КАЛЕЙДОСКОП ЦЕН

КАЛЕЙДОСКОП ЦЕН

На протяжении последних двух десятилетий предпринимались многочисленные попытки определить реальную стоимость человеческой жизни. Разнообразие оценок потрясает воображение.

Единого тарифа на стоимость человеческой жизни нет даже в Администрации США. Так, традиционно самые высокие оценки ставит Агентство по Охране Окружающей Среды США (Environmental Protection Agency). В июле 2008 года Агентство снизило оценку стоимости человеческой жизни с $7.8 млн. до $6.9 млн. В то же время одно из подразделений Агентства — Отдел Воды (Office of Water) — продолжает использовать иную оценку — $8.7 млн.
Намного ниже оценивает стоимость человеческой жизни Министерство Транспорта. Впервые эта цифра была выведена Министерством в 1993 году — тогда стоимость жизни была оценена в $2.5 млн. Впоследствии этот показатель несколько раз корректировали с учетом инфляции (в последний раз в январе 2002 года) — ныне он составляет $5.8 млн.
В свою очередь, Комиссия по Безопасности Потребительских Товаров (Consumer Product Safety Commission) для расчета компенсаций, которую вправе получать потребители, убитые недоброкачественными изделиями, использует иную оценку — $2 млн. Администрация по контролю за Продовольствием и Медикаментами (Food and Drug Administration) оценивает человеческую жизнь в $5.5 млн., Федеральная Авиационная Администрация (Federal Aviation Administration) — в $3 млн., Бюро Статистики трудаBureau of Labor Statistics — в $4 млн. и т.д.
Для сравнения, Великобритания, Канада и Австралия по многим показателям — например, по продолжительности и уровню жизни населения — схожи с США. Британское Министерство Окружающей Среды, Транспорта и Регионов (UK Department of the Environment, Transport, and Regions) оценивает жизнь британца в $1.2 млн. Правительство Канады оценивает жизнь гражданина этой страны в $1.7- $5.7 млн., Австралийское Бюро Экономики Транспорта и Коммуникаций (Bureau of Transport and Communications Economics) — в $700 тыс.
Кип Вискуси (Kip Viscusi), профессор Университета Вандербильта (Vanderbilt University), традиционно считается одним из ведущих специалистов в этой сфере. Он опубликовал много работ, в которых анализируются различные методы оценки цены человеческой жизни. К примеру, в 2004 году он выпустил книгу «Цена Жизни: Оценки Рисков, Связанные с Профессией и Сферой Экономики» (The Value of Life: Estimates with Risks by Occupation and Industry), которая основана на статистических данных — зарплатах, которые получают представители различных профессий, и уровнях риска, которому они подвергаются. Расчеты строятся по следующей схеме. К примеру, А зарабатывает в год $40 тыс., а его брат-близнец B — $42 тыс., однако там, где работает B, риск его жизни на 1% выше, по сравнению с работой, которую выполняет А. Следовательно, если 1% риска стоит $2 тыс., то вся жизнь — 100% риска — $200 тыс. По подсчетам Вискуси, средняя стоимость жизни работающего американца составляет $4.7 млн. Для «синего воротничка»-мужчины этот показатель равен $7 млн., для женщины — $8.5 млн. Впоследствии Вискуси опубликовал еще несколько исследований, в которых доказывал, что стоимость жизни среднестатистического жителя США колеблется в пределах $3-9 млн.
Австралийский ученый Пол Миллер (Paul Miller) в 1997 году оценил цену жизни человека, погибшего в результате несчастного случая, в $11-19 млн. Миллер основывал свой подсчет, складывая компенсации, которые выплачивали семьям погибших страховые компании и работодатели, приплюсовывая к этому невыплаченные человеком налоги, невыпущенную им продукцию, не рожденных детей и пр.
Анализ, проведенный Университетом ЧикагоUniversity of Chicago, показал, что подлинная стоимость человеческой жизни составляет не более $1.54 млн. Этот вывод был сделан на основе следующих выкладок: в 1987 году власти США подняли допустимую скорость передвижения по ряду магистралей страны. Анализ статистики за 1987-1992 годы показал, что это решение привело к предсказуемому результату: автомобилисты начали ездить быстрее (на 2%). Следовательно, они стали экономить время — умножение количества сэкономленного времени на размеры среднестатистической почасовой оплаты труда позволило вывести первое значение, использованное в итоговом подсчете. На другую чашу весов был положен другой показатель: количество дорожно-транспортных происшествий — их число также значительно выросло (на 35%). После этого было подсчитано, что увеличение лимитов скорости привело к экономии 125 тыс. часов времени на каждую погубленную жизнь — то есть $1.54 млн.
В рамках исследования Стэнфордского Университета использовался другой метод подсчета. В качестве критерия была взята стоимость процедуры диализа — подключения пациента к аппарату «искусственная почка». Анализ показал, что стоимость года жизни (или всей жизни — поскольку без диализа большинство подобных больных неизбежно умрут в страшных мучениях) для людей, страдающих почечной недостаточностью, составляет $129 тыс.
Иные исследователи дают иные оценки цены человеческой жизни, основанные на медицинских критериях. К примеру, в 2001 году группа ученых (из Госпиталя Массачусетса, Гарвардского Университета, Университета Бостона и пр.) проанализировала влияние антивиральной терапии на человека, больного СПИДом. По этому критерию, дополнительный год жизни больного этим неизлечимым заболеванием был оценен в $23 тыс. В 2002 году Университет Миссури роль аспирина в профилактике потенциально фатальных сердечно-сосудистых заболеваний (инфарктов и инсультов). Здесь стоимость года жизни сердечника была оценена в $11- $31 тыс. В мае 2008 года журнал Time сообщил, что в большинстве случаев медицинские страховые компании, работающие в индустриально развитых странах мира, оценивают стоимость человеческой жизни максимум в $50 тыс.
Лора Тэйлор (Laura Taylor) и Янус Мрожек (Janus Mrozek) в 2002 году опубликовали в журнале Journal of Policy Analysis and Management статью, в которой привели свои выкладки — они использовали сводные данные по всем методикам оценки стоимости жизни. По их оценкам, жизнь человека стоит примерно $2-3 млн.
Большинство исследований показывают, что чем богаче страна — тем выше она оценивает жизнь своих граждан. Аллан Фелдман (Allan Feldman), автор книги «Переоценка Цены Жизни» (The Value of Life Revisited), использовал для подсчета шкалу сравнительной покупательной способности жителей разных стран. По его оценкам, стоимость жизни француза составляет примерно $2 млн. 180 тыс., китайца — $687 тыс., индуса — около $16 тыс.



