ЕЩЁ СВЕЖИ ВОСПОМИНАНИЯ

ЕЩЁ СВЕЖИ ВОСПОМИНАНИЯ

Виталий РОНИН

В своё время, на меня, харьковчанина, сведения о том, что более 200 лет назад началась история Харьковского Русского драматического театра, произвели сильное впечатление. Оказалось, что традиции русского драматического искусства в городе были заложены ещё в конце 18-го века и живы поныне!
Доскональная летопись истории театра — удел театроведов. Моя же задача более скромна: поделиться имеющейся у меня информацией и своими воспоминаниями о Харьковском Русском драматическом театре в сравнительно обозримом прошлом и настоящем. Это время охватывает как полувековой послевоенный период, так и начало нового столетия.
Моя память возвращает меня к первым послевоенным годам. Харьков постепенно возрождал свой довоенный потенциал в производственной, жилищно-бытовой сферах, в области науки, образования и культуры. Помнится, что в самые короткие сроки город стал занимать одно из ведущих мест в стране не только по количеству сценических площадок, но, главное, по высокому уровню театрального, музыкального, циркового искусства. В Харькове, с конца 40-х и начала 50-х, работало не менее 9 театров. В городе насчитывались десятки ведомственных Дворцов Культуры, клубов, институтов, техникумов, школ, сцены которых были предоставлены многочисленным самодеятельным и профессиональным коллективам. Харьковский театральный институт, позже переименованный в институт искусств им. И.П. Котляревского, ведомый И.И.Марьяненко, а затем А.И.Сердюком, готовил молодую поросль артистов для коллективов театров. Так, например, труппа Русского драматического театра в 1950 году пополнилась за счёт выпускников института, среди которых были Б.Табаровский, С.Лерман, Л.Тарасова. Своё мастерство демонстрировали также В.Сухарева, Н.Подовалова, Ю.Жбаков, Н.Рачинский, Е.Лысенко и др. Высокому уровню посещаемости спектаклей можно было позавидовать. Харьковчан привлекал не только репертуар, но и мастерство артистов. Большое количество харьковчан стали истинными театралами, а город, как и в довоенное время, вновь называли театральным.
Русский драматический, наряду с театрами Оперы и Балета и Украинским драматическим, занимал ведущее место в культурной жизни города. С 1937 по 1951 год, художественным руководителем театра был народный артист СССР Александр Григорьевич Крамов, выдающийся артист, режиссёр и педагог. По единодушному мнению критиков, им было создано ряд шедевров. В числе них наиболее часто упоминались спектакли, поставленные по произведениям Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и «Воскресение». В них, как впрочем, и во многих других спектаклях, принимали участие великолепные мастера, народные артисты СССР В.Аристов, А.Волин, А.Воронович, И.Любич, Н.Тамарова, а также В.Розен. Для нас, школьников старших классов, пример этих выдающихся артистов был заразителен. Без сомнения, наше увлечение драматическим искусством возникло не без их влияния. Как ни вспомнить в связи с этим пьесу А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Этот спектакль мы, ученики 9-х и 10-х классов 116 женской и 131-й мужской школы (обучение в 1946 году было раздельным), готовили самостоятельно, без помощи профессионалов. Тем не менее, пьеса была тщательно отрепетирована и имела большой успех во время представлений на школьной сцене. Героев пьесы: Раневскую (Ася Дубнова), Фирса (насколько я помню, Алик Гиршберг), Гаева (ваш покорный слуга) и всех остальных участников спектакля неоднократно награждали аплодисментами. С какой теплотой я вспоминаю А.Г.Крамова, распорядившегося, по моей просьбе, выдать для пьесы «Вишнёвый сад» необходимый реквизит.
