УЗИ ЛАНДАУ: \"ПАЛЕСТИНЦЫ МОГУТ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ВОДЫ\"

УЗИ ЛАНДАУ: \

Ян СМИЛЯНСКИЙ

Министр национальной инфраструктуры д-р Узи Ландау (НДИ) провел брифинг для израильских и зарубежных журналистов, чтобы объяснить свою позицию как по важнейшим общеполитическим вопросам, так и по вопросам, связанным с проблемами его министерства

В ходе беседы Узи Ландау заявил, что он против обсуждения вопроса о том, следует ли возобновлять строительство в поселениях.
— Строительство должно быть возобновлено в сентябре автоматически, причем никакого специального разрешения правительства на то, чтобы мы снова начали строить, не требуется. Правительство заморозило развитие поселений до сентября, следовательно, после этого срока запрет перестает действовать, а что не запрещено, то разрешено. Это элементарная логика! — сказал Ландау.

На вопрос одного из участников брифинга, не станет ли возобновление строительства в еврейских поселениях камнем преткновения для начала прямых переговоров между Израилем и палестинцами, Ландау ответил, что считает правильным вести переговоры на основе принципа симметрии.

— Если палестинцы утверждают, что до определения границ Израиль должен заморозить все строительство на "спорных территориях", это же требование должно быть распространено и на палестинцев. Они также обязаны заморозить строительство во всех арабских населенных пунктах Иудеи и Самарии. То же самое касается всех остальных аспектов переговоров. Почему все требуют уступок только от Израиля? Пусть палестинцы скажут, чем они готовы поступиться во имя мира!
— Однако при таком подходе израильско-арабский конфликт не разрешить, — заметил один из журналистов.

— Наоборот, только на основе такого подхода и можно прийти к миру, — парировал Ландау. — Перефразируя Клаузевица, можно сказать, что на Ближнем Востоке мир — это продолжение войны другими средствами. Любые уступки, любое проявление слабости влечет здесь за собой расторжение существующих договоренностей и начало войны. Об этом свидетельствует вся новейшая история нашего региона: война между Ираном и Ираком, вторжение Ирака в Кувейт, захват Египтом Южного Йемена, фактическая оккупация Сирией Ливана…

После этого министр Ландау перешел к обсуждению конкретных проблем, которые сейчас стоят перед Израилем. Начал он с того, что в ближайшее время очередная конфронтация с палестинцами ждет нас, оказывается, не в связи со строительством поселений, а с назревающим конфликтом… вокруг водопровода. Очень скоро Израиль прекратить подачу воды в Палестинскую автономию, что, безусловно, вызовет новый международный скандал.

— Но палестинцы попросту не оставляют нам выбора, — пояснил Ландау. — Норвежские соглашения требуют, чтобы мы поставляли палестинцам воду, и мы эти договоренности выполняем. Сегодня 90 процентов палестинских домов подключены к центральной системе водоснабжения. Такого показателя нет ни в одной арабской стране мира, за исключением разве что Эмиратов и Саудовской Аравии. Подача воды в дома палестинцев осуществляется бесперебойно, чего сегодня тоже нет практически ни в одной арабской стране мира. Выходит, так называемые палестинские арабы, с точки зрения водообеспечения, живут куда лучше остальных своих соплеменников. Они, что называются, пользуются всеми благами цивилизации. Однако — и это тоже указывается в соглашениях — они должны придерживаться тех же норм водопользования, что и израильтяне. К примеру, сейчас в нашей стране 90 процентов сточных вод очищается и используется для полива сельскохозяйственных угодий. Когда мы предложили палестинцам построить для них такие очистные сооружения на основе взаиморасчета, они гордо отказались: мол, сделают это сами. В результате очистных сооружений у них как не было, так и нет, они продолжают загрязнять своими стоками подземные водные бассейны, они не ремонтируют свои ветки водопровода, в результате чего теряются десятки тысяч кубометров воды, они наконец попросту воруют воду. И экономический, и экологический ущерб, который они наносят этим Израилю, колоссален. Все это терпеть дальше мы не намерены. Либо пусть правительство автономии начнет следовать своим обязательствам в области водопользования, либо у ее жителей не будет воды. Разумеется, мы дадим им какое-то время на решение этой проблемы, но очень ограниченное. В сущности, обратный отсчет уже начался.

Продолжая водную тему, министр национальной инфраструктуры отметил, что строительство опреснительных установок у нас в стране идет полным ходом и через три года проблема дефицита воды с их помощью будет в целом решена.

