ВЕСЬ МИР ИМ – ДОМ

ВЕСЬ МИР ИМ – ДОМ

Ольга ПОПОВА

С 7 по 14 ноября столицей Русского Зарубежья вот уже в пятый юбилейный раз стала ...Москва. Хоть эта фраза и звучит противоречиво, она верна, ведь в эти осенние дни уже традиционно Москва принимает весь цвет русской эмиграции на кинофестивале «Русское Зарубежье».

Русская эмиграция... Сложно найти в истории России более спорное, но в то же время и столь богатое судьбами великих людей явление, чем изгнание или исход цвета нашей нации. Споры вокруг Русского Зарубежья не умолкают и поныне, однако о главном нам забывать не следует никогда – помнить и постараться понять русскую эмиграцию – это вопрос нашей совести, эта память нужна всем нам, русским, но прежде всего она нужна тем, кто остался ЗДЕСЬ, а уже потом тем, кто вынужден был остаться ТАМ.

В своей статье «Зачем мы здесь?» Георгий Петрович Федотов, известный историк и богослов, пытаясь объяснить происходившее с ними в те годы и найти смысл в той чудовищной несправедливости, которая постигла большинство эмигрировавших представителей русской интеллигенции, писал: «Никогда, быть может, ни одна эмиграция не получила от нации столь повелительного наказа – нести наследие культуры. Он диктуется самой природой большевистского насилия над Россией... И вот мы здесь, за рубежом, для того, чтобы стать голосом всех молчавших ТАМ, чтобы восстановить полифоническую целостность русского духа…, чтобы стать живой связью между вчерашним и завтрашним днем России».

Живя в своем новом мире, эмигранты пытались изолироваться от чужеродного окружения, сознательно стремились вести жизнь так, будто с ними ничего не произошло. Они со всей очевидностью понимали, что являются изгнанниками, но схожие судьбы вопреки политическим, экономическим, общественным и прочим различиям в прежней жизни, осознание принадлежности к одному народу и к одной культуре, понимание общности происхождения создавали духовную основу Русского Зарубежья, – нового, созданного ими мира без физических и юридических границ.

Русское Зарубежье – явление сложное и противоречивое. Здесь по ряду причин оказался весь цвет отечественной интеллектуальной элиты и в этом ее основная специфика. Однажды, выступая в Конгрессе США, президент Рузвельт сказал, что Россия сполна рассчиталась с мировым сообществом за долги царского правительства, отдав миру С. Рахманинова, А. Павлову, Ф. Шаляпина и многих других. Ведь вынужденные эмигранты не могли довольствоваться своим положением беженцев и вечным, все более иллюзорным ожиданием возвращения на Родину. В разных уголках мира интеллигенцией велась постоянная культурно-созидательная работа по формированию новых ценностей, которые когда-нибудь, верили они, будут востребованы на Родине.

Сегодня мы открываем для себя новые пласты русской культуры, мы только начинаем пожинать плоды от тех семян, которые с такой надеждой на востребованность в России взрастило для нас Русское Зарубежье. Имена великих писателей, художников, философов, богословов становятся для нас вновь обретенным сокровищем. Но если посмотреть хотя бы на соразмерность времени, что прошло с момента созидания русской культуры за рубежом с тем периодом, когда мы постепенно начали осознавать ее ценность здесь, в России, только тогда мы поймем, что находимся в самом начале этого интересного и столь важного для всех нас пути.

Мы начинаем узнавать о наших великих, но преданных забвению соотечественниках, главным образом, из книг. Тут уж не попишешь, но великое наследие Русского Зарубежья в философии и богословии, искусстве и культуре является уделом избранных – ученых, историков, богословов, искусствоведов. Не последнюю роль в сохранении наследия Русского Зарубежья играет форма преподнесения хоть и уникального, но, порой, труднодоступного материала. При всем при том, что киноиндустрия давно разделилась на искусство для «широкого потребителя» и для «избранных», тем не менее, остаются своеобразные островки народной памяти, интересные и важные для всех без исключения. Русская эмиграция в кинематографии как раз и является таким островком.

