«РАДУЙТЕСЬ ВОЙНЕ — МИР БУДЕТ УЖАСНЫМ»

«РАДУЙТЕСЬ ВОЙНЕ — МИР БУДЕТ УЖАСНЫМ»

Дмитрий КАРАСЁВ, Главный редактор городской деловой газеты «Бизнес в Сибири»

Глядя из сегодняшнего не очень устроенного, но зато достаточно стабильного настоящего в покрытое мраком будущее, поневоле вспоминается вынесенный в заголовок знаменитый образчик геббельсовского агитпропа.

В самом деле, зарплаты, пенсии и пособия у нас, конечно, безобразно низкие по сравнению с лучшими зарубежными стандартами, а их рост и индексация (где они есть) инфляции и роста тарифов монополий отнюдь не покрывают. Но, по крайней мере, они пока есть. А ведь были времена, когда все это и вовсе либо не выплачивалось, либо безнадежно задерживалось. Хотя конечно, с чем сравнивать — с 1993 либо пресловутым «1913 годом». С другой стороны, при сегодняшнем раскладе надежд на скорый рост благосостояния широких слоев населения пока нет. Как гласит формула, выведенная много лет назад одним ученым из Новосибирского Академгородка, «в России завтра всегда хуже, чем сегодня, зато гораздо лучше, чем послезавтра». Ну так давайте посмотрим, что там нам бог или бес (кому что) послал…

Как недавно поведал директор «Всероссийского центра уровня жизни» Вячеслав Бобков, результаты недавней переписи «показали более четкую картину по количеству бедных» в стране. В частности, они свидетельствуют, что «этот слой в стране очень велик, а политика перераспределения доходов, в настоящий момент практикуемая государством, не позволяет оказывать нуждающимся адекватную поддержку». В переводе с политкорректного языка на нормальный это означает, что существующая в стране система поощряет богатых и прессует тех, кому «не повезло».

Сегодня наиболее нуждающиеся (или нищие), чей доход ниже прожиточного уровня, в России составляют 17% населения; низкообеспеченные, чей доход не превышает порядка 20 тыс. рублей в месяц, — 30%; ниже среднего класса (доход не выше порядка 45 тыс. рублей) — 37%; средний класс (доход не более 70-80 тыс. рублей) — 14%; и, наконец, высокообеспеченные — 2%. Как считает замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, поскольку у нас бедные беднее богатых в 17-18 раз, «такое положение — вызов для общества». По данным независимых экспертов, ситуация гораздо грустнее — разрыв в среднем по России составляет 20-24 раза. Значительная часть населения, преимущественно те, кому доверено охранять наше самое (на словах) дорогое — работники образования, здравоохранения и культуры — имеет доходы 55-56% от средней зарплаты по стране. Таким образом, у нас интеллектуальный класс имеет самый низкий социальный статус и не является средним классом. Есть обоснованное подозрение, что он никогда им не станет — как отметил госп. Клепач, при росте ВВП 3% в год доля среднего класса в России никогда не превысит 30-35%, причем большая часть интеллектуального класса к нему принадлежать не будет.

Да и как может быть иначе, если даже по традиционно «официальным» данным Росстата, в I кв. 2011 года число россиян с доходами ниже прожиточного уровня выросло на 2,3 млн. человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Теперь бедных у нас 22,9 млн. или 16,1% от населения. Для вашей информации — прожиточный минимум в РФ в I квартале был целых 6 473 рублей. Что можно себе позволить себе за эти деньги, каждый из россиян знает не понаслышке, а теперь представьте себе армию людей, которые себе ЭТО позволяют. Страшно не становится? Недаром эксперты считают данные официальной статистики показателем неустойчивого развития экономики, промышленности и социальной сферы.
Пока наполняемость родимого бюджета зависит от такого неустойчивого показателя, как мировые цены на нефть, никакое планирование в нашем царстве-государстве в принципе не возможно. Это понятно даже ежу в лице международных финансовых организаций. Как отметили в одном из недавних отчетов эксперты Всемирного банка, «на данный момент российская экономика держится на ценах на нефть, а не на РАССУДИТЕЛЬНОЙ макроэкономической политике». В этих условиях управление государством сродни камланию на бараньей лопатке. Обещания бюджетных затрат даются направо и налево, а что будет с ценами на нефть в этом, а тем более в следующем году, не знает никто. Более того, даже при международных ценах на основной экспортный товар России на уровне $100/баррель бюджет буквально трещит по швам. Как поделился лучший министр финансов всех времен и народов Алексей Кудрин, сделать его бездефицитным можно лишь при уровне $115 за баррель. Уже сейчас на выполнение пенсионных обязательств уходит порядка 40% бюджетных затрат, а дефицит Пенсионного фонда России составляет около 1 триллиона рублей! А ведь вскоре придется снова «отстёгивать» на Сочи-2014 и Чемпионат мира по футболу 2018 года… Не «маловата кольчужка» будет?
Как показали результаты исследования Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Российской академии наук, в ближайшие 20 лет Россию ожидает вероятность ухудшения качества жизни и НЕОБРАТИМАЯ консервация сырьевого уклада экономики. Иронично, что сами исследователи при этом «старались обойтись без сценария судного дня и без пасторали». Вот такая вот «медиана» нас ожидает…
Одной из извечных российских бед, помимо дураков, дорог и всего прочего, последние 20 лет у нас признают опережающий инфляцию рост тарифов монополий. На одной из последних передач «Диалог с Михаилом Хазиным» на РБК-ТВ глава консалтинговой компании «Неокон» Михаил Хазин сказал: «В Законе «О естественных монополиях» четко прописано, что тарифы естественных монополий — это плата за услугу. Какая может быть инвестиционная составляющая в тарифе?».

