ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ

ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ

Екатерина БЕРЕЗИНА

Несмотря на то, что российское Интернет-пространство пестрит информацией о возможных фальсификациях на президентских выборах, мне кажется, что голосование и в самом деле прошло довольно честно. Сомневаюсь, что были масштабные вбросы. На организацию абсолютной прозрачности голосования были затрачены огромные деньги. Только веб-камеры обошлись стране в 4 миллиарда рублей. Но по сути ничего кроме «Ой, здоворо! Можно смотреть, как соседи голосуют!» камеры не дали. Оппозиционеры пытаются сейчас найти хоть какие-то нарушения. Но даже если будут признаны недействительными 50 тысяч бюллетеней (по моему мнению, это будет максимумом их стараний), все равно эта капля в море не сыграет никакой роли. В процентах от общей суммы это сотая доля.

Вопрос о честности гонки нужно было ставить еще до ее начала. Выборы можно было признать нелигитимными, когда до участия в них не допустили семерых кандидатов. Путин не хотел растрачивать свои голоса на оппонентов и сейчас щеголяет большинством.

На сознание граждан, безусловно, повлияли и московские митинги. Только не так, как рассчитывала оппозиция. В регионах митинги выглядели как зловещие бунты среднего класса, которые ни к чему хорошему не приведут. Путин выбрал хороший прием: рассказать гражданам, что оппозиция — это люди, купленные Западом, единственная цель которых — разрушить великую страну. В образе князя Пожарского и с лозунгами чуть ли не «Купно за едино!» Путин свозит на митинги тысячи людей со всей страны. Граждане по ту сторону экрана ужасаются и бегут голосовать за единственно верного кандидата. Не зря ведь Николай Расторгуев пел «Комбат, батяня» перед его появлением на Манежной? Путин вышел скромно, встал чуть в стороне от Медведева и произнес пламенную речь, от которой, думаю, рыдал не только он, но и еще 64% населения страны. Впрочем, может быть, у всех глаза слезились от ветра.

Кстати, митинг на Манежной, проходивший вечером 4 марта, начался еще до оглашения результатов. Люди уже знали, что Путин победит? Или они намеревались требовать именно его кандидатуры в случае, если бы он набрал меньше половины голосов? Примечательно, кстати, что ведущий Первого канала первоначально обозначил, что на Манежке проходят гуляния в честь прошедших выборов. Затем, как оказалось, все присутствующие поддержали кандидата №5.

Регионы и в самом деле голосовали за Путина. Не сколько из-за митингов даже, но по причине «больше не за кого». Рассуждали «ну он уже давно у власти, знает, как управлять». О какой демократии в нашей стране мы можем говорить, пока больше половины граждан ассоциируют слово «политика» с фамилией «Путин», к которой прибавилось теперь слово «стабильность»? Голосование за других кандидатов было просто невозможно — агитация была слишком слабой. На слуху была лишь одна фамилия.

Заручившись большим количеством голосов, Путин все же не может рассчитывать на то, что он вступает третий раз в одну и ту же реку. Стабилизация страны уже давно закончилась — необходимо развитие. Путин просто обязан сменить курс проводимой политике, однако, никакие «новые высоты» в его предвыборных выступлениях не значились. Да и о каких высотах может идти речь, если во время общения с региональными штабами Путин ставит актуальной задачей переселение людей из бараков?

«Не надо мне рая!» — заявил он. Для большинства россиян, впрочем, тоже не нужен рай — нужно нормальное место для жизни. Такое, где не будут обещать расселить бараки перед выборами, а потом благополучно забывать об этом, где не будут вытаскивать народ на митинги поддержки, откуда не будут бежать с награбленными миллиардами.

Можно и дальше полагать, что главное достижение — это стабильность. Но нельзя забывать, что когда она обрастает коррупцией, чиновным беспределом, социальным расслоением и обострением национального вопроса, она может повлечь за собой более страшные последствия, нежели протесты Болотной.