НЕСТАНДАРТНЫЕ ПРИМЕРЫ
Оценить цену человеческой жизни возможно с помощью нестандартных методов. Они также дают некое представление о том, какова рыночная стоимость человека.

В 1985 году американский фантаст Артур Порджес (Arthur Porges) впервые выступил с новой идеей: он подсчитал стоимость химических соединений, находящихся в теле человека. Тогда он определил их совокупную стоимость в $1.80. В 2006 году Бюро по Делам Химии и ПочвBureau of Chemistry and Soils (действует в составе Министерства Сельского Хозяйства СШАDepartment of Agriculture) подняло цену до $4.50. Оно определило, что тело человека на 65% состоит из кислорода, на 18% — из углерода, на 3% из азота, на 1.5% — из кальция, на 1% — из фосфора и пр. (были учтены и 0.0004% железа и 0.00004% йода). Стоимость этих субстанций была определена с помощью биржевых котировок.
В 2002 году журнал Wired пошел по иному пути: он определил не стоимость человеческой жизни, а стоимость ее вместилища — человеческого тела. Была вычислена максимальная стоимость, которую можно получить за счет продажи различных человеческих органов. Методика подсчета основывалась на официальной стоимости отдельных человеческих органов, применяемых в медицине и биотехнологической индустрии США. Цены «черного рынка» в расчет не принимались. Так, стоимость костного мозга человека была оценена в $23 млн. (из расчета $23 тыс. за грамм), стоимость легкого — $116.4 тыс., почки — $91.4 тыс., сердца — $57 тыс. Кроме этого, были оценены коммерческие возможности сдачи яйцеклеток женщинами и спермы — мужчинами и т.д. В итоге, здоровое человеческое тело было оценено в $45 млн.
Широко известна практика страхования деятелями искусств своих наиболее ценных частей тела и органов. «Звезды» страховали свои голоса, руки, ноги, груди, носы, профили, волосы, зубы, вкусовые рецепторы и т.п. Страховые суммы отличались редким разнообразием, и с их помощью весьма сложно понять, сколько же стоит человек искусства целиком. Кроме того, многие сообщения такого рода, которые публикуют «желтые» издания, не соответствуют действительности. Так, к примеру, оказались «утками» сообщения о том, что певица и актриса Дженнифер Лопес застраховала свои ягодицы на $1 млрд., а певец Том Джонс оценил сохранность буйной растительности на своей груди в $7 млн. С другой стороны, великий тенор Лучано Паваротти, скончавшийся в 2007 году, действительно застраховал свой основной актив — голос — на относительно скромную сумму $1 млн. (после смерти певца его состояние оценивалось примерно в $500 млн.)
В 2001 году Верховный Суд Лос-Анджелеса рекордно высоко оценил жизнь курильщика, пострадавшего от продукции табачной кампании. Ричард Бокен (Richard Boeken) страдал неоперабельными злокачественными опухолями, вызванными, по мнению медиков, его многолетним увлечением сигаретами Marlboro (он также сильно пил и употреблял наркотики). Бокен выиграл процесс у табачного гиганта Philipp Morris — суд обязал компанию выплатить ему более $3 млрд. в качестве компенсации невосполнимого ущерба, нанесенного его жизни. Это самая высокая в истории цена человеческой жизни, когда-либо подтвержденная судом.
Весьма умеренны успехи продавцов бесплотной субстанции, предположительно пребывающей в теле человека, — души. Первопроходцем стал американский студент Адам Бартл (Adam Burtle), который в 2001 году выставил свою душу на интернет-аукцион eBay. Максимальное предложение, которое получил Бартл, составляло $400, однако, на волне многочисленных протестов, eBay снял этот лот с аукциона.
В 2004 году молодой американец, только что получивший диплом юриста и готовившийся получить адвокатскую лицензию, вывесил на доску интернет-объявлений Craig's List анонимное предложение о продаже своей души (в комплекте с ней шел сертификат о собственности и красивый контейнер — для души). Продавец объяснял, что информация, которую он получил о работе адвоката, дает ему основания предполагать, что душа ему не потребуется. Неизвестно, была ли совершена эта сделка.
