ЩИТ ИЗРАИЛЯ

ЩИТ ИЗРАИЛЯ

Как, в общем-то, и ожидалось в последние недели, начальник генерального штаба Бени Ганц объявил наконец о назначении, очень долго стоявшем на повестке дня. Израильские ВВС уже в скором времени (предположительно в мае) возглавит нынешний глава Управления по планированию генштаба, генерал-майор (алуф) Амир Эшель. Решение Ганца одобрил министр обороны

ВВС являются важнейшим компонентом военной мощи ЦАХАЛа и основным фактором, обеспечивающим его преимущество над потенциальными противниками. Кроме непосредственно авиации, в состав этих войск входят также силы противоздушной и противоракетной обороны. В ведении ВВС относятся и находящиеся на орбите военные спутники, а иностранные СМИ утверждают, что в структуру данного вида войск входят также части, на вооружении которых состоят ракеты большой дальности, способные нести ядерные боеголовки.

Коль скоро роль военно-воздушных сил в деле обеспечения безопасности государства столь велика, неудивителен тот интерес, который проявляет общество к профессиональным и человеческим качествам их нового главкома.

Амир Эшель родился в Яффо в 1959 году. Его отец репатриировался из Ирака (дослужился в ЦАХАЛе до звания подполковника), а мать — из СССР. Практически вся ее семья погибла в Катастрофе, и этот факт остается в жизни Амира Эшеля одним из самых определяющих. В 1977 году он поступил на летные курсы, в 1979-м успешно их закончил и стал пилотом дозвукового ударного самолета А-4 "скайхок". Эшель принимал активное участие в Ливанской войне, вылетая на боевые задания в качестве ведущего групп разной численности. Поскольку А-4 "скайхок" не является истребителем, Эшелю, в отличие от его товарищей, пилотировавших F-16 и F-15, так и не представилась возможность сбить сирийские самолеты. (Правда, в далеком 1970 году, во время Войны на истощение, командир эскадрильи А-4 Эзра Дотан сбил на своем штурмовике два сирийских МиГа-17, причем в одном бою, но это было поразительным исключением из правил.)

В дальнейшем Эшель стал инструктором в летной школе, а затем прошел переподготовку на F-16. Он командовал эскадрильями F-16 двух типов, носящих в ЦАХАЛе наименования "Нец" и "Барак" а также занимал штабную должность. Третья по счету должность комэска была уже на самолете F-4 "фантом" в его глубоко модернизированном израильском варианте "курнас-2000". В этом качестве летом 1993 года Эшель принимал участие в крупномасштабной операции в Ливане, получившей название "Дин вэ-хешбон" (в вольном переводе — "Сведение счетов"). С 1997 по 1999 год он в звании полковника возглавляет оперативный отдел в штабе ВВС. Затем было командование авиабазами "Рамон" и "Тель-Ноф". Именно в этот отрезок времени произошли два памятных события в его карьере.

Первое из них могло не только положить ей конец, но закончиться настоящей трагедией. На базе "Рамон", кроме всего прочего, дислоцируются ударные вертолеты АН-64 "апачи". Будучи командиром базы, Эшель освоил полеты на этих машинах. В 1999 году, во время одного из них, когда вертолет направлялся на аэродром Маханаим, что на севере страны, Амир Эшель осуществил стандартную для невооруженной машины обязательную процедуру проверки систем, включающую нажатие кнопок, производящее выстрелы при наличии подвешенных ракет. Однако вертолет оказался вооруженным, и в результате произошел выстрел противотанковой ракеты "Хеллфайр", которая едва не угодила в группу резервистов из сил ПВО, тренировавшихся поблизости. Перед вылетом пилоты обязаны проверять, подвешено ли на вертолет вооружение, независимо от проверок наземного персонала. Таким образом, Эшелем и вторым пилотом была проявлена очень серьезная халатность. Тогдашний командующий ВВС Эйтан Бен-Элиягу создал комиссию, расследовавшую ЧП. По итогам ее работы он решил ограничиться суровым выговором, но Амир Эшель в придачу… сам себя оштрафовал. Позднее Бен-Элиягу отмечал, что это был тот случай, когда за ошибку, хоть и очень серьезную, не следовало наказывать слишком строго, дав виновным еще один шанс, иначе, сказал он, так недолго и лишиться самых ценных кадров, к каковым Амир Эшель, безусловно, относится.