После смерти А.Г.Крамова в 1951 году, к режиссуре обращались премьеры театра В.Аристов и С. Лерман, приглашённый режиссер Л.Варпаховский. На некоторое время их сменила коллегия режиссеров. В 1955 году главным режиссёром стал В.С.Лизогуб, а с 1958 — А.Б.Скибневский. В.Ненашев был художественным руководителем театра с 1963-го до начала 70-х годов. С 1975 года и по сей день театр возглавляет народный артист Украины А.С Барсегян.
Василий Михайлович Аристов был не только замечательным артистом и режиссёром. Он был также не менее замечательным человеком, совершившим благородный поступок, удочерив еврейскую девочку, Аду Бабкис, он дал ей свою фамилию. Много лет назад Ада рассказала мне, как вместе с матерью гостила у бабушки перед самым началом войны. Немецкие войска быстро оказались в сравнительной близости от места их постоянного жительства. Тётя Ады эвакуировалась в Харьков одна. Немецкие войска были уже на ближайших подступах к Молодечно (Белоруссия). Отец Ады приехал к её бабушке, чтобы забрать жену и ребёнка. Вернувшись домой, они застали свою квартиру разграбленной погромщиками. Немцы настолько внезапно захватили Молодечно, что родителям не удалось спастись: мать убили, а отец впоследствии погиб в гетто. Девочку же, в течение войны, перепрятывали в нескольких местах, и она выжила. После окончания войны, тётя Ады разыскала её и привезла в Харьков. К этому времени она стала женой В.М.Аристова. И этот благородный человек удочерил и вырастил, оставшуюся без родных, пережившую страшную трагедию, девочку, племянницу своей жены.
Репертуар театра не мог не меняться за более чем 60-летний отрезок времени. Оценивая его в ретроспективе, понимаешь, что эти изменения неизбежно возникали при каждом новом режиссёре, даже при желании сохранить преемственность традиций. Кроме того, в течение многих лет, особенно в отсутствие элементарной свободы, на выбор репертуара, несомненно, влияла политическая конъюнктура. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить репертуар театра конца 40-х и 50-х годов с периодом оттепели, репертуар 70-х с годами перестройки. Особенный контраст просматривается при сравнении программ спектаклей начала нового века с предыдущими периодами. Чувствуется, что с конца 90-х мнение художественного руководителя не зависит от указаний «компетентных» лиц и инструкций не менее «компетентных» органов. У последних, к счастью, в 70-х, не хватило бдительности, когда, как рассказывает С.Я.Цыпин, текст анонса нового спектакля Русского драматического театра, помещенном в виде многометрового транспаранта недалеко от Зеркальной струи, на улице Сумской, был, по меркам того времени, просто вызывающим:
Иван Рачада
ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ
Драма в трёх действиях

