ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЫНЕШНЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО СУТИ ПРОВАЛЬНА С МОМЕНТА ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЫНЕШНЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО СУТИ ПРОВАЛЬНА С МОМЕНТА ЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Эфраим ГАНОР

Можно нисколько не сомневаться, что в Газе, Дамаске, Тегеране, Бейруте и Анкаре с радостью восприняли решение израильского узкого кабинета по вопросам безопасности и внешней политики существенно ослабить блокаду сектора Газы. По большому счету ограничения ослаблены настолько, что можно говорить об отмене блокады, за исключением грузов военного назначения. Нужно признать, что победил подход, который наши враги называют по-арабски "мукаума" (сопротивление). Не раз заявлявшие, что Израиль понимает только язык силы, они доказали миру свою правоту. И неважно, что на "Мави Мармара" ликвидировали девять "миротворцев", а сам караван до Газы не добрался. Важно, что именно на фоне этих событий правительство Нетаниягу приняло свое решение.

Первые элементы блокады Газы были предприняты Израилем после прихода ХАМАСа к власти, а в полную меру она реализовалась правительством Ольмерта четыре года назад, после захвата террористами Гилада Шалита. Было разрешено доставлять в сектор лишь товары первой необходимости: муку, масло, сахар, бензин и т.п. Расчеты специалистов из АМАНа и ШАБАКа выглядели следующим образом: отсутствие других товаров приведет к существенному снижению уровня жизни населения, что вызовет недовольство властью ХАМАСа; в дальнейшем это будет способствовать падению его власти. Некоторые оптимисты предполагали, что "припертый к стене" ХАМАС пойдет на серьезные уступки и освободит Шалита на израильских условиях...

В реальности же все вышло наоборот. Из-за блокады резко активизировался спрос на контрабандные товары, причем не только на оружие и боеприпасы. "Индустрия туннелей", насчитывающая сотни оборудованных подземных переходов, оказалась полностью под контролем ХАМАСа. Это добавило исламистам денег, популярности, власти и возможностей. Расчеты израильской разведки и руководства страны оказались ошибочными. К сожалению, не впервые относительно Газы — точно так же обернулись тяжелым просчетом полное отступление из сектора, выселение местного еврейского ишува, разорение его образцового хозяйства. Потерпели полный крах надежды на то, что такая тяжелая жертва с нашей стороны приведет к миру и спокойствию в регионе.

25 июня исполняется ровно четыре года с момента захвата ХАМАСом Гилада Шалита, но никаких признаков его освобождения пока не наблюдается. Более того, вполне логично предположить, что такое существенное ослабление блокады Газы негативно скажется и на этой проблеме. У окрыленного успехом ХАМАСа есть все основания ужесточить свои требования, видя, что правительство Нетаниягу в очередной раз поддается давлению. Статус и престиж этой организации повысился не только в Газе, но и в Иудее и Самарии, хотя влияние ФАТХа здесь все же пока значительнее. Факт отмены руководством ПА (т.е. ФАТХа) проведения муниципальных выборов в Иудее и Самарии говорит сам за себя.

Несмотря на чувствительные израильские уступки, продолжается давление на нашу страну с требованием дальнейших отступлений в "блокадной" политике. Так, представитель "квартета" в регионе Тони Блэр в беседе с Биньямином Нетаниягу выдвинул идею дислокации на КПП в Газу международных инспекторов-наблюдателей. Создается впечатление, что правительство Израиля уступит и этим требованиям. Это лишь вопрос времени, хотя в прошлом подобная идея успела дискредитировать себя на практике.

Приходится с сожалением констатировать, что деятельность нынешнего правительства по сути провальна с момента его образования. Так происходит, когда государственная линия не определена и отсутствует более-менее четкая политика. Собственные реальные планы по мирному урегулированию так и не выработаны, а различные действия и решения предпринимаются под воздействием внешних факторов. И вот Биньямин Нетаниягу, автор многочисленных книг и теорий, в которых красной нитью проходит жесткое противостояние террору, капитулирует перед этим самым террором и международным давлением.

Неспособность противостоять давлению проявляется и во внутренней политике. Показательный пример — скандал вокруг строительства приемного отделения в ашкелонкой больнице "Барзилай". Только сильнейшее общественное давление и явный удар по имиджу заставили Нетаниягу сказать "нет" своим партнерам по коалиции.

Нет сомнений, что сложившаяся ситуация является прямым следствием состава этой самой коалиции. Более того, очевидным становится и то, что на каком-то этапе она попросту распадется. Именно поэтому на неделе состоялась в общем-то и не секретная встреча премьера с представляющими "Кадиму" Ципи Ливни и Цахи Анегби. Цель — взвесить возможность создания широкого правительства национального единства, которое сможет наконец выработать смелый и решительный план мирного урегулирования. Собственно, партия "Авода" уже выставила условием продолжения своего членства в коалиции участие в ней "Кадимы".

Президент Шимон Перес тоже придает немалое значение этому вопросу. Поэтому в понедельник он пригласил премьера и его супругу Сару на ужин, чтобы еще раз выразить свою обеспокоенность сложившейся ситуацией, когда международное положение Израиля не только остается непростым, но и продолжает ухудшаться. Дееспособная широкая коалиция могла бы представить план, приемлемый для США и международного сообщества, что заставило бы и палестинцев согласиться с ним. Такой поворот способен пресечь эту тревожную тенденцию.
К сожалению, такой план неизбежно предусмотрит далеко идущие уступки с нашей стороны, но другого выхода попросту не наблюдается. С опозданием, но в той или иной степени это осознают и Ципи Ливни с ее соратниками по "Кадиме". Они проявляют определенную готовность пойти на шаги, от которых отказывались после выборов, когда Нетаниягу занимался формированием правительства.

6 июля наш премьер-министр прилетает в Вашингтон на встречу с президентом США. Ту самую, которая была отменена в последний момент в связи с задержанием "флотилии свободы". Складывается впечатление, что он намерен прибыть в Белый дом не с пустыми руками, а с некой далеко идущей политической программой, причем заручившись поддержкой "Кадимы". В этом случае, считают в Иерусалиме, американцы изменят свое отношение к правительству Нетаниягу, а его как известно, особо позитивным не назовешь.

Параллельно поискам путей присоединения "Кадимы" к правительству Нетаниягу действует и в направлении возобновления прямых переговоров с палестинцами.
Не оставил без внимания возможное расширение коалиции и один из ее наиболее значимых участников, глава МИДа Авигдор Либерман. В качестве условия присоединения "Кадимы" к правительству он требует ее согласия с принципом взаимообмена территорией и населением по будущим итогам переговоров с палестинцами. Он подчеркнул, что без этого нет шанса на изменение состава коалиции. Нет сомнений, что премьер, крайне нуждающийся в "Кадиме", будет давить на Либермана. Вопрос, как поведет себя министр иностранных дел: изменит своим принципам или, как это уже было в прошлом, выйдет со своей партией из состава правительства...
"Новости недели" — "Континент"