В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ

В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ

Алина ЗАРЕЧНАЯ

Никогда и не думала Безвиконная Марина Ильинична, педагог с тридцатилетним стажем, что за один день получит сразу пять двоек: ровно столько, сколько получил герой мультфильма «В стране невыученных уроков». Именно пять жирных двоек поставил ей Шахмаев Сергей Николаевич, когда обнаружил в книжном магазине целых пять учебников физики, изданных издательством «Мнемозина», возглавляемым госпожой Безвиконной. Чем же так не угодила Марина Ильинична Сергею Николаевичу? А дело в том, что соавтором всех этих учебников, изданных еще в 80-х годах издательством «Просвещение», был Шахмаев С.Н., сын известного педагога, физика-методиста Шахмаева Николая Михайловича (1919-1991). Был соавтором, но перестал быть им с легкой руки госпожи Безвиконной. Грубо игнорируя права соавтора, не имея на то никаких разрешений, Безвиконная убрала имя Шахмаева С.Н. с обложки учебников. Вместо Шахмаева С.Н. появились Дик Юрий Иванович и Бунчук Алексей Васильевич. Именно эти достойнейшие педагоги «осовременили курс физики, привели его в соответствие с нынешним стандартом образования, разработали новую структуру и внесли необходимые изменения в содержание, тщательно подобрали примеры и иллюстрации» (цитата из аннотации к учебникам. Все эти «осовременивания» безусловно похвальны, если бы они происходили с согласия соавтора Шахмаева С.Н. Увлекшись модернизацией, столь модной сейчас, госпожа Безвиконная совершенно забыла про такую книжку как Гражданский кодекс Российской Федерации, которая настойчиво рекомендует соблюдать права авторов, в том числе на имя и на неприкосновенность произведения.
Право на неприкосновенность произведения (абзац первый пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 1266 Кодекса), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.
Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ).
Шахмаев Сергей Николаевич не заключал с издательством «Мнемозина» никаких договоров. Он это отлично помнит. Сергей Николаевич поспешил напомнить это и Марине Ильиничне. Сильно волнуясь, он позвонил ей по телефону: «Как же так, Марина Ильинична? Вы даже меня не знаете, а убрали из авторов», — сказал Шахмаев. «Не знала и знать не хочу, — последовал грубый ответ ученой дамы. — А если будешь звонить, мы тебя в асфальт закатаем. Достанем, где угодно, даже в твоем Колорадо». (С 1992 года Шахмаев проживает в США).
Больше Шахмаев Безвиконной не звонил. Обиделся. Видно, не обладает Шахмаев педагогическим даром, чтобы объяснить Безвиконной, что авторские права нарушать нехорошо. А угрозы физической расправы подпадают под такие судебные вердикты, что — мама не горюй! Стал Шахмаев информацию об издательстве собирать. Залез в Интернет и ужаснулся. Оказывается, Мнемозина не только авторские, но и трудовые права нарушает.
Прочитал он на сайте «Черный список работодателей Москвы» сообщение от 08.07.2008 г. пользователя Аманда о Мнемозине: «Мне пообещали платить на руки 27 000 руб., а договор подсунули на 15 500. Знайте, что на фирме творится полный бардак. Во-первых, это семейное предприятие, где работают родственники гендиректора, а также старики и старухи, никому не нужные дряхлые методисты и просто протухшие люди. Мнемозина — это старческий отстой, где работают люди, не имеющие ни достоинства, ни самоуважения. Они готовы терпеть оскорбления, обман и упреки, и делать вид, что работают». И так далее, и тому подобное.
А еще Шахмаев прочитал, что Марина Ильинична Безвиконная занесена в каталог «Знаменитые люди Москвы». Уж не тем ли она знаменита, что имена авторов с обложек убирает, а вместо них другие имена вставляет? Из этого каталога Шахмаев узнал, что лучшим подарком Безвиконная считает хорошие отзывы на книги «Мнемозины», их востребованность и популярность. Да, учебники физики с именем Шахмаева Н.М. на обложке востребованны, только заслуги Безвиконной в этом нет. Все заслуги принадлежат профессору, доктору педагогических наук Шахмаеву Николаю Михайловичу.
Обидно стало сыну за отца, обидно, что именем его известным спекулируют, а сына его, соавтора, ни во что не ставят. Решил не прощать обиду и подал иск в один из московских судов. Требует тридцать миллионов рублей в качестве компенсации за нарушенные авторские права и нанесенный моральный вред.
А еще не может забыть ту фразу «Мы тебя в асфальт закатаем». Память у Сергея Николаевича хорошая. А вот госпожа Безвиконная, видно, подзабыла, что Мнемозина — это древнегреческая богиня, олицетворявшая память. А ученикам, у которых память плохая, на роду написано двойки получать, по пять штук в день.