ИСЛАМСКИЙ ВЫЗОВ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА

ИСЛАМСКИЙ ВЫЗОВ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА

Сергей Маркедонов — приглашенный научный сотрудник (Visiting Fellow) Центра международных и стратегических исследований (Вашингтон, США), кандидат исторических наук

Начало 2011 года в Азербайджане отмечено активизацией исламской тематики. Точнее сказать, такой проблемы, как «политизация ислама».12 января Генеральная прокуратура и МВД Азербайджана выступили с совместным сообщением в связи с арестом лидера ИПА (Исламской партии Азербайджана) Мовсума Самедова. Если следовать тексту заявления, то фигурант подозревается в нарушении общественного порядка и подготовке терактов. Другими участниками этого дела называн двоюродный брат подозреваемого Даянат Самедов и ряд других его родственников. Сама ИПА фактически перешла на полуподпольную деятельность. Мовсум Самедов — фигура в азербайджанском «политическом исламе» известная. В 2009 году он жестко публично выступал против визита в Баку патрирха израильской политики президента Еврейского государства Шимона Переса. «Израиль окончательно потерял всякое доверие мусульманских государств и поэтому приглашение президента Израиля — большая ошибка», — заявлял он тогда. Впрочем, в 2009 году Самедов и его соратники рассматривались как «системные лидеры» исламских общественных объединений, действующих в рамках азербайджанского законодательства и не являющихся экстремистскими. Сегодня ситуация иная. Впрочем, инцидент с Самедовым далеко не единственный, он, скорее, видимая часть айсберга.

В ноябре прошедшего 2010 года Министерство образования Азербайджана ввело запрет на ношение хиджаба ученицами средних школ (с формулировкой о том, что это не является атрибутом школьный формы). Эта мера республиканских властей привела к серии протестов в защиту хиджаба. Они прошли в декабре 2010 года и не ограничились рамками одного лишь Баку. В течение двух декабрьских недель акции протеста состоялись в столице Азербайджана (10 декабря), в Массалы (15 декабря), поселке Нардаран (18 декабря) и в Гяндже, втором по численности городе Азербайджана (24 декабря). Таким образом, был жестко поставлен вопрос о соотношении светских и религиозных элементов в образовании. Между тем в Азербайджане в последнее время активизировалась деятельность исламистских радикальных группировок, стремящихся к изменению светского характера азербайджанской государственности. «Ваххабитский вирус развился у нас в последние несколько лет» — утверждает азербайджанский правозащитник Ильгар Ибрагимоглу. В начале апреля 2006 года министр национальной безопасности Азербайджана Эльдар Махмудов выступил с сенсационным заявлением: «Хотя мы имеем достаточно богатый опыт в противодействии деятельности радикальных религиозных и террористических организаций, информация о планах ныне нейтрализованной группы «Аль-Каида Кавказ» по рекрутированию азербайджанских девушек в отряд смертниц стала для нас самым худшим открытием за последние годы». С 2006 по 2009 гг. по стране прошли большие судебные процессы по делам различным подпольных исламистских групп (как граждан Азербайджана, так и подданных Саудовской Аравии и других стран исламского Востока). Буквально 18 июня 2009 года в Суде по тяжким военным преступлениям Азербайджана завершился суд по делу группы лиц, обвиняемых в террористической деятельности и в подготовке вооруженных атак на посольства США и Великобритании в Баку. Материалы суда и следствия четко обозначают «ваххабитский след».

Остроты ситуации добавляет тот факт, что еще несколько лет назад в Баку многие рядовые обыватели говорили в шутку, что на азербайджанскую девушку чадру не сможет одеть сам Усама Бен Ладен. В период президентства Гейдара Алиева лидер Духовного управления азербайджанских мусульман Шейх-уль-ислам Аллашукюр Пашазаде даже говорил о том, что в Баку есть Бог и пророк. И имя ему Гейдар Алиев. С точки зрения ислама подобного рода заявления считаются кощунственными, поскольку первый столп ислама утверждает, что «нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед (а не Алиев-старший — С.М.) – пророк его». Однако такое заявление, способное вызвать в мусульманской стране Ближнего Востока или Центральной Азии серьезный кризис и массовые выступления, в Азербайджане не было замечено. Как и не вызывали особого протеста мечети на родине героя в Нахичевани, имеющие «уголки Гейдара Алиева» (похожие на ленинские комнаты в воинских частях и пионерских лагерях времен СССР).

