ХОРОШАЯ КОПИЯ ПОХОЖА НА ОРИГИНАЛ

ХОРОШАЯ КОПИЯ ПОХОЖА НА ОРИГИНАЛ

О телесериале «Метод Фрейда» узнал случайно. От желания как-то переключиться посмотрел выпуска новостей по Первому каналу (частично), а в конце его объявили, что сразу же за новостями как раз и пойдет сериал «Метод Фрейда».

Начал смотреть и завис. Это были 9-я и 10-я серии. Всего их снято было 12. (режиссер Михаил Вайнберг, компания «Star media», премьера 8-го января 2013 года).

Меня заинтересовало все с первой же сцены: хороший сценарий, отличная работа оператора, качественный кастинг актеров. Конечно же, и сюжет, вернее, раскрытие его в не совсем привычном ключе: здесь не только раскрывают преступление, но показывают не банальные погони и перестрелки, а то, как следователи реально обдумывают свои шаги и прикладывают не физические, а мыслительные усилия, чтобы разгадать сплетение событий и подробностей их.

С фабульной точки зрения в детективе уже что-то совсем новое трудно придумать. Но показ того, как следователи думают — это что-то новое для Первого канала, который, в отличие от НТВ, на криминальной тематике в смысле показа сериалов не зацикливается.

Смотришь «Метод Фрейда», отечественный сериал, и сразу вспоминаешь недавно на том же телеканале показанную осовремененную версию историй про Шерлока Холмса (доктор Ватсон там женщина-китаянка, например). Вспоминаешь блистательный сериал про доктора Лайтмана «Обмани меня» с невероятно харизматичным и немного раздражающим Тимом Ротом.

То есть, создатели «Метода Фрейда» попытались клонировать, воссоздать отечественного, своего доктора Лайтмана. В его роли выступает Иван Охлобыстин.

И, пожалуй, это главное достоинство всех фильмов данного проекта.

В свое время Иван Охлобыстин изумительно, остро, нервно начинал в качестве актера и сценариста. Потом всерьез ушел в религию и в воспитание детей.

Затем были какие-то странные проекты вроде «Интернов» или желания стать Президентом РФ. Не говоря уж о рекламе телефонов и тому подобным начинаниям.

Известно, что у Охлобыстина — отрицательное обаяние. И в таком аспекте он, действительно, похож на героя Тима Рота. (Его зовут Роман, а уважительно Фрейдом его стали называть не только по созвучию с фамилией — Фрейдин, а и потому, что по легенде психолог, прикомандированный к прокурорским работникам, знает свою профессию не только по книгам, но и по путешествиям по Европе.) Правда, в герое теперешнего сериала Охлобыстин последовательно и настойчиво педалирует свое несколько отрицательное обаяние, играет в него, доводя свое присутствие в роли до существования в образе на грани фола. Хотя в контексте личности доктора Фрейдина все выглядит оправданно и логично.

Здесь он столь же неприятен, сколь и привлекателен, ведя свою роль точно, показывая человека немногословного, но искреннего и чувствующего. Даже умеющего любить, тщательно скрывая свои чувства, таким образом, что не каждый и не в полной мере может их заметить. Правда, Охлобыстин в роли Фрейдина просто блистателен. И практически на нем, даже не в связи с названием, держатся все серии. При том, что, повторю, здесь есть ансамбль и чувствуется, что ансамбль сыгранный и профессиональный.

Но, как известно, достоинства являются продолжением недостатков.

Вероятно, именно потому, что, кажется, впервые у нас на ТВ, тем более, на Первом, показали качественно снятый фильм про раскрытие преступлений, он получился несколько вторичным.

Не потому только, что копирует американские образцы. А потому, что копирует их слишком тщательно и немного ученически. Из-за этого неторопливое развитие действия, театрально звучащие по ритму диалоги, медленное развитие событий.

Такие фильмы — неспешные, тщательно и правильно сделанные — уже непривычны для российских телезрителей. Они, фильмы, напоминают то, что показывалось в советское время, когда важно было хорошо и всерьез рассказать историю, раскрыть характер каждого персонажа, его мысли и переживания. Понятно, что подобное в сериалах, особенно в сериалах про следователей и полицейских — неожиданно, кажется одновременно новизной, свежестью и архаизмом.

Пожалуй, «Метод Фрейда» — вторая качественная телеработа Первого канала за последнее время. Первой была адаптация израильско-американского сериала про работу психоаналитика (у нас — психолога), принимающего людей на дому.

И о ней можно сказать тоже самое, что и про фильм «Метод Фрейда»: все настолько хорошо, что уже не может восприниматься должным образом нынешним зрителем, отученным от добротно сделанного кино.

Сначала телеаудиторию долго и старательно пичкали картинами маслом, образно говоря, то есть, так называемым большим стилем. Где костюмы героев, несмотря на время действия — как правило военное или послевоенное — с иголочки. Где все просто, ясно, рассказано банально и без нюансов, но красиво и прямолинейно до невероятия.

А теперь решили показывать настоящее кино. А оно — оказалось отнюдь не вдруг и по понятным причинам не востребовано должным образом.

Что и требовалось доказать. За это телевизионщики в свое время боролись, а теперь пытаются отыграть назад, хотя подобная попытка обречена на провал.

Зритель ждет российского полицейского экшена или слащавую историю. Думать над увиденным стало немодным и как-то не рекомендуется даже.

Так что, будущего у таких фильмов, как «Метод Фрейда» нет или почти нет.

Правда, создатели сериала, несколько скомкав почти до скороговорки две последние части его, наверное, имели в виду, что у него будет продолжение.

Если «да», то замечательно. Но, если в той же неторопливой манере — то уж лучше нет. Так представляется в первом приближении.

Илья АБЕЛЬ