— Но именно в целом, — подчеркнул Ландау. — Это не значит, что мы должны отказаться от продолжения поисков новых источников воды или путей ее экономии. Наоборот, как министр я готов поддержать любые инициативы в этой области. Скажем, я готов рассмотреть и помочь в продвижении технически обоснованного проекта добычи воды из атмосферы за счет извлечения находящейся в ней влаги. То же самое касается поиска альтернативных источников энергии, в первую очередь топлива для автомобилей. Не следует забывать, что любой человек в мире в момент заправки своего автомобиля бензином прямо или косвенно финансирует исламский террор. Эта проблема поднимается во время каждого моего разговора с Нетаниягу, и он придает ей огромное значение. Наш премьер одержим мечтой решить данную проблему в течение своей нынешней каденции. Сейчас мы сосредоточились на трех основных направлениях решения этой проблемы: развитие исследований в области производства биотоплива, распространение электромобилей и перевод транспорта с бензина на метиловый или этиловый спирт. При этом, будучи членом ИРЕНА — международной организации, занимающейся поисками альтернативных видов энергии, — мы оказываемся в курсе всего того, что происходит в данной области. Любопытно, что наиболее интересные разработки предлагают израильские ученые. К примеру, именно у нас недавно была разработана схема самой эффективной электростанции на основе использования горячих водных источников, но так как таких источников у нас практически нет, идея эта сейчас осуществляется за рубежом. Являемся мы бесспорными лидерами и в области добычи электроэнергии за счет солнечного тепла и энергии ветра. Все это чрезвычайно важно, так как мощности существующих израильских электростанций явно не хватает, и я не исключаю, что июльская и августовская жара приведет к перебоям в подаче электроэнергии.

— Но ведь сейчас у нас есть газ, — напомнил автор этих заметок. — Разве это не решает большую часть наших проблем во всех областях энергетики? Скажем, уже десять лет в Израиле говорят о переводе автотранспорта на более дешевое и экологически чистое газовое топливо, однако воз и ныне там…

— Действительно, об этом говорят давно, однако пока у нас не было своего газа, все эти разговоры ничего не стоили, — отвечает Узи Ландау. — Они станут по-настоящему актуальными только тогда, когда мы начнем получать газ из найденных месторождений, а на это потребуется время. Да и после того как новые газопроводы будут пущены в строй, не нужно ожидать массового перевода автотранспорта на газ, так как строительство газовых автозаправок сопряжено с целым рядом технических трудностей. На данном этапе оно рентабельно только для таких крупных автобусных кооперативов как "Эгед" и "Дан". В то же время в мире уже созданы вполне рентабельные электромобили.

— Кстати, если уж у нас зашла речь о газе, насколько справедливы заявления ливанцев о том, что новые месторождения находятся на их шельфе и, следовательно, принадлежат именно Ливану?
— По имеющимся у нас данным, эти заявления ничем не обоснованы. Однако не секрет, что подобные споры между различными государствами время от времени возникают, и существуют цивилизованные пути их решения: обращение с претензиями к государству, которое открыло месторождение, проведение дополнительных исследований шельфа, переговоры, подача заявления в международный арбитраж наконец. Однако Ливан ни с какими претензиями к нам не обратился, никаких подтверждений обоснованности своих заявлений не представил. Вместо этого он начал от имени "Хизбаллы" угрожать нам новой войной. И это еще раз свидетельствует о том, что его заботит не вопрос о том, на чьем шельфе на самом деле находятся открытые газовые месторождения, а исключительно предлог для новой конфронтации с Израилем.
— Какова, на ваш взгляд, вероятность того, что такая конфронтация произойдет в самом ближайшем будущем?

— Война на Ближнем Востоке вероятна всегда. Я всегда говорил и сейчас повторю: любое проявление слабости с нашей стороны, любые новые уступки только приближают новую войну. Единственное, что действительно может удержать наших соседей от нападения, это осознание ими того факта, что в случае нападения на нас мы нанесем по ним диспропорциональный удар, который приведет к огромным потерям и разрушению их экономики.
— О каком диспропорциональном ударе вы говорите, когда нам связывают руки даже тогда, когда мы применяем пропорциональный ответ?!

Связать руки можно только тому, кто дает их себе связать. Именно так обстояло дело при предыдущем правительстве. Сейчас — во всяком случае, я очень на это надеюсь — у власти находится правительство, которое не позволит себе подобное, и именно это пока удерживает террористов и стоящий за ними Иран от прямой конфронтации с нами. Но предсказывать в нашем регионе что-либо — занятие крайне неблагодарное.

"Новости недели"