СУРОВАЯ ПЛАТА ЗА ВЫСОКИЙ IQ

СУРОВАЯ ПЛАТА ЗА ВЫСОКИЙ IQ

Эрик ГИНЗБУРГ, Чикаго

В последнее время активно дискутируется вопрос о высоком IQ у ашкеназийских евреев. Правда это или миф? Если правда, то в чем причины этого явления. Исследования американских генетиков Генри Харпендинга, Джейсона Харди и Грегори Кокрана, выполненные в 2004 году, вот уже больше 5 лет будоражат мировое научное сообщество. Суть исследований касается весьма тонкой материи: евреи-ашкенази, то есть европейские евреи, более всего пострадавшие во времена Холокоста, оказываются генетически умнее всех остальных. По данным упомянутых ученых, около 25% Нобелевских премий в области физики, химии, медицины и экономики за последние 50 лет были получены выходцами из ашкеназийских евреев, и около 50% чемпионов мира по шахматам имеют отношение к той же категории людей. Гипотеза ученых получила новый импульс, когда престижное издательство “Cambridge University Press” приняло решение опубликовать их труд (“Natural History of Ashkenazi Intelligence” by Gregory Cochran, Jason Hardy, Henry Harpending) в своем журнале “Journal of Biosocial Science” за 2005 год.
Вот какими выводами заканчивается статья ученых, я цитирую: «Наша основная гипотеза состоит в том, что высокий IQ ашкеназийских евреев, вместе с неординарными образцами проявленных ими способностей, являются результатом естественного отбора, вытекающего из их профессиональных навыков, которые они приобрели, занимаясь своим трудом в предоставленной им необычной общественной нише... Примеры высоких достижений среди ашкеназийских евреев и наблюдаемые психометрические результаты подтверждают нашу гипотезу».
Я хочу обратить внимание читателя, что речь идет именно об ашкеназийских (т.е. европейских) евреях, и к другой ветви евреев (т.н. сефардов) эти выводы отношения не имеют. Для непосвященных поясню, что еврейское население во времена Древнего Рима (в начале первого тысячелетия новой эры) было изгнано из Палестины и рассеялось по миру. Часть его примкнуло к еврейским общинам, существовавшим ранее в Вавилоне, Персии или проживало в землях с преобладающим арабским населением; они стали называться сефардскими евреями, или сефардами. Другая часть устремилась в пределы Римской империи, включая Александрию (откуда впоследствии тоже переселилось в Европу) — они стали называться ашкеназийскими евреями, или ашкеназами.
Я представляю себе, как вытягивается лицо какого-нибудь антисемита, который прочитал первые абзацы этого эссе: «Ну вот опять они... Мало им Холокоста?». Я оставляю без ответа эти риторические вопросы и, как ни в чем ни бывало, продолжаю свое повествование, ибо здесь не идет речь о расизме или превосходстве евреев над другими нациями. Все эти IQ и Нобелевские премии придуманы для награждения достижений в определенных сферах человеческой деятельности. Да, эти премии весомы в научных европейских и американских кругах, но, скажем, в Бразилии Пеле явно «перетягивет» Эйнштейна, в Италии Паваротти «дает фору» Энрико Ферми, в Англии Мик Джаггер и Пол Маккартни гораздо популярнее Резерфорда, да и в самой Америке Тайгер Вудс и Майкл Джордан являются сегодняшними кумирами, не в пример Солку и Милтону Фридмену.
Однако, стоит только упомянуть об успехах евреев в науке и на интеллектуальном поприще, как сразу возникают разговоры о всемирном еврейском заговоре, о мировом правительстве, о масонах, тайно правящих миром, и еще о многом, о чем не хочется здесь говорить. Все эти бредни рождены одним словом — антисемитизм, и это проблема не евреев, а самих антисемитов.
Да, евреи не обделены талантами и могут гордиться такими именами, как Спиноза, Эйнштейн, Фрейд, Оппенгеймер, Ойстрах и многими другими. Но ведь и другим нациям есть кем гордиться: и англосаксам, и немцам, и французам, и итальянцам, и русским и японцам, и китайцам и индийцам и африканцам, и всем другим. Если только гордиться..., а не завидовать другим.
