ДЕЛО ЛЕРНЕРА ЖИВЕТ…

ДЕЛО ЛЕРНЕРА ЖИВЕТ…

Виктория МАРТЫНОВА

Как обычно, повод для размышлений и проверок дала редакционная почта. Читатели рассказали нам, что юридическое дело, несколько лет назад гремевшее на всю страну, вдруг всплыло снова, привлекая внимание к одной из самых знаменитых афер, предпринятых за годы нашей алии. Вы догадались? Речь идет о пирамиде Лернера.

«Уважаемая редакция! Подскажите, что нам делать. Мы снова на перепутье. Опять требуются деньги для того чтобы якобы вернуть давно утраченные деньги. В 2006 году мы, две семьи родственников, приобрели инвестиционные сертификаты. Мы, Светлана и Дмитрий Сташевские, приобрели сертификат компании "Роснефтегазинвест" номер 2779, означающий наличие акций на сумму 10 тыс. шекелей, а наши дети Татьяна и Дмитрий - сертификат той же компании за номером 2780, означающий две акции на сумму 2 тысяч долларов США. 21.08.2006 г. из сообщений прессы стало известно, что эта компания – финансовая пирамида, которая не занимается никакой инвестиционной деятельностью. Разразился большой скандал, пострадавшие попытались вернуть свои деньги, но ничего не вышло.

Мы обратились с жалобой в полицию, но на нее никто не прореагировал. Нашей обиде и возмущению не было предела. Мы стучались во все двери — к политикам, общественным деятелям, в газеты… Понятно, что всех пострадавших объединяла решимость во что бы то ни стало добиться справедливости и вернуть потерянные деньги. С тех пор в стране стали возникать различные объединения тех, кто пострадал от действий Григория Лернера. На нашем пути много раз возникали и возникают различные адвокатские конторы, которые понемножку нас пощипывают, предлагая скинуться то по 50 шекелей (сущая безделица!), то по 100... Поборов было много. Толку пока — ни на грош.

А совсем недавно нам позвонила некая гражданка Элла с общественным поручением... еще раз собрать деньги на новую подачу исков. На сей раз нам предлагалось скинуться очень быстро, в течение недели, потому что теперь предстоит подача иска через надежную фирму. Но мы уже никому не верим. Пожалуйста, проверьте, что же тут происходит. Помогите решить, что нам делать».

Как нам стало известно, речь на сей раз идет о подаче коллективного иска через адвокатскую фирму Шефтеля-Бетарама. И тут необходимо пояснить следующее… Адвокат Йорам Шефтель имеет репутацию человека неоднозначного. Именно он в свое время «отмазал» Демьянюка от справедливого наказания, за что получил немалую сумму денег, а параллельно — резкое неприятие тех, кто считает, что работа на оправдание нацистского преступника есть оскорбление памяти погибших в Катастрофе евреев. Но сам Шефтель был уверен, и сумел убедить в этом суд, что Демьянюк, хотя и служил охранником в концлагерях, не являлся «Иваном Грозным». А документы, представленные КГБ, по его мнению, были не более чем фальшивкой. Но этот же адвокат сумел устранить одну из наиболее болезненных несправедливостей для людей, переживших Шоа, —проблему одноразовых компенсаций из Германии тем, кому было отказано в их получении из-за преждевременной подачи документов. Шефтель, изучив ящики документов, сумел доказать, что ответственность за случаи отказа лежит не на Германии, а на израильском отделении организации «Клейм конференс», проявившем халатность при разъяснении просителям вопроса о том, когда им следует подавать документы.
Таким образом, появление такого адвоката в старой истории с пирамидой Лернера означает, что дело живо и, возможно, есть шанс не только вернуть утраченные деньги, но и принести прибыль. Я разыскала адвоката и попросила пояснить, как он собирается взыскивать деньги с Лернера.

— Вовсе не собираюсь я этим заниматься, — парировал Шефтель. — Искать следы развалившейся пирамиды нет никакого смысла, потому что, так же, как в случае с «Клеймс конференс», деньги для компенсаций пострадавшим стоит искать в Израиле. Из этих соображений я и исходил.

