ГРУЗИЯ: ЭКЗАМЕН НА ПРОЧНОСТЬ

ГРУЗИЯ: ЭКЗАМЕН НА ПРОЧНОСТЬ

Рамис ЮНУСОВ

Прошедшие парламентские выборы в Грузии явились еще одним экзаменом на прочность как нынешней власти, так и оппозиции, которые должны были доказать самим себе, грузинскому обществу и всему миру то, что они могут и должны решать свои взаимоотношения в правовом поле. Выборы были признаны демократичными представителями ООН, ОБСЕ, США и представителями СНГ. Такого единодушия в положительной оценке выборов не ожидали даже в самой Грузии. И потому не удивительно, что проигравшая оппозиция стала обвинять всех и вся в подтасовке итогов выборов.
Сам факт проведения прошедших выборов, как показывает недавняя история Грузии, является хорошим лекарством для реанимирования оппозиционно настроенных политических сил. Недовольная итогами выборов оппозиция, вернее, пока что значительная ее часть решила бойкотировать парламент, где ей досталось всего 30 мест из 150. Конституционное большинство опять завоевала правящая партия президента Михаила Саакашвили, против режима которого грузинская оппозиция воюет уже не первый год. В знак того, что она не признает результаты выборов и не смирится с существованием фактически однопартийного парламента, ее лидеры, а также тысячи сторонников вышли на проспект Руставели, сразу по окончании парада, состоявшегося в честь Дня независимости Грузии.
Как передают грузинские СМИ, колонна более чем из 20 тысяч человек устроила митинговое шествие и протиснулась к площади перед парламентом буквально спустя несколько минут после завершения парада, на котором, кстати, плечом к плечу с президентом Саакашвили стоял президент Польши Лех Качиньский. К тому времени, когда все официальные лица покинули трибуны, грузинский спецназ, с утра блокировавший проспект Руставели, снял оцепление и пропустил колонну к зданию парламента.
«Я поздравляю всех с Днем независимости, днем достоинства Грузии. Несмотря на всю ложь, которую мы пережили, Грузия не погибла», — заявил, обращаясь к своим сторонникам, один из лидеров Объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе. По его словам, объявленные Центризбиркомом итоги парламентских выборов «были заказом интересов Америки и других стран».
«Меня не интересует, что думает Америка и Европа, мы должны бороться за интересы нашей страны. Это борьба против мировой геополитики, против исполненной лжи политики Америки и других стран. Если бы выборы были свободными и независимыми, они не были бы заказом интересов Америки и других стран. Мы продолжим борьбу до тех пор, пока не рухнет система политического насилия», — сказал Гачечиладзе.
«Ни одна оппозиционная сила не войдет в парламент от имени народа. Мы приняли решение не признавать законность этих выборов», — заявил Давид Гамкрелидзе, лидер партии «Новые правые», входящей в блок Объединенной оппозиции. «Мы выступили с меморандумом, который поддерживают Объединенная оппозиция и Лейбористская партия. Соответствующим меморандумом мы заявляем, что парламентские выборы 21 мая не были отражением воли народа. Они проводились на фоне насилия, террора и массовой фальсификации. Все основные СМИ находились в руках властей. Мы, оппозиционные партии, не признаем легитимными эти выборы и отказываемся входить в парламент. Мы требуем проведения досрочных парламентских выборов и призываем другие оппозиционные силы не входить в парламент», — сказал Гамкрелидзе.
«Мы не собираемся играть в спектакле, поставленном Саакашвили по сценарию Брайза. Мы готовы к борьбе и рано или поздно добьемся своего», — сказал Константин Гамсахурдиа, сын первого президента Грузии и лидер движения «Свобода», входящего в блок Объединенной оппозиции.
Подобные лозунги, помнится, звучали несколько месяцев ранее, в начале января, когда президент Саакашвили с разгромом победил своего оппонента, кандидата в президенты от Объединенной оппозиции Левана Гачечиладзе. Тогда точно так же, как и теперь, в буйной толпе то и дело проносились возгласы непоколебимости грузинского народа и его права на борьбу за справедливость. В холод и мороз эти люди выходили на улицы и требовали проведения повторных выборов, несмотря на то, что международные организации под аккомпанемент госдепартамента США призывали их к смирению. Однако не прошло и месяца, как бурные настроения поутихли. Прошел азарт, и лидерам оппозиции, ясно понимающим, что одними митингами дело не провернуть, пришлось обратиться к своим сторонникам с призывом попридержать эмоции до мая, до проведения парламентских выборов. Как видно, тот же сценарий повторяется и сегодня: с какой силой загораются сердца налитых гневом горячих грузин, с такой же быстротой они потухают.
Достаточно было властям показать свою уступчивость в некоторых моментах, к примеру, когда оппозиция потребовала сменить руководство Общественного телеканала и фактически добилась своего, так сразу же волна протестов пошла на убыль. Хотя этот жест со стороны властей походил не более чем на неискусную имитацию того, что они идут навстречу оппозиции, но все же это сыграло свою роль в тушении митингового пожара. Скорее всего, на этот раз тушить властям будет нечего, оппозиция сама себя потушит. Подвинет ли к этому раскол в их рядах как итог желания отдельных лиц все же занять красные кресла парламента, или ее сторонникам в конце концов надоест внимать пресытившимся лозунгам на улицах, пока трудно сказать.