Великий африканский поэт и философ Леопольд Сенгор, которого трудно заподозрить в расизме, полагал, что Творец создал расы белых, черных и желтых в соответствии с тремя свойствами человеческой психики — рациональности, интуиции и эмоциональности. Эти свойства присущи всем трем расам, но каждая находит преимущественное воплощение в одной из этих рас. Белые — особо рациональны, черные — эмоциональны, а желтые наделены особой интуицией. А в совокупности, благодаря развитию этих качеств, обеспечивается воплощение Божьего замысла.
Мнение Сенгора — не бесспорно, но определенные поведенческие особенности и склонности могут быть связаны с принадлежностью к той или иной нации. Согласие с этим принципом, ни в коей мере не является расизмом. Расизм — это признание какой-то одной нации, стоящей выше всех остальных и призванной господствовать над другими. В истории уже были такие отклонения, к примеру, когда Гитлер провозглашал превосходство «арийцев» над остальными европейскими народами, и нечто подобное в то же время пропагандировала Япония в отношении азиатских народов.
Так что при исследовании качеств, проявляемых ашкеназийскими евреями речь идет не о расизме или идеологических теориях, а о факте, который известен науке и нуждается в объяснении. В попытке объяснить этот феномен обратимся сначала к биологии. Вот что мы прочтем в фундаментальной монографии «Биология человека» Дж. Харрисона, Дж. Уайнера и др.:
«Сущность дарвиновского учения состоит в следующем. Всем популяциям присуща способность к избыточному воспроизведению. Однако, численность популяций, по крайней мере, в течение достаточно длительного срока, остается более или менее постоянной. Из числа родившихся выживает только часть, и лишь наиболее приспособленные участвуют в продолжении рода, что и составляет сущность понятия «борьба за существование». В природе нет абсолютно одинаковых индивидуумов, и в пределах каждой популяции существует значительная изменчивость. В силу этого можно ожидать, что некоторые признаки индивидуумов окажутся более полезными для создания жизнеспособного потомства. Если эти признаки передаются по наследству, то это означает, что они с большей частотой будут встречаться в следующем поколении и что дифференциальные плодовитость и выживаемость привели в конце концов к генотипическому изменению популяции. В этом заключатся роль естественного отбора в процессе эволюции. Хотя такие изменения в каждом последующем поколении относительно невелики, тем не менее эволюцию всего живого можно объяснить именно действием естественного отбора в условиях постоянно возникающих изменений, особенно если учесть длительность этого процесса.»
Все то, о чем сказано выше, относится к т.н. «естественному отбору», то есть постоянному сдвигу средних значений. При таком процессе, как принято говорить, «слабовыгодные мутации (изменения)» в значительной мере тонут среди «слабовредных мутаций», и эволюционный процесс длится миллионами лет. Однако, наряду с естественным отбором люди также освоили процесс селекции, то есть искусственого отбора с целью выведения новых пород животных и сортов растений, когда видимых изменений удается достичь уже в течение нескольких десятков поколений.
При искусственном отборе выбор свойств будущих потомков производится селекционером, и делается это элиминированием особей, не обладающих нужными свойствами из процесса репродукции животных или растений. Иными словами селекционер играет роль Демиурга, позволяя одним особям размножаться, и полностью лишая потомства всех остальных. При подобном целенаправленном отборе селекционеру удается за несколько десятков поколений, то есть несколько десятков лет добиться поставленной цели и изменить не только фенотип, но и генотип какой-то части вида, то есть закрепить изменения в генетическом коде подвида.
До сих пор мы говорили о растениях и животных, но и человек, являясь частью органического мира, тоже может быть подвержен подобным экспериментам. Конечно, подобного рода эксперименты над людьми порождают серьезные морально-этические проблемы, и, к примеру, врач Менгеле и его эксперименты над людьми были осуждены Нюрнбергским трибуналом. Впрочем, фактическая практика тоталитарных режимов по созданию концентрационных лагерей и «лагерей смерти» (организованных режимами Гитлера и Сталина) по-существу являет собой крупномасштабный пример «селекции людей». А гитлеровский план «Окончательного решения еврейского вопроса» — это вообще типичный пример попытки осуществления в Европе «искусственного отбора», описанного нами выше — как бы чудовищно ни звучала эта сравнительно благозвучная биологическая интерпретация Холокоста.
