... И МЕДНЫЕ ТРУБЫ

... И МЕДНЫЕ ТРУБЫ

Эфраим ГАНОР

Очередная встреча главы правительства Израиля Биньямина Нетаниягу и президента США Барака Обамы состоялась 6 июля в Белом доме. Вне всяких сомнений — она кардинально отличалась от четырех предыдущих.

Встречали израильского гостя пышно, со всеми почестями, положенными главе значимого дружеского государства. Церемония и совместные выступления лидеров были запечатлены многочисленными фоторепортерами и операторами. В отличие от прошлого раза Нетаниягу расположился не в гостинице, а в официальной гостевой правительственной резиденции Блейр-Хаусе, что против Белого дома.

На этот раз президент сделал все возможное, чтобы израильский гость почувствовал себя особо комфортно. Таким образом американцы попытались продемонстрировать, что в их отношениях с израильским премьером достигнуто примирение, а большинство разногласий остались позади. Весьма неожиданно для израильской делегации она была приглашена женой президента, Мишель Обамой. Их встреча не числилась в первоначальном графике визита, и потому была особо отмечена прессой и аналитиками. Беседа первых леди проходила как раз тогда, когда их мужья встречались с глазу на глаз в Белом доме.

Само собой, Биньямин Нетаниягу не прибыл в Вашингтон с пустыми руками. В течение нескольких недель со своими советниками, а также в тесном сотрудничестве с министром обороны Эхудом Бараком и при содействии президента Шимона Переса премьер готовил ряд шагов, о которых и уведомил президента США. Так как речь идет о весьма болезненных для Израиля мерах на палестинском направлении, Нетаниягу пришлось провести серьезную подготовительную работу как среди членов коалиции, так и среди соратников по «Ликуду». Премьеру удалось торпедировать подготовленный депутатами Кармелем Шамой («Ликуд») и Ури Ариэлем («Ихуд а-леуми») законопроект о передаче в компетенцию кнессета полномочий по замораживанию строительства в поселениях. Если бы этот план удался за две недели до начала летних парламентских каникул, Нетаниягу оказался бы в крайне неловком положении особенно в своих обязательствах перед Вашингтоном. Другой пример подобной подготовки к вашингтонскому визиту относился к Иерусалиму. Столичная комиссия по планированию и строительству сняла с повестки дня программу по возведению 60 единиц жилья в находящемся за «зеленой чертой» районе Писгат-Зеэв. Согласно информированным источникам, это произошло не без серьезного давления со стороны канцелярии премьера. Немалую озабоченность в преддверии визита принесла Нетаниягу и кампания поселенческого совета Иудеи и Самарии, направленная против замораживания строительства. При этом обоснованность претензий поселенцев опиралась на обещания самого Нетаниягу и его министров возобновить с сентября строительство в поселениях Иудее и Самарии.

Нетаниягу неоднократно заявлял, что предпочитает прямые переговоры с палестинцами непрямым, которые проходят сейчас при посредничестве Джорджа Митчелла. Палестинцы ультимативно предъявили Обаме три предварительных условия возобновления прямых переговоров:

* переговоры возобновятся с той точки, на которой в свое время были прекращены контакты Ольмерта с Абу-Мазеном, и Ливни с Абу-Алой;
* должен быть признан принцип, согласно которому палестинское государство будет образовано в границах 4 июня 1967 года с допущением небольшого территориального обмена;
* строительство в Иудее и Самарии не возобновляется.

Высокопоставленные источники в Рамалле сообщили на этой неделе, что США пообещали Абу-Мазену гарантии замораживания строительства при условии, что палестинцы перейдут к переговорам об окончательном урегулировании с Израилем.
В подготовке к возможному возобновлению прямых переговоров уже в понедельник в иерусалимской гостинице «Кинг Дэвид» состоялась встреча Эхуда Барака с палестинским премьером Саламом Файадом по координации действий сторон. Палестинский премьер попросил предоставить палестинским силам безопасности большую свободу действий в Иудее и Самарии.