Можно лишь догадываться, что сегодняшняя ситуация, на первый взгляд вроде бы кажущаяся довольно непредсказуемой, обещает решиться в пользу властей не позднее середины следующего месяца, когда в парламент вступит новый состав депутатов. Время у оппозиции еще есть. Наверное, этот промежуток времени и определит дальнейший ход событий — если оппозиции удастся реанимировать большую часть населения, то считай, что козырь у нее в руках. Если же нет, то уже никакой «витязь в тигровой шкуре» им не поможет — власти сделают все, чтобы и вовсе потушить в населении ростки к митинговой эйфории.
Кстати, о расколе. Первые позывы уже имеются. Движение «Мы сами», не согласное с взглядами Объединенной оппозиции, уже покинуло ее ряды. Вслед за ними последовал и один из лидеров партии «Путь Грузии» Дмитрий Лордкипанидзе. Кроме того, движение «Мы сами» не подписало меморандум блока «Объединенная оппозиция», в котором парламентские выборы признавались нелегитимными. Призыв к бойкоту работы парламента негативно оценил и мажоритарный депутат от Республиканской партии Роман Марсагишвили, сказавший, что «не откажется от защиты интересов своих избирателей». Один из представителей Лейбористской партии Нугзар Ергемлидзе также не намерен бойкотировать парламент, он назвал бойкот «политической игрой».
Лидер Христианско-демократического движения, получившего 6 мандатов в парламент, Георгий Таргамадзе (бывший ведущий телеканала «Имеди») хотя все еще считает себя на стороне Объединенной оппозиции, тем не менее, уже выразил свою склонность следовать «политическим процессам в рамках разумности и политической целесообразности». В частности, Таргамадзе отметил, что его движение не берет на себя политической ответственности за возможную неэффективность и безрезультативность акции, и считает, что для изменения власти в стране пока нет ресурсов.
Впрочем, это ничуть не помешало ему оказаться на вчерашнем митинге в одном ряду вместе с другими лидерами оппозиции, где они собирались сделать специальное заявление относительно того, что и впредь намерены бойкотировать итоги выборов. Для этого они хотели воспользоваться трибуной парламента, благо, часть из них были депутатами старого состава, а другая — потенциальными членами нового парламентского состава, тем не менее, им не удалось это сделать. Их просто туда не впустили, спецназ блокировал все входы и выходы здания. Л.Гачечиладзе ничего другого не оставалось, как призвать народ разойтись по домам и собраться на этом же месте в ночь на 10 июня (когда назначена первая сессия новоизбранного парламента), чтобы блокировать все подходы к парламенту.
Знал бы Шота Руставели, что спустя столетия названный в его честь проспект грузинской столицы превратится в арену политических распрей и людских страстей, так он, наверное, не стал бы писать свою прославленную поэму «Витязь в тигровой шкуре». Как видно, та стойкость и то мужество в борьбе против жизненных невзгод, положенные в основу этой поэмы, так глубоко засели в сердцах грузинского народа, что без регулярных страстей на улицах грузинам уже становится не по себе. После ноябрьских, а затем и январских событий они опять жаждут митингового адреналина.
Безусловная победа сторонников молодого и популярного президента Саакашвили показала всем как внутри Грузии, так и за ее пределами, что грузинский народ достойно выдержал очередной экзамен на прочность очень хрупкой грузинской демократии, которая делает свои первые шаги. Конечно же, не все так идеально проходит сегодня в Грузии, как это делается в передовых странах Европы. И об этих недостатках в открытую говорили все наблюдатели. Но сам факт наличия другого мнения в грузинском обществе и возможность это мнение высказывать говорит о том, что власти Грузии прекрасно понимают, что сегодня многие недруги страны только и ждут, чтобы Грузия споткнулась и вернулась бы в свое советское прошлое, как это сделали Россия и все ее сателлиты по СНГ, за исключением Прибалтики и Украины. И то, как освещались прошедшие выборы по главным каналам России, лишний раз подтверждает правильность таких рассуждений. Глядя на передачи из Москвы, мне вспоминается фраза: «Юпитер, ты сердишься — значит, ты не прав!»
И потому неудивительно то, что параллельно с выборами начались провокации в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Не является уже большим секретом и то, кто стоит за всем этим. Если раньше Россия старалась придерживаться дипломатического этикета в этих вопросах, то в последнее время идет открытая идеологическая и военная конфронтация Кремля против правительства Саакашвили. И потому, прошедшие выборы и президента и парламента Грузии и их результаты говорят о безоговорочной победе сторонников Саакашвили и о том, что в стране идет консолидация всего грузинского общества перед лицом внешней угрозы.