ПЕРЕХОДЯЩИЙ ФАКЕЛ ПОЛИТИКИ

ПЕРЕХОДЯЩИЙ ФАКЕЛ ПОЛИТИКИ

Леонид БОРИСОВ

Есть такая партия? Нет? Значит, будет!

В околополитических кругах Израиля вот-вот объявят штормовое предупреждение. В средствах массовой информации стрелка барометра уже сместилась к отметке "буря". И народ не безмолвствует: это ж интересно, когда на политической арене появляется свежее лицо!

Такой пиар, который устроили в последние недели известному журналисту Яиру Лапиду, беспрецедентным назвать сложно. В свое время имиджмейкеры и прикормленные определенными политическими кругами журналисты смогли создать светлый образ борца с мракобесием из отца Яира — Йосефа Лапида (он же Томислав Лампел). "Факел номер один" ("лапид" переводится с иврита именно как "факел") тоже был журналистом и тоже не имел ровным счетом никакого политического опыта. Но он задел нужные струны у публики, у которой даже самая маленькая кипа вызывала аллергию, а штреймл, лапсердак и пейсы приводили к приступу душевной диареи. Оставалось только под виртуального лидера подобрать подходящую партию или придумать новую. Новое оказалось хорошо забытым и забитым старым: либеральный "Шинуй", некогда поглощенный ультралевым блоком МЕРЕЦ был подан Лапиду-старшему на блюдечке с бело-голубой каёмочкой. И 16 мандатов с первой же попытки сделали великого борца с "мракобесием" персоной, с которой приходилось считаться даже динозаврам израильской политики.

Но, несмотря на такой успех, "Шинуй" оказался партией-однодневкой или, точнее, "однокаденткой". Потому что вторую каденцию избиратель Лапиду не подарил. Что ни говорите, даже при самых блестящих ораторских способностях отсутствие конструктивной программы не может не сказаться. А запрограммированная ненависть к соплеменникам в качестве идеологического стержня вызывала симпатии разве что у маргиналов.

Лапидовский "Шинуй" был не первой партией, вошедшей в Кнессет на волне протестного голосования. Но ее успех был небывало оглушительным. Соответственно, и лопнул этот мыльный пузырь громко, забрызгав политиков, шедших в фарватере главного "богоборца".

Еще одна проблема партий-однокаденток — совершенно случайные люди, попавшие в ее избирательный список. Только на нашей памяти было несколько прецедентов. "Цомет" Рафаэля Эйтана по всем опросам едва проходил электоральный барьер — и вдруг на фоне разочарования в "Ликуде" получил сразу восемь мандатов. За пределами первой тройки предвыборный список формировался по принципу "друг приводит друга". В итоге именно случайные попутчики с цометовского перекрестка переметнулись в "лагерь мира" и результатом грязного трюка с постом заместителя министра и персональной "мицубиши" для депутата Алекса Гольдфарба мы получили ословские соглашения. Рафуль и в страшном сне не мог увидеть, что благодаря троим его недавним соратникам, создавшим фракцию "Иуд", на Землю Обетованную впустят кровавого террориста Арафата и распахнут ворота перед джихадистами...
Другая партия, добившаяся успеха на волне нелюбви к существующим политическим силам — пенсионерская. Собрались небедные старички-отставники (в том числе — и самый настоящий миллионер) и решили поиграть в политику. А чтобы какой-никакой электорат заполучить, придумали фишку о бедных пенсионерах, хотя расчет был на немолодых экс-квиютчиков, которые отнюдь не бедствовали и проголосовали бы исключительно из солидарности к товарищам по былой госслужбе. Что же касается остальных представителей "золотого возраста"... Не спорю, многие пожилые люди еле концы с концами сводят. Но от того, что наши русскоязычные "деды" и "бабульки" дружными рядами пошли голосовать за партию "Гиль", их положение в лучшую сторону не изменилось. Зато избранники получили зарплату в 30 тысяч шекелей с лишним на нос. Ясно, что в их хозяйстве и такая "копеечка" пригодилась. И больше трех лет еще как "пригождалась"!

И вот — появился "переходящий факел" в лице Яира Лапида. Его воззрения аморфны, хотя знающие люди говорят, что с политической точки зрения он заметно левее отца, а вот с религиозной — куда терпимее. Опросы сулят виртуальной партии, которая, быть может, будет создана под Яира, не менее 14 мандатов. И уверяют, что она станет в Кнессете третьей силой, уступив лишь "Ликуду" и "Кадиме".

Спекуляции на персоне Лапида-младшего связаны не только с еще несуществующей партией. Кое-кто прочит ему пост лидера "Кадимы" (хотя ни Ципи Ливни, ни ее основной внутрипартийный конкурент Шауль Мофаз не очень-то хотят пускать в свою вотчину чужака). Промелькнула идея объединить под его руководством МЕРЕЦ и "Аводу", попутно оттяпав часть кадимовского электората. Какой из вариантов выберут политтехнологи ради победы над "Ликудом" (а такова, похоже, основная цель новой лапидизации), увидим. А лидер несуществующей партии или виртуальный глава существующих тем временем уже пиарит себя. Что вызывает законный протест у конкурентов: имеет ли право популярный журналист, пользуясь служебным положением, разворачивать откровенную предвыборную агитацию? Но если истеблишмент, заказывающий политическую музыку, говорит "надо", то все государственные инстанции, включая судебные, обязаны сказать "есть!". А есть ли такая партия, нет ли ее — это уже технический вопрос.

"Секрет" — "Континент"