ВЫБОРЫ В БЕЛАРУСИ: «РАВНОПРИБЛИЖЕННЫЙ» ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ВЫБОРЫ В БЕЛАРУСИ: «РАВНОПРИБЛИЖЕННЫЙ» ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Ариэль КОЭН, ведущий эксперт Фонда «Наследие» (Heritage Foundation) по вопросам России, Евразии и международной энергетической политики

Оппозиция и правительство Беларуси вышли из конституционного поля, но геополитический пейзаж Восточной Европы меняется медленно. США, Европа и Россия «переварят» нынешний кризис, а далее будут руководствоваться своими долгосрочными интересами.

Россия поняла, что перегнула палку с атаками на президента Лукашенко и свалить его не в состоянии. Более того, Москва поддерживала двух кандидатов: Некляева и Санникова, тем самым распылив оппозиционный электорат.

Были сделаны выводы: буквально накануне выборов руководство России и Беларуси достигло временного примирения. По итогам переговоров Лукашенко с президентом России Дмитрием Медведевым были достигнуты договоренности о том, что пошлина на сырую российскую нефть для Минска отменяется. При этом Беларусь, в свою очередь, будет перечислять России 100% пошлины с тех нефтепродуктов, которые будет экспортировать в другие страны. Но пошлины эти значительно меньше, чем на реэкспорт нефти, так что белорусам от такого расклада – полная выгода, а Лукашенко может намекнуть, что Кремль на этот раз он обыграл.

Но тут дело в тактике, а не в стратегии. Пока что Кремль убедился, что не сможет повлиять на результаты белорусских выборов. Власти явно просчитались, переоценив влияние российских СМИ на белорусскую аудиторию. Во время информационной кампании против Лукашенко эффекта внутри Беларуси России добиться так и не удалось.

Премьер Владимир Путин во время своего марафонского общения с народом также одобрительно кивнул в сторону Лукашенко, но, чтобы тот «не забывался», российские телеканалы выборы разнесли в пух и прав, как будто в России они намного демократичнее.

Перемирие между Минском и Москвой пока было выгодно обеим сторонам. Несмотря на то, что Беларусь была избрана председателем ОДКБ, а президенты двух стран достигли серьезных экономических договоренностей, Лукашенко продолжает чувствовать давление Кремля. Чтобы ослабить его, Беларусь в последнее время работает над проектами, которые бы уменьшили энергозависимость от России.
Минск сотрудничает с Киевом над проектом строительства регазификационного портового терминала под Одессой и над реализацией проекта по поставкам азербайджанской нефти на белорусские НПЗ по своп-схеме по нефтепроводу Одесса-Броды.

В этом контексте речь может идти также о поставках сжиженного газа из Катара и нефти из Ирана и Венесуэлы. Так, под катарский газ во многом рассчитан проект крупного терминала в Клайпеде на 8-10 миллиардов кубометров газа, переговоры о котором идут полным ходом. Беларусь также получила газовые месторождения в Венесуэле и готовится начать добычу там газа.

Не отставали и США: госсекретарь Хиллари Клинтон поддержала идею создания атомной электростанции в Беларуси и выразила благодарность за передачу Беларусью России высокообогащенного урана, что укладывается в рамки приоритетов администрации Барака Обамы по нераспространению ядерного оружия.

Однако для Минска было важно, чтобы Москва, Евросоюз и США признали результаты президентских выборов 19 декабря. Лукашенко приложил все усилия, чтобы обеспечить такой исход выборов, хотя Москва и так была готова к признанию легитимности выборов. Брутальный разгон демонстрантов, применение силы, аресты 7 из 9 кандидатов в президенты в краткосрочном измерении свели на нет робкую предвыборную либерализацию, ухудшили отношения с Западом. Миссия ОБСЕ уже раскритиковала поведение милиции и сил безопасности в ночь после выборов.

Москва видела, что Лукашенко стал делать демонстративные шаги по сближению с Западом, показывая, что вполне может «перезагрузить» свой внешнеполитический курс. В Кремле понимают, что замирение с Минском и подписание документов по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству были необходимыми мерами, особенно на фоне поисков президентом Лукашенко поля взаимодействия с Западом.

А после приезда в Минск в ноябре глав МИДов Польши и Германии Сикорского и Вестервелле и еврокомиcсара Штефана Фюле стало очевидно, что и Европа пересматривает свою политику по отношению к Минску. Польша и Швеция, лидеры инициативы Евросоюза «Восточное партнерство», хотели бы вовлечь Беларусь в процесс евроинтеграции. Правда, членство в Евросоюзе они Минску не предлагают, а после нынешних выборов вряд ли у кого-то есть на то иллюзии.

После осуждения действий правоохранительных органов в Минске, Россия, Евросоюз и США скорее всего продолжат свои усилия, направленные на то, чтобы повлиять на ориентацию Беларуси, предлагая ей набор санкций и уступок или, как называют их по-английски, «морковок и палок».

В свою очередь администрация Лукашенко будет пытаться проводить политику «равноприближенности» к мировым центрам влияния, для того чтобы обеспечить собственное политическое долголетие.