Этой теме последние пять лет в Москве каждый год посвящается Международный кинофестиваль «Русское Зарубежье». Открылся он в Москве 7 ноября 2011г. На сей раз, он посвящен нескольким знаменательным датам: очередной годовщине Исхода белого воинства и гражданских беженцев на чужбину, Году России в Италии и Италии в России, и, самое главное, 5-летию фестиваля Русского Зарубежья – первому серьезному юбилею этого важного для всех нас островка памяти. Уже в пятый раз по итогам конкурса будут вручены два главных приза за лучший игровой и лучший документальный фильм – бронзовая скульптура Галины Шилиной «Философский пароход», символизирующая высылку интеллектуалов из советской России 1922 года. Присуждать призы будут актер и режиссер Александр Марин (Канада), народная артистка России Валентина Теличкина, актер, режиссер Михаил Крутов (Франция), Екатерина Еременко (Германия), драматург и режиссер Вячеслав Хотулев (Россия), режиссер Анна Чернакова (Англия).

«На реализацию идеи фестиваля ушли годы, и от него мы ждем не столько кинооткрытий, сколько привлечения внимания к проблемам русской эмиграции. Главным образом это касается некой разобщенности русских людей за рубежом. Они должны знать и помогать друг другу» – таковы были главные идеи, обозначенные на первом фестивале Президентом Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье», членом Союза кинематографистов и гильдии кинорежиссеров России, членом-корреспондентом Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, членом Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, лауреатом премии Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой Орел», директором киностудии «Русский путь», кинорежиссером Сергеем Зайцевым. За годы своего существования фестиваль, бесспорно, в чем-то изменился, эволюционировал, однако неизменными остались идеи, обозначенные в самом начале пути.

Тема русской эмиграции с каждым годом обретает все большую популярность в России и за рубежом, все большее внимание привлекает к себе и сам кинофестиваль. Желающих попасть на показы в дни его проведения гораздо больше, чем можно было бы ожидать. Организаторы фестиваля могут гордиться статусом интеллектуального кино, предлагаемого гостям фестиваля, и это при том, что все показы по-прежнему остаются бесплатными.

Как сказал на церемонии открытия директор кинофестиваля «Русское Зарубежье» продюсер Филипп Кудряшов «В программе форума будут представлены работы из 7 стран мира. В конкурсной программе будут показаны 5 игровых и 14 документальных картин. Традиционно украшать работу фестиваля будут творческие встречи с гостями из-за рубежа и специальные программы, на которые мы приглашаем всех желающих».

Необыкновенно любопытным элементом документальной программы в этом году будет фильм «Николай Романов. Обретенная Россия». Праправнук одиннадцатого Императора Всероссийского Николая I, рассказывает о вынужденном переезде его семьи в Европу, делится воспоминаниями о своем детстве в эмиграции, вспоминает главные события своего жизненного пути. Фильм позволяет увидеть и понять связь семьи Романовых с Россией в наши дни, в результате чего внимательный зритель может осмыслить специфику отношений нашей страны с Европой на фоне последних исторических событий. Поскольку 2011 год – это год Италии в России и России в Италии, важно подчеркнуть, что с 1936 года Италия стала второй родиной русского князя.

Итальяно-российскую тему фестиваля в этом году продолжит документальный фильм «Женитьба по-итальянски», в котором с тонким юмором рассказывается семейная история знаменитого итальянского сценариста и поэта Тонино Гуерра и его русской жены Лоры.
С темой соприкосновения культур России и Италии гости фестиваля встретятся также и в игровом кино – фильм «Татарская княжна», рассказывающий о неизвестном эпизоде из жизни известной поэтессы Анны Ахматовой, которая после получения оксфордского звания и мирового признания в 1965 году приезжает в Париж, где в далеком 1910 году, во время своего свадебного путешествия с Гумилевым, она познакомилась с Амедео Модильяни. Увлеченный русской красавицей гениальный художник сделал тогда несколько рисунков обнаженной Ахматовой. Всю жизнь Анна Андреевна считала, что рисунки уничтожены. Через 55 лет она узнает правду…

Документальный фильм «Молюсь за тех и за других» рассказывает о морском походе по местам скорби и славы остатков русской армии, ушедшей поздней осенью 1920 года на кораблях из Крыма. «Пароход», являющийся символом кинофестиваля «Русское Зарубежье» – это понятие, в которое с каждым годом вкладывается все больший смысл со все новыми подробностями и историческими фактами трагедии исхода русских эмигрантов. Каста русских военных также не избежала этой участи, в связи с чем особый интерес представляет показанная в фильме встреча на борту корабля бывших «белых» и «красных», в результате которой появляется единственно правильное и разумное, примиряющее желание молиться и за тех, и за других...