Второе событие произошло в бытность им командиром "Тель-Нофа". Именно Эшель в 2003 году во главе тройки F-15 осуществил памятный полет над лагерем смерти Освенцим. Одновременно с этим на земле находилась делегация израильских военных, возглавляемая нынешним командующим ВВС Идо Нехуштаном. Позднее в одном из интервью Эшель рассказывал, что идея полета над лагерем смерти зародилась у него еще в далеком 1987 году, во время совместных учений с немецкими ВВС, однако лишь в 2003-м ему удалось осуществить задуманное. Тогдашний командующий ВВС (позднее начальник генштаба) Дан Халуц, вернувшись из Польши, рассказал, что израильских летчиков приглашают принять участие в полетах, связанных с празднованием 85-й годовщины местных ВВС. Эшель немедля явился к нему и предложил согласиться при условии, что поляки разрешат израильтянам пролететь над Освенцимом. Удивившись, Халуц тем не менее поддержал идею. В договоренности с поляками было указано, что полет пройдет на большой высоте, однако Эшель решил ее нарушить. При этом он сказал своим летчикам: "800 лет мы делали в этой стране то, что нам велели, один раз поступим так, как надо". Три F-15 прошли над лагерем на бреющем полете, и как раз в этот символический момент затянутое облаками небо чудесным образом прояснилось. Слова, произнесенные Эшелем по рации, транслировались через громкоговоритель для тех, кто находился на земле: "Мы, летчики израильских ВВС, восставшие из пепла миллионов жертв, пролетая над этим страшным местом… клянемся быть щитом для еврейского народа и его страны — Израиля". С тех пор фотографии наших F-15, парящих над Освенцимом, украшают стены многих офисов высших командиров ЦАХАЛа.

В 2004 году Амир Эшель возглавил оперативное управление ВВС, а в 2006 стал начальником штаба, заняв вторую по значимости должность в этом виде вооруженных сил. Почти 4 года назад он уже был претендентом на должность командующего, но тогда выбор пал на Идо Нехуштана. В качестве "утешительного приза" Эшель был произведен из бригадных генералов в генерал-майоры и возглавил Управление планирования, покинув тем самым ряды ВВС. При этом ему было обещано, что он будет одним из главных претендентов на пост командующего ВВС в следующий раз.

Основным конкурентом Эшеля являлся военный секретарь премьера Йоханан Локер, кандидатуру которого поддерживал Биньямин Нетаниягу, в то время как Бени Ганц изначально хотел назначить Эшеля. Именно этими противоречиями и объясняется затягивание решения на долгие недели. Начальник генштаба, которого в кулуарах, да и в СМИ, уже начали называть "безвольным пуделем министра обороны", проявил в данном вопросе принципиальность. Эхуд Барак изначально против кандидатуры Эшеля не возражал, а Нетаниягу в итоге решил не идти на открытую конфронтацию с Бени Ганцем.

Весьма уродливым моментом во всем этом процессе стало то, что обозреватели многих СМИ (особенно здесь отличилась газета "Гаарец"), что называется, в пику премьеру, начали вести неприкрытую кампанию за Эшеля против Локера. Впрочем, обвинить в этом Эшеля никак нельзя. Распространялись слухи, что Нетаниягу предпочитает своего секретаря из-за того что тот за атаку иранских ядерных объектов, а Эшель якобы против.