Но вернемся к встрече Нетаниягу и Обамы. Что же на ней было, кроме улыбок и красивых слов во время пресс-конференции? Палестинский вопрос стал темой номер один, и именно его Обама коснулся во время пресс-конференции в первую очередь. Президент выразил надежду, что прямые переговоры возобновятся как можно скорее, и добавил буквально следующее: «Я верю, что Нетаниягу хочет мира и готов во имя мира пойти на риск. Но ему нужно будет предпринять целый ряд мер по восстановлению доверия между сторонами, чтобы от слов перейти к делам. Важно, чтобы этими практическими шагам убедить палестинцев, что они могут ждать многого от мира». По сведениям из высокопоставленных источников в Вашингтоне, Нетаниянгу пообещал, что уже в самое ближайшее время Израиль предпримет ряд, шагов «по восстановлению доверия». Правда, в чем они заключаются, пока неизвестно. В этой связи интересно, что и Нетаниягу и Обама постарались обойти стороной столь болезненный вопрос, как замораживание строительства в поселениях. Американский президент ограничился тем, что весьма положительно отозвался о замораживании, ничего не сказав о его продлении и после сентября. Приближенные президента отметили, что это самое продление во время беседы с Нетаниягу не обсуждалось. На этом факте видно, что во время встречи оба лидера предпочли отложить в сторону вопросы, по которым имеются разногласия. Так как визит был запланирован как своего рода примирение, то и было решено обойти «минные поля» . Понеся серьезный политический урон, Обама решил не повторять ошибок прошлой встречи.

Еще одним важнейшим вопросом на повестке дня был израильский ядерный потенциал. В последние месяцы в Иерусалиме всерьез опасались изменения американской позиции по данному вопросу после того, как 40 лет она не менялась, и потому гарантии Вашингтона были нужны как никогда. Звучавшие в последнее время на различных международных форумах призывы обязать Израиль подписать соглашение о нераспространении ядерного оружия и поставить свои объекты под контроль МАГАТЕ, вызвали в Иерусалиме серьезное беспокойство главным образом потому, что США ничего не предприняли для недопущения этих резолюций. В данной связи как конфиденциальные гарантии Обамы, так и его заявление на пресс-конференции прозвучали однозначно и исчерпывающе:
«Мы считаем, что ограниченность территории Государства Израиль, его история, географическое положение, опасность угроз его народу, легитимируют особые требования по обеспечению безопасности страны. Израилю необходимы возможности адекватного ответа на эти угрозы. Именно поэтому США никогда не будут требовать от Израиля предпринять шаги, которые повредят его интересам в сфере безопасности».
Тема ядерного потенциала Израиля была одной из основных и в ходе беседы между Биньямином Нетаниягу и министром обороны США Робертом Гейтсом. При этом Гейтс недвусмысленно заявил, что считает Израиль — при всех оговорках — членом международного ядерного клуба и в ближайшее время американо-израильское сотрудничество в этой области будет расширено. Эти слова несут в себе необычайно важное для Израиля и вполне конкретное содержание.

Продемонстрированная Обамой и Нетаниягу «идиллия», конечно же, была нужна им обоим. Американскому президенту, в заметной степени потерявшему популярность, очень важна поддержка еврейских граждан и произраильских кругов страны. Ведь очень скоро предстоят выборы в конгресс, да и треть сенаторов должна быть переизбрана. В свою очередь лично для Нетаниягу потепление отношений с Вашингтоном также крайне важно. Оно должно стать серьезным козырем на внутриполитической арене. Кроме всего прочего в Вашингтоне осознали, что ухудшение отношений с Израилем нанесло ущерб интересам США в регионе, и восстановление этих «особых» отношений выглядело необходимым. Столь теплая встреча Нетаниягу в Вашингтоне как бы призвана сказать палестинцам: «Не ищите отговорок, а приступайте к прямым переговорам с Израилем. Не рассчитывайте на то, что давление США заставит Израиль поступиться своими самыми насущными интересами».

И все же визит не положил конец имеющимся между Обамой и Нетаниягу серьезным разногласиям. Это и не было его целью. Он должен был послужить некоторым их целям в краткосрочной перспективе, что, несомненно, удалось. Не зря Обама и Нетаниягу совершенно искренне улыбались во время пресс-конференции.
В продолжение визита глава правительства встретился с госсекретарем Хиллари Клинтон, а затем отправился в Нью-Йорк, где провел беседу с генсеком ООН Пан Ги Муном и побывал на приеме, организованном в его честь лидерами еврейских общин. И наконец, перед самым отлетом в Израиль глава правительства официально открыл день торгов на Уолл-Стрит.

«Новости недели» — «Континент»