ТРИ ПАРТИЗАНСКИХ ГОДА

ТРИ ПАРТИЗАНСКИХ ГОДА

Малка РОЗЕНБЕРГ, Chicago

Во время Великой Отечественной войны партизанские отряды очень помогали фронту. В 1941 году из Москвы был спущен десант в Белоруссию для организации партизанских ополчений. В одном из десантов был мой муж Розенберг Семен Григорьевич.
Партизанская связь была налажена. По 1943 г. в белорусских поселках и лесах активно, в тяжелейших условиях действовали партизаны. Во время боев партизаны встретились с передовыми частями фронта и с ними в 1945 г. дошли до Берлина.
Муж был кадровым офицером и после войны продолжал служить в Советской Армии. В 1956 г. он ушел в отставку. Жили мы в Киеве. Однажды вечером муж вернулся с работы в хорошем настроении и одновременно взволнованный. Я ему велела успокоиться, а потом рассказать о случившемся. Постепенно он начал рассказывать. В метро он встретил знакомого человека, который по военным годам не имел с ним ничего общего. Он был в Минске в командировке. Как во всех городах, на улицах на стеллажах продавались книги. Приглянулась ему книга Георгия Храмовича «Три партизанских года» (Издательство «Беларусь»). Среди фотографий партизан он увидел фото моего мужа. Книгу он купил и с интересом прочел. Эту книгу он привез в Киев, чтобы подарить мужу и обрадовать его. Я и муж держали книгу как особую реликвию.
«Семен, давай раньше поужинаем, выпьем по рюмочке водки, передохнем, успокоимся и возьмемся за чтение».
Мы читали вслух, то он, то я, всю ночь без отдыха. Вспомнились люди партизанского отряда. Вся партизанская жизнь всплыла у мужа перед влажными глазами, как будто вчера это было.
Книгу написал Григорий Антонович Храмович, бывший секретарь райкома партии Чириковского района Могилевской области. Муж позвонил в Минск, узнал номер телефона Храмовича. Созвонились. Дорогой читатель, вы не представляете, каков был телефонный разговор — громко говорили, плакали — рады были, что остались в живых. Муж поехал в Минск. Белорус Храмович и еврей Розенберг встретились как родные братья. Он и сообщил мужу, кто остался из партизан в живых. Пишу выдержки из книги.
«Отряд держал связь с райцентром Кировск и Бобруйском. Его влияние росло и распространялось. Командных кадров в отряде было достаточно. Борьба с немцами в тылу шла успешно. Впоследствии Каленченко создал конный отряд в Брянских лесах, Трусков организовал группу подрывников и успешно совершал диверсии на железных дорогах. Его группа вскоре переросла в партизанский отряд. Проскурин примкнул к диверсионно-разведывательной группе Бажукова, а Розенберг организовал отряд и стал его командиром. В сентябре 1943 г. отряд Розенберга соединился с Красной Армией. Его послали на шестимесячные офицерские курсы при академии имени Фрунзе. После курсов майора Розенберга назначили командиром полка в 61 армию. Полк участвовал в боях за освобождение Польши и в штурме Берлина…»
После победы Розенберг был комендантом города Майсен Дрезденского округа.
Вернусь к началу. Из партизан остались в живых Щавликов Василий Филиппович, Трусков Николай Александрович, Костюченко Иван Иванович, Каленченко Николай, Потемкин Иван, Сенечкин Георгий, Хромов Михаил, Рвачев Павел, Розенберг Семен. Розенберг и Рвачев жили в Киеве. Пришла идея встретиться партизанам. Встреча состоялась в Киеве. Встреча была незабываемая. Сделан был групповой снимок. Потом друг к другу ездили в гости.
Время не стоит на месте. Те, кто не воевал по молодости лет, уже стали дедушками и бабушками.
Ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше и меньше. А фронтовая или партизанская дружба — самая крепкая. Она скреплена кровью. С болью в сердце муж вспоминал своих боевых друзей, ушедших из жизни — Ивана Костюченко, Ивана Русакевича, Николая Трускова, Николая Ткачева, Тита Храмовича, Арнольда Врублевского, Олю Изох, Ульяну Шмидову, Алешу Соловьева, Александра Львова, Сергея Яскевича, Петра Храмовича, Федю Авраменко и других. Трудно всех перечислить. Когда об этом пишешь, невольно наворачиваются слезы и затуманиваются глаза. Мы знаем, что смерть неизбежна, но и согласиться с этим не хочется.
Мой муж Семен Розенберг имел два ранения и три контузии. Он был инвалидом Отечественной войны II группы. Он ушел из жизни в 1972 году. Ему было всего 53 года. Суровые годы войны сказались.
Пока мы живы, память о них живет в нас. О тех, кто погиб в бою, и о тех, кто ушел из жизни после войны.
В 65-ю годовщину победы низко кланяемся им. Вечная им память!