Сегодня же для активизации радикального ислама в Азербайджане есть несколько существенных предпосылок. Назовем лишь некоторые из них:
— слабая деморализованная и политически неэффективная светская оппозиция (недовольство властью есть, а рычагов для его выражения через цивилизованную оппозицию нет),
— этнонациональная травма (потеря суверенитета над Карабахом и семью районами за его пределами, что составляет 13% территории Азербайджана),
— возможность для интерпретации армяно-азербайджанского конфликта как межконфессионального противоборства (армяне — не простые христиане, а представители этноса, имеющего свою «национальную церковь» (Армянскую Апостольскую), которая в течение многих столетий являлась для армянской диаспоры квазигосударственным образованием),
— реализация авторитарно — модернизационного проекта, сопровождающегося резким социальным расслоением, коррупцией, изменением традиционных жизненных устоев,
— соседство с Дагестаном и Ираном (в первом случае по соседству располагается регион, ставший центром салафитского (обновленческого) ислама в Кавказском регионе, а во втором — шиитская страна, ориентированная на экспорт исламской модели власти и организации общественной жизни),
— массовое разочарование в США и вообще в «Западе». В начале-середине 1990-х гг. в Азербайджане многие считали, что Штаты и Евросоюз смогут помочь Баку разрешить с выгодой для себя карабахскую проблему. Однако неудачи переговорного процесса, инициированного, прежде всего, западными государствами, породили и массовое неприятие американской и европейской политики.
Вместе с тем, светские традиции в Азербайджане имеют сильные исторические корни. В первом азербайджанском государстве (1918-1920 гг.) — АДР (Азербайджанской Демократической Республике) у власти находились светские этнонационалисты — партия «Мусават («Равенство»). Именно эта партия сформировала тот набор ценностей азербайджанской государственности, к которым апеллирует и нынешняя постсоветская элита страны. Это, однако, не мешает Ильхаму Алиеву жестко «прессовать» нынешнюю партию «Мусават», находящуюся в оппозиции. В период существования АДР исламистская партия «Иттихад» («Союз») выступала не просто за традиционные исламские нормы права, но и отрицала идею национального государства азербайджанцев, призывая к единству всех мусульман бывшей Российской империи. В пылу своей борьбы с мусаватистами сторонники «Иттихада» даже поддержали установление Советской власти в республике. Таким образом, исторически исламистская идеология имеет в Азербайджане «антигосударственные» корни. Напротив идея национальной государственности зарифмована с секуляризмом и антиклерикализмом. На эти традиции свое влияние (в данном случае речь не идет о его оценке) оказала и советская атеистическая традиция, насаждаемая, в том числе и «полубогом» нынешнего Азербайджана Гейдаром Алиевым.В постсоветский же период стратегическим партнером Азербайджана стала Турция, исламское, но светски ориентированное государство. Именно светская Турция, а не «родственный» шиитский Иран оказывает поддержку Азербайджану по «карабахскому вопросу», а также осуществлению совместной блокады Армении.
Постсоветский Азербайджан продемонстрировал свое умение проводить достаточно гибкую политику в отношении различных конфессий (от православия до предстателей протестантских объединений), равно как и противодействовать радикальным экстремистским течениям. Думается, что этот опыт необходимо учитывать всем поликонфессиональным образованиям на территории СНГ.

Если судить по количественным показателям, то независимый Азербайджан по сравнению с Азербайджанской ССР стал практически гомогенным в конфессиональном плане. Если в конце 1980-х гг. только 87% граждан республики были мусульманами (60% — шииты), 12,5% — христианами (прежде всего русские и армяне), 0,5% — иудеи, то сегодня мусульманами являются около 97% населения Азербайджана. Помимо азербайджанцев ислам исповедуют лезгины, талыши, аварцы. Вместе с тем после 1991 году в республике получили развитие религиозные общины, ранее в ней не представленные. Речь идет, прежде всего, о так называемых «нетрадиционных» христианских объединениях («Церковь восхваления» и другие). По неофициальным данным на сегодня более 5 тыс. азербайджанцев приняли христианство под воздействием «нетрадиционных» христианских проповедников. В Баку образовалась также небольшая община кришнаитов и был также возрожден бахаистский махфал (место собрания), закрытый в результате репрессий 1937 года.

В 1991 году Азербайджан, формально еще находясь в составе Союза ССР, стал членом влиятельной международной Организации исламская конференция. Сегодня в республике представлены, главным образом, шииты, а также сунниты-шафииты и ханафиты. В исламских странах шииты, как правило, составляют меньшинство. Азербайджан наряду с Ираном, Ираком, Северным Йеменом являются исключением. В постсоветский период среди жителей республики распространились и салафитские взгляды. Азербайджанские эксперты и публицисты связывают распространение салафийи с чеченцами, обосновавшимися в республике в середине 1990-х гг., а также с представителями этнических меньшинств (лезгины, аварцы). Популярность салафитских воззрений среди этнических меньшинств объясняется отстраненностью их от азербайджанской власти, а потому склонностью к оппозиционности.

На территории Азербайджана действуют приходы Бакинской и Прикаспийской епархий Русской Православной Цервки (РПЦ) Московского патриархата. Епархия была создана в 1998 г. Факт создания епархии был положительно воспринят лидером ДУМ мусульман Южного Кавказа (Шейх-уль-ислам Аллашукюр Пашазаде). В 1999 году епископа Бакинской и Прикаспийской епархии Александра принял в президентском дворце Гейдар Алиев. Отношения епархии и государственных институтов Азербайджана носят в целом конструктивный характер. В 2002 году Азербайджан с официальным визитом посетил Римский папа Иоанн Павел II. Его визит азербайджанские власти использовали и для своих пропагандистских целей. 100 тыс. долл. США, которые понтифик выделил на нужды беженцев, были объявлены средствами «для жертв армянской агрессии».
Таким образом, сегодняшний Азербайджан демонстрирует приверженность светским принципам, равно как и умение вести диалог с различными конфессиями, предпочитая стабильность приверженности «чистоте религии». Однако система «управляемой демократии» и социальные проблемы современного Азербайджана актуализируют радикальный ислам, с которым трудно /и даже невозможно/ бороться одними лишь силовыми методами, не ликвидировав предпосылок, делающих это течение популярным в массах народа. Впрочем, каждый день схожие проблемы мы видим и на российском Северном Кавказе.

Politcom.ru