«Пароход» является также символом и фильма «Генерал Корнилов» режиссера Горана Миличевича. Как известно, пароходов с эмигрантами на своем борту было не два и не три, а гораздо больше, «Генерал Корнилов» был последним, который, перегруженный беженцами, оставил русский Крым 14 ноября 1920 года. Он отправляется в свое последнее неведомое плавание и все, находящиеся на его палубе знают, что это – их прощание с Родиной. Пораженные в борьбе, но духовно сильные, русские беженцы в новых обстоятельствах найдут основу для восстановления и сохранения своего уникального духовного мира. В этом фильме подробно рассмотрен жизненный путь двух священников и генерала, сделавших свой вклад в формирование Русской Православной Церкви заграницей, которую там, вдалеке от России, можно рассматривать как пристанище для русских иммигрантов. Многие русские нашли свой дом и «хлеб» на территории Югославии и, главным образом, на территории бывшей Сербии. Общая вера было одним из основных столпов единения православного славянства. Это единство веры и в далеком прошлом поднимало не раз Россию на помощь сербам в их борьбе за свободу, и на этот раз Православие стало последней надеждой теперь уже для русских изгнанных.

Этот фильм не единственный на фестивале, который рассказывает о судьбе русских эмигрантов в Сербии. Документальный фильм «Добро пожаловать!» режиссера Михаила Ордовского снимался в сербском городе Вршац в июне 2010 года, когда там проходил XXI заключительный Съезд русских зарубежных кадетов.

Помимо показа этих документальных фильмов о Сербии, в этом году фестиваль приготовил для интересующихся этой темой еще одну жемчужину – выставку «Толстой и Достоевский глазами художников Сербии», которая будет открыта 8 ноября. В русской эмигрантской прессе, в россыпи ее статей и заметок, посвященных театру, музыке, постановкам, режиссерам, драматургам, часто подчеркивалась одна характерная черта того времени – связь русского искусства с сербским, тесно связанным с многострадальной историей своего народа и отечественной литературой. На вечер открытия приглашены представители Посольства Сербии, Сербской Православной церкви, сербские общественные организации.

Хоть год Франции в России и закончился, однако интерес к русской эмиграции во Франции не пропадет никогда, потому как эта страна всегда играла и будет играть особую роль для Русского Зарубежья. В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Александра Алексеевича Алексеева, родившегося в России, но прожившего всю жизнь во Франции. Как и тысячи других эмигрантов, Алексеев, покинув Россию после революции, оказался практически отрезан от своей родины, но творчество его постепенно возвращается сюда. Александра Алексеевича в мире принято считать одним из основателей французской мультипликации, а французская кинотека гордится своей подборкой анимационных лент Алексеева, признанных произведениями искусства мирового анимационного кино. Творческий вечер 10 ноября будет посвящен воспоминанию современников и почитателей таланта великого русского аниматора и изобретателя, а также пройдет показ документального фильма об Алексееве.

Ну и, конечно, нельзя пропустить премьеру фильма Александра Гурьянова «Толкай телегу к звездам…», который будет представлять Николай Игоревич Сикорский, приехавший из Соединенных Штатов Америки сын основателя авиации Игоря Сикорского, а также творческие вечера Ксении Мейснер (из Австралии), актера и режиссера Александра Марина (из Канады), и приехавшей из Германии кинорежиссера Екатерины Еременко.

Будем надеяться, что все участники и гости фестиваля по достоинству оценят те крупицы знания о Русском Зарубежье, которые становятся доступными всем нам благодаря организаторам Международного кинофестиваля.