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин оптимистично прокомментировал ситуацию: «Если судить с точки зрения здравого смысла и российского законодательства, то конечно. Но если судить по принципу «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать», а именно это является сутью монополий и государства, которое их обслуживает, то… если вам что-то не нравится, идите в суд и погибайте там».
Причем монополии не стесняются включать в пресловутую «инвестиционную составляющую» любые свои причуды. Так, еще относительно недавно РАО ЕЭС включало туда… налог на содержание милиции, которого просто не существует в природе, а также устранение последствий сгоревшего в 2002 году собственного архива, а Российские железные дороги — содержание ресторана на какой-то богом забытой железнодорожной станции.

Конечно, красиво жить не запретишь, но поскольку многолетняя «сладкая жизнь» затягивает, монополии свои аппетиты умерять не собираются. Например, пока премьер Владимир Путин настаивает, что рост тарифа не должен превышать запланированный на год уровень инфляции, а Минэкономразвития предлагает Министерству путей сообщения в 2012 году индексировать тарифы на грузовые железнодорожные перевозки на 6%, в РЖД запросили «проиндексировать» аж 23%, объясняя нескромные аппетиты масштабами инвестиционной программы, а также подготовкой к Сочи-2014 и ЧМ-2018. Вот потому так и живем, потому в нашей стране так все дорого…

Дальше — больше. В Минкомсвязи предложили прекратить государственное регулирование тарифов на звонки по стационарным телефонам. Сейчас этим занимается Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Как прокомментировали в пресс-службе «Ростелекома», «из-за конкуренции на рынке действующие тарифы всегда ниже установленных регулятором». И посему к гонке цен данная мера якобы не приведет, тем более, что ушлые пользователи все чаще отказываются от фиксированной связи в пользу сотовой. С другой стороны, нашим монополиям палец в рот не клади, — откусят вместе с рукой.

Заслуживает внимания также новость, что в Федеральной налоговой службе решили не лишать возможности вырваться за рубеж граждан, чей долг перед государством и кредиторами не превышает 5 тысяч рублей. Соответствующее письмо начальнику Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артуру Парфёнчикову направил глава ФНС Михаил Мишустин. В ФНС также хотят, чтобы пункты погранперехода были оснащены «актуальной базой, содержащей информацию о размере задолженности по платежам в бюджет, а также платежными терминалами, позволяющими оплатить задолженность на месте». Гуманисты от налоговой службы вовсе не ставят свой целью «закошмарить» должников. Напротив, они считают: «С должника, оплатившего все имеющиеся задолженности, должен автоматически сниматься запрет на выезд за рубеж».

По данным ФССП, в 2010 году «невыездными» стали 290,7 тысяч наших соотечественников. За первые четыре месяца 2011 года запрещен выезд за границу почти 120 тысяч российских должников. Около половины из них — неплательщики алиментов. Вторая по величине категория — неплательщики по кредитам и должники по коммунальным платежам. Оно верно — те, которые без денег (или, точнее, притворяются, что у них нет денег для расчетов по долгам), должны быть лишены радости смотреть на остальной мир! Жили же мы когда-то 70 лет за «железным занавесом» и о многих сегодняшних проблемах не тужили. Чужого нам не надо, но своего ни пяди не отдадим! О чём это я? Не суть важно! Оставайтесь с нами!