АМЕРИКА НАВСЕГДА

АМЕРИКА НАВСЕГДА

Антон ТОЛМАЧЕВ

Агентство S&P понизило прогноз по рейтингу США до негативного. Почему не стоит ждать потрясений?

В понедельник агентство S&P присвоило негативный прогноз по рейтингу США, ожидая в долгосрочной перспективе ухудшения кредитного качества страны из-за высокого бюджетного дефицита (больше 10% в год) вместе с растущими объемами заимствований. Что это означает? Насколько реально, что США объявят дефолт пусть даже в перспективе 10 лет?
Страховка от дефолта США (Credit Default Swap) стоит сегодня всего 0,66% от хеджируемой суммы в год. Но даже эти средства платить не стоит. И вот почему.

Мировой ВВП сегодня — это $75 трлн., из которых на США приходится почти 20%. При этом международные валютные резервы стран равны $9,2 трлн., из которых более 60%, или $5,52 трлн., приходится на доллар США. Ежедневный оборот на рынке FOREX составляет более $4 трлн., из которых 2/3 приходится на операции с долларом США. О чем говорят все эти числа?
Маховик мировой экономики продолжает движение без остановок. Именно благодаря действиям монетарных властей США была запущена, а затем продлена программа прямого валютного стимулирования национальной экономики, что, несмотря на сомнения скептиков, позволило запустить экономический рост в развитых странах, восстановить кредитные рынки и поднять стоимость активов. Мировая экономика продолжает восстановление, и пока оно происходит при помощи главного «кровеносного» средства — доллара США.

Абсолютное большинство оборота товаров в мире происходит с использованием американской валюты. Китай не закупает древесное волокно в юанях, а Катар не продает нефть за малайзийские ринггиты. Большинство национальных валют не используются в качестве средства платежа за границами своих мест происхождений — эта роль отдана доллару США. И пока в международной торговле нет никаких ограничений на использование той или иной валюты, угроза доллару слишком мала, чтобы вызывать беспокойство.

Тем не менее мы живем в эпоху плавающих валютных курсов, что является неплохим подспорьем, входящим в инструментарий монетарных властей любой нормально функционирующей экономики. Экономический рост «регулируется» в том числе с помощью влияния на курс национальной валюты: его снижение помогает свободнее вздохнуть национальным производителям, но обесценивает накопления граждан, а укрепление ведет к притоку иностранного капитала, росту конкуренции и опережающему росту благосостояния.

Курс валюты в том числе подходит и для «регулирования» долговой нагрузки. Самый простой (и безответственный по отношению ко всем пользователям валюты) вариант снижения долговой нагрузки — обесценить национальную валюту. Однако, нужно ли это делать США, чтобы справится с последствиями кризиса — высоким бюджетным дефицитом и нарастающим госдолгом?
Из курса экономической теории мы знаем, что любое государство имеет самый высокий рейтинг надежности в собственной, национальной валюте. Причина проста: даже, если обязательства вырастут до сотен процентов ВВП, государство всегда может напечатать денег и погасить все долги, обесценив «по пути» национальную валюту и лишив доверия текущей кабинет министров, принявших данное решение. Но США не пойдут по этому пути, поскольку, во-первых, доллар значит для них слишком много, гораздо больше, чем любая другая валюта для своей страны, а, во-вторых, повсеместное использование доллара делает эту валюту намного более прочной, чем принято считать.

Что же касается казначейских обязательств, то они останутся «мерилом» риска: ведь в случае каких-либо потрясений в мировой экономике в первую очередь растет спрос на доллары США и казначейские обязательства, поскольку нет больше иного безрискового актива. В любом случае, потрясений ожидать не стоит, поскольку локомотивом мировой экономики пока являются США, нефть продается за доллары и ломка текущего мирового устройства сейчас никому не пойдет на пользу.
Сегодня США сталкиваются, по сути, с одной проблемой: чрезмерного бюджетного дефицита, провоцируемого тем, что американцы пока не готовы увеличивать потребление, в то время как с конца 2008 года за них это делает государство. В результате программ прямого валютного стимулирования на балансе ФРС находится бумаг на $1,375 трлн. — больше, чем у Китая. США никуда не деться от снижения дефицита и через урезание социальных программ и через повышение налогов. Планы по снижению уже опубликованы, а низкий курс доллара станет здесь подспорьем.

forbes.ru
Автор — аналитик UFG Wealth Management