— И кого вы нашли в качестве ответчика?
— Мы готовим иск против Управления ценными бумагами. Как стало известно по результатам проверки документов, в руководстве этой структуры прекрасно знали о том, что представляет собой организация Роснефтегазинвест. Эксперты Управления выяснили абсолютно точно, что организация предназначена исключительно для обмана сограждан, но не сделали ничего, чтобы предотвратить заведомое ограбление доверчивой публики. Представители Управления ценных бумаг обратили внимание на данную организацию и направили запрос адвокату Лернера. По получении ответа у Управления были все возможности запретить, в соответствии с законами Государства Израиль, деятельность компании и начать уголовное расследование этой деятельности. Но ни то, ни другое сделано не было, и в итоге обман продолжался.

— Сколько человек, по вашим сведениям, пострадало в этой истории?
— По нашим подсчетам, не меньше двух с половиной тысяч человек. Сумма незаконно полученных денег составила 62 миллиона шекелей — по тем временам. Сейчас сумма, понятно, еще выросла за счет процентов, которые должны быть выплачены за пользование деньгами в течение нескольких лет. У нас очень хорошие шансы и на этот раз. Граждане, пострадавшие от этой истории, давно обращались в мой офис, и вот наконец мы решили действовать.

— А как определить, кто обзванивает пострадавших, ваши представители или какие-то самозванцы?
— Пострадавших так много, что пришлось для их организации выбрать девять координаторов по стране. Эти люди прошли наш инструктаж. Все они имеют специальные подтверждения того, что связаны с нами. Это доверенность, на иврите «ипуй коах». Поэтому если возникает сомнение относительно того, не самозванцы ли объявили очередное сборище лохов, надо не стесняться проверять документы.

***
А как чувствует себя человек, кто давно ступил на тропу борьбы с «наследием» Григория Лернера? Адвокат Алекс Шмерлинг, который постоянно консультирует читателей газеты «Новости недели» по этой и другим темам, несколько лет назад уже начал борьбу за возвращение денег, отнятых у израильтян. Может быть, его обошли на повороте?
— Нет, — отвечает адвокат Шмерлинг, — дело, которое мы начали шесть лет назад, продолжает двигаться. Мы подготовили иски, причем не только против Управления ценными бумагами, но еще и против полиции и самого Государства Израиль. На нашем пути было несколько сложных моментов. Так, окружной суд отказал нам в рассмотрении дела, но мы подали в БАГАЦ и выиграли дело. Сейчас снова готовим документы для подачи в окружной суд и надеемся выиграть. Что касается адвоката Шефтеля, речь идет о том, что объединяется еще одна группа пострадавших, которые до сих пор не пытались добиваться справедливости через суд. Но нашу группу и наше продвижение по делу никто не отменял. У нас есть определенные успехи, но мы их не афишируем, потому что они не столь велики, чтобы компенсировать потери всем пострадавшим и всем подавшим иск. Но мы работаем и знаем, что победим.

***
Мне оставалось только позвонить активистке-общественнице Элле М. из Бат-Яма. Оказалось, что она одна из пострадавших от действий Лернера. Сама поддалась в свое время на аферу и уже не чает вернуть деньги, поэтому теперь решила помогать организации подачи иска в суд.
— Скажите, почему вы предлагали людям, пострадавшим от мошенничества, сброситься на подачу нового иска срочно, буквально в течение недели? Кто устанавливал сроки?
— Я советовала товарищам по несчастью как можно скорее принять решение, потому что просто больше нет сил терпеть. Сколько лет мы пытаемся добиться справедливости, и все напрасно. Может быть, теперь получится? Я знаю психологию наших людей. Они, наученные горьким опытом, начинают сомневаться, колебаться. Мне же кажется, что делом наконец-то заинтересовалась серьезная контора, и все сейчас должно получиться. Уже много лет попытки разобраться в этом деле предпринимает доктор Беркович из Беэр-Шевы. Я работаю в сотрудничестве с ним. Что касается выплат, теперь это не очень большие суммы — 600-650 шекелей в зависимости от количества купленных акций.

***
Вот так выглядит сейчас продолжение знаменитой аферы Лернера. Откликнувшись на просьбу семьи Сташевских, я попробовала ответить на главный вопрос: нужно ли им и сейчас платить деньги, а уж конкретно пусть каждый решает это для себя сам.
«Новости недели» – «Континент»