Последняя сделка такого рода свершилась в Новой Зеландии в июле 2008 года. 24-летний Уолтер Скотт (Walter Scott) продал свою бессмертную душу сети пиццерий «Дьявольская Пицца» (Hell Pizza) за $3.8 тыс. Продавец выставил свою душу на продажу на местном онлайн-аукционе и изначально попытался получить по меньшей мере $3 799. Максимальное предложение, полученное им до оферты Hell Pizza, было намного скромней — $456. То есть, покупатель души добавила к стартовой цене только $1.
Иные попытки продажи души показали, что этот товар не особо востребован — цена на него крайне невелика. Тем не менее, попытки продать душу предпринимаются постоянно. В 2008 году неизвестный австралиец попытался продать на eBay «душу Джоди», запросив за нее $6.
В свою очередь, 28-летний безработный американец Джеральд ФраллерGerald Fraller также попытался продать свою душу. На специально созданном сайте он единственный объяснил, почему его душа обладает определенной стоимостью. Фраллер пообещал покупателю отдавать ему небольшую долю своего дохода на протяжении всей жизни, делиться гонорарами от продажи книг, в которых будет описана эпопея продажи души, сдавать кровь на благотворительные цели (этого количества крови хватит, чтобы спасти 240 жизней), дать указанные владельцем души имена своим будущим детям и пр. Фраллер успешно продал одной из голливудских компаний права на экранизацию своей истории и получил полтора десятка предложений руки и сердца.
В любом случае, человеческие души оказываются намного дешевле отдельных частей человеческого тела. В США запрещена любого рода коммерческая деятельность с внутренними органами человека, пригодными для трансплантации (донорам и их наследникам запрещено даже принимать благодарственные подарки за переданный орган). Тем не менее, житель Флориды, известный лишь по нику Hchero, выставил на eBay свою почку (пояснив, что вторая почка ему нужна самому для продолжения жизни). Ставки достигли $5.7 млн., когда аукцион обратил внимание на этот лот и снял его с торгов. Известно, что во многих «бедных» странах мира почки покупают за суммы, иногда не превышающие $200.
Аналогичным образом в США запрещены продажи яйцеклеток. В 2005 году калифорнийский бизнесмен предложил бездетным парам приобретать яйцеклетки красивых актрис и моделей. Как сообщалось, в первые сутки работы сайта его посетили около 1 млн. человек, а предложение за яйцеклетку достигло $150 тыс. Этот сайт также был закрыт властями.
Также показателен пример с современным рабством. Является или не является человек рабом, определяется на основе трех главных критериев. В-первых, деятельность человека контролируется с помощью насилия или угрозы применения такого насилия. Во-вторых, человек находится в данном месте и занимается данным видом деятельности против своей воли и не может изменить ситуацию по собственному желанию. В-третьих, за свою работу он получает минимальную оплату, либо вообще ее не получает. Рабовладение запрещено во всех странах мира (любопытно, что последний запрет такого рода был введен относительно недавно: в 1981 году — в Мавритании). Тем не менее, по оценкам организации Free the Slaves, в номинальном отношении стоимость раба значительно понизилась. Если в 1850 году на Юге США среднестатистический раб продавался за сумму, равную современным $40 тыс. — ныне там же «раба» можно «купить» за $150-200. Формально, рабовладельцы «классического периода» несли ответственность за жизнь своих рабов перед законом (это правило соблюдалось далеко не всегда, но все-таки соблюдалось). Современные рабовладельцы действуют подпольно, что, де-факто, освобождает их от ответственности за жизнь своих невольников — результатом становятся частые убийства последних. То есть, фактически, жизнь человека стоит несколько десятков долларов.



СТОИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. КОЛЛЕКЦИЯ ФАКТОВ
Оценка цены человеческой жизни — изобретение не современное. Это понятие появилось в глубокой древности, так же, как и представление о том, что одни жизни более ценны, чем другие.

Историк Джон Фосберри (John Fosberry), автор книги «История Криминального Правосудия (Criminal Justice through the Ages), приводит ряд показательных примеров. Так, старейшим юридическим документом, в котором оценивается жизнь человека, является Кодекс Хаммурапи, действовавший в Вавилонии примерно в 1760-е годы до н. э. В Кодексе были установлены размеры выплат, которые должен был сделать семье убитогоубитой виновник смерти. Если убитым был представитель высшего сословия, то убийца карался смертью. В иных случаях, он мог отделаться штрафом, причем за отнятую жизнь мужчины выплаты были больше, чем за жизнь женщины, а свободный «стоил» дороже, чем невольник.
В иудаизме убийца традиционно карался либо смертью, либо изгнанием. Его родные могли быть также обязаны возместить ущерб, нанесенный преступником, однако штраф не мог заменить жизнь человека.
В раннехристианских юридических кодексах (например, Кодексе Юстиниана) существовало положение о выплате за случайно убитого раба (смерть свободного каралась казнью или тюремным заключением).
Во многих государствах Европы (в том числе, и в «Русской Правде») существовало правило, согласно которому убийца мог выплатить штраф за жизнь убитого им человека (иногда лишь в случае, если он не был схвачен на месте преступления). В некоторых случаях эти деньги получал местный правитель, а не наследники покойного. Если родственники убитого не соглашались принять деньги, или убийца не был способен выплатить соответствующую сумму, то ему могла грозить смерть от руки обиженных или представителей власти.
Например, в эпоху раннего Средневековья, в Британии жизнь благородного человека оценивалась в 1.5 тыс. шиллингов, свободного крестьянина — в 100 шиллингов, а батрака — в 40-80 шиллингов. Жизнь крепостного не учитывалась, однако убийца должен был выплатить хозяину убитого рыночную стоимость раба.
В исламском праве существовало разделение на умышленное и непредумышленное убийство. В последнем случае невольный убийца мог компенсировать отнятую жизнь путем выплаты стоимости почти 31 кг серебра (жизнь женщины-мусульманки, иудея или христианина стоила вдвое дешевле).
Первым крупным международным соглашением, в рамках которого стороны пытались оценить стоимость жизней своих убитых граждан, был Версальский договор 1919 года, подписанный после окончания Первой мировой войны. Тогда проигравшие войну государства обязали платить репарации победителям (практика, известная с древности). Маргарет Макмиллан (Margaret Macmillan), автор книги «Париж, 1919 год» (Paris 1919: Six Months That Changed the World), подчеркивает, что в ходе переговоров делегация Великобритании декларировала, что полученные ею от Германии средства будут направлены на выплаты пенсий и пособий вдовам, сиротам и инвалидам войны. Иные страны-победительницы к подобным аргументам не прибегали. В любом случае, семьям погибших граждан Британской Империи досталась ничтожная часть репараций, полученных их государством.
Арифметический расчет показывает, что цена человеческой жизни была достаточно велика. В общей сложности, побежденная Германия была обязана выплатить примерно $6.6 млн. ($33 млрд. по курсу доллара 2006 года). Государства-победители, получившие эти деньги (большей частью в виде сырья и товаров) потеряли 5.5 млн. солдат (без учета России, не участвовавшей в Версальской Конференции и не получившей своей доли репараций — 3.8 млн.) и примерно 4.5 млн. мирных жителей (без учета России — 1.5 млн.), то есть около 7 млн. человек.
После Второй мировой войны разгромленная Германия также была обязана выплачивать репарации. Однако в тексте Потсдамского договора не содержится упоминаний о том, что данные средства выплачиваются в качестве компенсации за жизни людей, ставших жертвами германской агрессии.
В 1952 году Западная Германия и Израиль подписали соглашение о выплате компенсаций еврейскому народу, в отношении которого нацисты проводили политику геноцида. В общей сложности, погибли примерно 6 млн. евреев Европы. Германия согласилась выплатить государству Израиль, как правопреемнику тех погибших, у которых не осталось наследников, 3 млрд. марок. Рональд Цвейг (Ronald Zweig), автор книги «Германские Репарации и Еврейский Мир» (German Reparations And The Jewish World: A History Of The Claims Conference), подчеркивает, что, кроме утраченных жизней, таким образом компенсировались имущественные потери еврейского народа. Показательно, что в Израиле это решение правительства страны вызвало массовые протесты.

Washington ProFile