Не секрет, что в гитлеровской Германии был введен запрет на браки между евреями и неевреями, и людей уничтожали в лагерях смерти или заключали в концентрационные лагеря (то есть фактически изолировали их от общества, не давая возможности произвести потомство) по расовому признаку. То же самое происходило в сталинской России с той лишь разницей, что людей уничтожали и изолировали не по-расовому, а по-классовому признаку. Если посмотреть на эти действия тоталитарных режимов с биологической точки зрения, то обобщая, можно сказать, что правительства и государства осуществляли селекцию людей, препятствуя размножению одной части населения и благоприятствуя другой продолжить свой род.
Чудовищные тоталитарные режимы ХХ века — это почти буквальное воплощение «орвелловского гротеска», однако следует признать, что история пестрит примерами селекции, предпринятых различными царями и диктаторами (к примеру, введение ограничительных, так и поощрительных законов и установлений), которые приводили к изменениям в структуре народонаселения этих стран. Достаточно вспомнить библейское сказание о том, как египетский фараон боролся с умножением населения евреев в земле Гессем, отдав приказ умерщвлять всех новорожденных мальчиков в еврейских семьях.
Да что там говорить о библейских временах, когда ясно, что даже обычные эмиграционные послабления способны изменить структуру народонаселения страны, вызвав приток эмигрантов из других стран. К примеру, нынешняя угроза «исламизации» Европы ( и связанные с ней проблемы) лежит на совести правительств Франции, Великобритании, Германии, Голландии, Испании и других европейских стран, разрешивших приезд в страну гастарбайтеров из мусульманских стран. В свое время были другие способы разрешения возникших в этих странах проблем, но их правительства решили тогда следовать по пути наименьшего сопротивления.
Попытаемся все же разобраться, почему отличаются свойства ашкеназийских и сефардских групп евреев? Ответить на этот вопрос помогает судьба еврейского народа. Рассмотрим по отдельности судьбы сефардских и ашкеназийских евреев, которые складывались совершенно различно.
По словам Макса Даймонта — автора книги «Евреи, Бог и История» судьба сефардских евреев в период средневековья оказалась намного счастливее судьбы их европейских собратьев. Даймонт назвал эту главу своей книги: «Еврейский Ренессанс под знаком полумесяца». Он пишет: «Имевшиеся возможности преобразили библейского еврея в совершенно новое существо: евреи-гурманы и волокиты, жуиры и присяжные, остряки, светские философы и ученые, писатели и поэты не были редкостью… Новые, неслыханные прежде занятия стали их профессией в эту эпоху. Евреи стали астрономами, алхимиками, архитекторами, переводчиками, министрами финансов и владельцами международных торговых контор с филиалами в Багдаде, Каире и Кордове».
Этот счастливый период продолжался вплоть до окончания Реконкисты и падения Кордовского халифата. Зато после отвоевания Испании у мавров (так в Европе называли арабов), насильственного крещения и в конечном счете изгнания евреев из Испании Изабеллой Кастильской, звезда «сефардского еврейского счастья» закатилась. Из 150 тысяч, подлежащих изгнанию, из Испании евреев (чьи предки жили здесь на протяжении 15 веков) 50 тысяч предпочли крещение и превратились в т.н. марранов, 45000 в конце концов осели в Турции, где получили некий привилегированный статус, 15000 отправились в Северную Африку и Египет, остальные разбрелись по разным странам Ближнего Востока и Европы, а 5000 стали одними из первых переселенцев в Новом Свете. Говоря биологическим языком, все эти столетия (до и после Реконкисты) сефардские евреи подвергались (как и окружавшие их народы) обычному естественному отбору. Благодаря религии, они не растворились среди местного населения, но их генотип не приобрел никаких существенно новых свойств.
Иная судьба выпала на долю ашкеназийских евреев. С ХI века, гонения на евреев в Европе все усиливались: в конце ХI века с началом Крестовых походов, — бегство евреев из долины Рейна, в XII веке изгнание евреев из Англии, в XIV веке — из Франции, в ХV веке — из Испании и Португалии, в ХVI веке изгнание евреев из городов в гетто в Италии, Германии и Центральной Европе. После этих гонений основные еврейские экономические интересы тем временем перемещаются с Запада на Восток — в Польшу, Австро-Венгерскую и Российскую империи. Нередко эти гонения сопровождались погромами, грабежом и насилиями, и в этих катаклизмах выживали самые сильные, самые организованные и самые смышленые члены еврейских общин. Именно они давали жизнь новому поколению. Остальные, как ни прискорбно, погибали, не оставив никакого потомства, и эта ситуация в определенной степени напоминает то, что мы определили, как «искусственный отбор».
