Марти: «Андре Марти — чокнутый, как постельный клоп. У него мания — расстреливать людей».
После того, как Марти расстрелял 500 интербригадовцев, которых он счёл сторонниками Троцкого, его, как члена коммунистической партии Франции, позвали в Париж, чтобы привлечь к партийной ответственности. Там он с гордостью подтвердил сведения про 500 расстрелянных, понимая, что Коминтерн во главе с Димитровым его в обиду не даст. Для Коминтерна это был несгибаемый боец без страха и упрёка. Похожая участь постигла членов партии ПОУМ — Рабочей партии марксистского единства. Считалось, что она тоже сочувствует Троцкому, хотя Троцкий в этот период своей жизни занимался исключительно тем, что клеймил не только Сталина, но и Гитлера с Франко, а с другой стороны многократно партию ПОУМ критиковал. Но кто будет разбираться с такими деталями в военное время? Историки утверждают, что с лидера этой партии Андре Нина сняли кожу прежде, чем умертвить.
Одним словом, Георгий Димитров на посту главы Коминтерна не преуспел, поставленных перед ним задач не решил, и Сталин, убедившись в бесполезности этой организации, её ликвидировал в 1943 году, а Георгия Михайловича назначил заведующим отделом внешней политики ЦК КПСС. Там он занимался тем же самым, что и в Коминтерне. После того, как Советский Союз одержал победу в войне, и страны Восточной Европы под контролем советских войск приступили к строительству социализма, с бывших лидеров Коминтерна вытерли пыль и направили каждого в соответствии с его происхождением для руководства соответствующей страной. Так Георгий Димитров стал главой болгарского государства. Министром внутренних дел в правительстве Георгия Димитрова был назначен Тодор Живков, будущий многолетний глава Болгарии. Не быть бы ему главой, если бы он не отличился на посту министра внутренних дел. Он создал народные трибуналы и организовал множество судебных процессов над людьми, имевшими хоть какое-то отношение к старому государственному аппарату. Только в 1945 году было расстреляно 2800 человек и 7000 попали за тюремные решётки. Что произошло потом? Потом были выборы в Великое народное собрание 1946 года, на которых, люди, не имеющие партбилетов болгарской компартии, получили 99 мандатов из 445. Что сделал Георгий Михайлович после выборов? Правильно, он ликвидировал оппозицию, и лидер оппозиции Никола Петков был казнён. Справедливости ради следует сказать, что не всех оппозиционеров казнили, многих заключили в тюрьму. При жизни Георгий Михайлович имел репутацию либерала. И даже несколько раз позволил себе вступиться за отдельных работников Коминтерна, которых чекисты из ведомства Ежова — Берии арестовали. Заступничество, конечно, не помогло, но на этом основании можно сделать вывод, что в тёмной биографии Георгия Димитрова есть светлые пятнышки. Хотя с другой стороны, имелись ли достаточные основания, чтобы спасти от наказания членов преступной организации? Оказывается, либерализм не всегда бывает со знаком плюс.
Уважаемые члены коммунистических партий России, Украины и Белоруссии. Напоминаю вам, что день рождения Георгия Михайловича Димитрова 18 июня. Если бы он не умер в 1949 году, то в 2010 ему исполнилось бы 128 лет. Не забудьте положить цветы к его многочисленным памятникам. Остальные граждане этих стран лишний раз обратят внимание на возлагающих цветы субъектов, единомышленникам которых удалось одурачить такое количество людей в таком количестве стран. Должны же мы знать, кто есть кто.