Дальнейшее обсуждение здесь этих откровенных спекуляций не имеет смысла, тем не менее, весьма любопытно высказывание самого Амира Эшеля по иранскому вопросу, сделанное им несколько недель назад в беседе с иностранными журналистами. По мнению генерала, наличие у Ирана ядерного оружия приведет к созданию "глобальных ядерных джунглей" в регионе и бесконтрольной гонке ядерных вооружений. Эшель сказал, что под иранским "атомным зонтиком" такие организации как ХАМАС и "Хизбалла" смогут позволить себе гораздо больше, в то время как свобода маневра Израиля значительно уменьшится, и в подтверждение своих слов привел высказывание одного индийского генерала, которого спросили, почему его страна не отреагировала на террористическую атаку в Мумбае в 2008 году, в результате которой погибло 173 человека. "Как же можно отреагировать, — сказал тогда индийский офицер, — когда у твоего соседа (он имел в виду Пакистан. — Д.Ш.) есть ядерное оружие?". На вопросы о возможной атаке Израиля на иранские ядерные объекты Амир Эшель отвечать отказался, ограничившись словами о том, что у Израиля "есть возможность нанести очень серьезный ущерб любому противнику".

В отличие от многих других сравнительно недавних назначений (начальников генштаба, комфлота, командующего Центральным округом и т.д.), у которых было немало противников, не считавших утвержденные кандидатуры оптимальными, в данном случае таковых практически нет. Амир Эшель, занимая любую должность в ВВС (исключая прокол с пуском ракеты), заслужил самые высокие оценки. То же самое касается его работы в должности главы Управления планирования, стратегическое значение которой переоценить невозможно. Профессионал с большой буквы, перфекционист, человек очень больших способностей, умеющий настаивать на своем мнении даже тогда, когда это противоречит позиции начальства, — так отзываются о генерале все, кто с ним работал. Правда, они отмечают также непоколебимую уверенность в своей правоте, иногда переходящую в самоуверенность. Все это, плюс явные лидерские качества в совокупности с небольшим ростом, стало причиной закрепившегося за Эшелем прозвища Наполеон. Вместе с тем он, безусловно, умеет прислушиваться к мнению подчиненных и работать в команде — качества для командующего ВВС очень важные. Кстати, будучи начальником Оперативного управления ВВС, Эшель добился больших успехов в выводе на новый уровень взаимодействия ВВС с сухопутными войсками.

Таким образом, среди предстоящих назначений наиболее важным остается вопрос, кто сменит Яира Наве на посту замначальника генштаба. Его каденция истекает примерно к концу года. В будущем именно новый зам станет, наряду с Наве, основным претендентом на пост, ныне занимаемый Бени Ганцем. Среди кандидатов числятся недавний командующий Северным округом Гади Айзенкот, ныне находящийся на учебе, Ави Мизрахи, главу Центрального округа, которого вот-вот сменит Ницан Алон, и даже Идо Нехуштан. Что касается Йоханана Локера, проигравшего Эшелю, ему, видимо, предложат пост военного атташе Израиля в США.

Возможно, именно в бытность Амира Эшеля на посту главкома ВВС израильское правительство примет решение о силовом сценарии решения иранской проблемы. Однако даже без этого, в свете резкой дестабилизации обстановки в регионе, понятно, какая ответственность ложится на командующего ВВС в ближайшие годы. Ситуация в Сирии и других соседних странах может привести к самым серьезным эксцессам, и это не считая традиционных угроз со стороны ХАМАСа и "Хизбаллы". Само собой, в четырехлетнюю каденцию Эшеля продолжится интенсивное развитие ВВС, в числе прочего предусматривающее дальнейшее повышение роли беспилотных летательных аппаратов, принятие на вооружение истребителей пятого поколения F-35, различных систем противоракетной обороны и многое-многое другое.

Остается пожелать будущему главкому успешной работы в новой должности. Его успех, безусловно, станет успехом и для всех нас.

Давид ШАРП, «Новости недели» — «Континент»