Тоталитарные режимы при манипуляции людьми, как мы говорили, используют различные способы: лагеря уничтожения, концентрационные лагеря — эти способы, придуманы в ХХ веке. Ну а в древние и средневековые времена не редким было переселение народа из привычных ему мест обитания (Вавилонское пленение), принудительное ограничение рождаемости (уже описанный выше декрет фараона в Египте), изгнание из страны (Испания, Португалия в ХV веке), насильственная ассимиляция (крещение евреев в средние века) и просто погромы сопровождавшиеся множеством жертв (как это было во времена Богдана Хмельницкого). Во время каждого такого события у части еврейского населения бывала альтернатива выжить, приняв диктуемые условия, либо сохранить свою идентификацию и религию и подвергнуться гонениям. И только во время осуществления Гитлером плана «окончательного решения» выбора уже практически не было.
Как мы предположили, при всех подобных катаклизмах выживали наиболее сильные, смелые, смышленые и предусмотрительные индивидуумы и семьи. Ну, а те, кто отрекались от религии отцов и покидали еврейство, те продолжали свою родословную уже с другими народами. И все же стремление сохранить собственную идентификацию и приверженность к религии отцов превалировали, за что евреи среди других народов и в Библии получили прозвище «жестоковыйных». Как пишет в книге «Иудейские древности» Иосиф Флавий, преемники Александра Македонского — цари Египта Птолемеи отличали евреев от других народов и всячески благоволили к ним по той причине, что в Древнем мире считалось, что, «если еврей в чем-то поклялся, то он держался этого до конца».
Резюмируя, можно сказать, что человечество на протяжении нескольких тысяч лет, проводило жестокий, страшный и кровавый эксперимент по «искусственному отбору», предметом которого были европейские (ашкеназийские) евреи. Цели эксперимента, понятно, не были объявлены, но постфактум они могут быть сформулированы следующим образом — проверить возможность сохранения собственной идентификации и религии в мире, имеющем устойчивую тенденцию к ассимиляции. По истечении этих тысячелетий можно признать, что эксперимент удался и человечеству удалось сформировать общность людей с высоком IQ на генетическом уровне — хотя евреям пришлось за это заплатить суровую плату в виде миллионов жертв своих близких.
Какие же выводы может сделать человечество из этой истории об ашкеназийских евреях?
Во-первых, те искусственные условия, в которые было поставлены ашкеназийские евреи в Европе, были уникальными. Однако в целом мире это было не так. К примеру, в ХХ веке китайцы занимали сходную с евреями нишу во многих странах Юго-восточной Азии. Поэтому не удивительны нынешние успехи китайцев в технике и бизнесе. Это ощущает каждый, кому приходилось бывать в кампусе ведущих американских университетов. Чуть ли не половина студентов в них — китайского происхождения (да к тому же и китайцев в мире примерно в сто раз больше, чем евреев).
Во-вторых, биологическая причина нынешнего китайского успеха состоит в высокой рождаемости и одновременно высокой детской смертности на рубеже середины ХХ века. Как ни странно, недостаток врачей и сравнительно низкий уровень здравоохранения в то время способствовали оздоровлению нации. Объяснение этому феномену — довольно простое: если мы вспомним две фразы из краткого изложения теории Дарвина (упомянутой выше): «Всем популяциям присуща способность к избыточному воспроизведению… Из числа родившихся выживает только часть, и лишь наиболее приспособленные (и здоровые, — Э.Г.) участвуют в продолжении рода…» Вот китайцы, следуя заветам Дарвина, прежде всего организовали у себя массовое воспроизводство «бездефектных» человеческих существ, правда, иногда они отдаленно напоминают «человеческих роботов».
В-третьих, опуская идеологические дискуссии, мы считаем, что европейцам и американцам следовало бы присмотреться к еврейскому и китайскому «опыту» (без китайских «перехлестов»). Если европейцы не хотят утратить своего первенства в соревновании цивилизаций и социальных систем, они прежде всего должны повысить свою рождаемость до 3-х — 4-х детей в семье. Все-таки дарвиновский отбор должен работать!