Если в 50-х основными в репертуаре театра были спектакли по произведениям Д.Даурина, А.Софронова, В.Вишневского, И.Муратова, то в последнее время на сцене театра появляются пьесы по произведениям Лопе де Вега, Вильяма Шекспира, Чехова, Гольдони, А.Толстого, Р.Куни, Г.Горина, Е.Евтушенко, М.Булгакова… Поражает не только высокий уровень игры актёров, но и разнообразный репертуар, насчитывающий около 30 наименований.
В 1978 году пожар полностью уничтожил здание Русского Академического драматического театра им. А.С.Пушкина, расположенного на ул. Чернышевского 11. Это здание театр занимал с момента возвращения из эвакуации. Причины возгорания и последующего за ним пожара так и не выяснены до сих пор. Возможно, полагают многие, причиной происшедшего было замыкание в сети электропроводки, пришедшей в негодность в десятилетиями не ремонтировавшимся строении, сданным в эксплуатацию в 1927 году как Клуб печатников. В моей памяти остались рассказанные отцом эпизоды, имеющие отношение к этому зданию. Отец, бывший в ту пору типографом, присутствовал при закладке его фундамента. Это событие проходило в торжественной обстановке. Присутствующий на этом мероприятии П.П.Постышев, поместил под намечающейся правой колонной здания капсулу, в которой находился документ с памятными сведениями об архитекторах — авторах проекта (здание было построено А.Г.Молокиным и Г.Д.Иконниковым), даты начала строительства. Документ был подписан П.П.Постышевым, официальными лицами, в числе них была подпись и моего отца. Я помню также, что отец рассказывал мне о том, что на сцене Клуба выступала в начале своей творческой карьеры К.И.Шульженко.
Сгоревшее здание театра было огромной потерей не только для коллектива артистов, но и для всего театрального Харькова. Отсутствие здания поставило в невыносимо трудные условия администрацию и труппу театра. Потеряв собственную, коллектив вынужден был использовать чужую сцену в ДК связи, расположенном на улице Скрипника. Однако представителей власти это мало волновало. Мало того. Похоже, чиновники вовсе не хотели его возрождения. В течение 17-ти лет не было предпринято никаких реальных шагов, чтобы восстановить уничтоженное огнём здание. И это несмотря на многочисленные обращения руководства театра, в лице А.С. Барсегяна, с просьбой о помощи в разные официальные инстанции. Отказы следовали один за другим. Предлоги были стандартные: «денег нет», «есть более важные объекты для строительства»… Однако, в некоторых отказах явно ощущалась националистическая подоплёка. Для многих не было секретом циничное высказывание одного из высокопоставленных чиновников, от которого во многом зависело положительное решение вопроса: «Нам в Украине русский театр ни к чему». В то время как представители власти игнорировали эту проблему, коммерческие структуры, под разными предлогами, пытались завладеть земельным участком, чтобы выстроить на нём выгодные для них заведения (казино и др.). Шантаж и прямые угрозы захватить территорию, превращённого в руины здания, повторялись не раз в течение 17 лет. Нужно отдать должное художественному руководителю театра А.С.Барсегяну, не только проявившему огромную выдержку перед лицом наглых притязаний зарвавшихся бизнесменов, но и активно боровшемуся за восстановление здания театра.
Лишь в 1995 году строители начали стройку после решительного вмешательства Евгения Петровича Кушнарёва, бывшего в то время мэром города Харькова. Строительство осуществлялось неровно, были длительные остановки в работе, особенно в период, когда Е.П.Кушнарёв стал главой администрации президента Украины и отсутствовал Харькове. Продолжение проекта реконструкции и строительства Русского драматического театра и его успешное окончание в 2003 году стало возможным только после того, как Е.П.Кушнарёв вернулся в Харьков на должность губернатора. Восстановить театр оказалось для него делом чести. Торжественное открытие театра состоялось 10 октября 2003 года. На сцене возродившегося из пепла театра, под руководством его художественного руководителя А.С Барсегяна, приверженца многовековых традиций русского драматического искусства, успешно работает коллектив артистов, его единомышленников, среди которых народные артисты А.Васильев, О.Сидоренко, заслуженные артисты С.Ковтун, А.Кубанцев, А.Москаленко, а также представители талантливой молодёжи, ежегодно пополняющей коллектив театра.
Харьковчане по праву гордятся своим театром, имеющим славное прошлое. На его сцене выступали М.С.Щепкин, В.Блюменталь-Тамарин, Б. Петкер, В.Петипа (сын знаменитого Мариуса Петипа), Е.Шатрова… Здесь, под руководством Н.Н.Синельникова начинали свою артистическую карьеру А.Остужев, Л.Леонидов. А в 1923, в роли певицы кабаре, впервые появилась на сцене К.И.Шульженко. Любопытно, что в 1933 году артисткой театра была Эмилия Мильтон, впоследствии блестяще сыгравшая роль фрау Заурих в кинофильме «17 мгновений весны».
За большие заслуги в театральном искусстве театру в 1949 году было присвоено имя великого поэта А.С.Пушкина, а в 1979-м — звание академического.
Нет сомнения в том, что коллектив Харьковского Русского академического драматического театра имени А.С.Пушкина и его руководитель А.С.Барсегян, успешно продолжат более чем двухвековые традиции драматического искусства. Я бы хотел пожелать театру, о котором до сих пор сохраняю благодарную память, ещё больших творческих успехов на обновлённой сцене.

* Прилагается фотография: Здание Харьковского Русского драматического театра