ИРАК: НАЧАЛСЯ ДЕЛЕЖ ПИРОГА

ИРАК: НАЧАЛСЯ ДЕЛЕЖ ПИРОГА

Рамис ЮНУСОВ

Конец нынешнего года ознаменовался очень важными событиями как внутри Ирака,так и вне его пределов и судя по всему они могут повлиять на весь ход протекающих политических процессов в Ираке. Начнем с того, что в Багдаде прошел второй раунд лицензирования иракских нефтяных недр. На международный аукцион были выставлены некоторые из крупнейших в мире месторождений нефти, что вызвало высокий интерес со стороны крупнейших мировых нефтяных компаний, для которых открывается редкая возможность поучаствовать в извлечении богатейших запасов нефти Ближнего Востока. Двухдневный тендер, в котором участвовали 44 крупнейшие компании мира из 23 стран, предлагает 20-летние контракты по 10 группам еще не тронутых нефте- и газоносных участков и организуется властями страны с целью дальнейшего развития ее нефтяной отрасли, которая долгие годы страдала от войн и санкций.
Стоит отметить, что первый тендер на иракские месторождения прошел в конце июня 2009 года. Тогда на конкурс среди прочих была выставлена «Западная Курна-1», на которую претендовала и российская компания «ЛУКойл». Однако по итогам тендера лишь одно месторождение получило оператора: консорциум британской BP и китайской CNPC взялся разрабатывать месторождение «Румейла».
Дальнейшее распределение месторождений шло уже помимо конкурса. Так, два других консорциума (первый — итальянской Eni, американской Occidental, корейской Kogas, второй — ExxonMobil и Shell) после специального соглашения с иракским правительством могут начать разрабатывать участок «Зубаир» и в первую очередь месторождение «Западная Курна» соответственно. Кроме этого, китайская CNPC совместно с малазийской Petronas и французской Total выиграла тендер на разработку иракского месторождения «Халфайя», на которое также претендовала также российская «ЛУКойл». Группа компаний во главе с CNPC предложила вознаграждение в 1,4 доллара за баррель, сообщил министр нефти Ирака Хусейн Аль-Шахристани.
Для того чтобы читателям было понятно, почему нынешний тендер вызвал такой интерес в мире было бы правильным сказать о том, что по разведанным запасам Ирак занимает третье место в мире, причем месторождения велики и глубина залегания нефти небольшая, что обеспечивает низкую себестоимость добычи. Понимание таких чисто экономических вопросов и их подробный анализ более наглядно может показать все хитросплетения во взаимоотношениях главных мировых держав относительно уже идущих политических процессов в Ираке. Ведь не секрет, что именно иракская нефть и ее распределение между главными нефтяными компаниями стали тем самым яблоком раздора, который по сегодняшний день не могут разделить сильные мира сего.
Англо-голландская Shell и малазийская Petronas уже стали победителями конкурса на разработку иракского нефтяного месторождения Майнун с запасами более 13 млрд. баррелей нефти. Среди предложений, за которые боролись нефтяные компании — поля Маджнун и «Западная Курна-2», каждое из которых имеет более 12 млрд. тонн разведанных запасов. В тендере приняли участие российские компании «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Татнефть». После неудачного первого конкурса на предыдущем аукционе, закрывшемся в Багдаде в начале ноября, где объектом борьбы была «Западная Курна-1», российский «Лукойл» стал претендовать на «вторую фазу» одноименного месторождения. Надо отметить при этом, что на его разработку компания уже получила разрешение в 1997 году, которое было отменено иракскими властями в декабре 2002 года.
А теперь российская нефтяная кампания «Лукойл» и ее партнер норвежская Statoil стали победителями в тендере на разработку крупного месторождения в Ираке Западная Курна-2 в рамках второго лицензионного раунда. Согласно предложениям инвесторов, на месторождении планируется добывать 1,8 млн. баррелей нефти в сутки, вознаграждение за сверхлимитную добычу составит $1,15 за баррель.
Представитель «Лукойла» подтвердил, что сообщение о победе российской компании в тендере по Западной Курне-2 сделал министр нефти Ирака Хусейн Аль-Шахристани в рамках проходящего в субботу в Ираке тендера.
В консорциуме, который участвовал в тендере, «Лукойлу» принадлежит 85%, Statoil — 15%. На Западную Курну-2 также претендовали: французская Total, которая предлагала добывать 1,430 млн. б/с при вознаграждении в $1,72, консорциум BP (51%) и CNPC (49%) (добыча 888 тыс. б/с при $1,65) и группа, возглавляемая малазийской Petronas (60%) при участии Pertamina (20%) и Petrovietnam (20%) (добыча 1,2 млн. б/с, вознаграждение $1,25).
Как отмечалось выше, «Лукойл» пытается приступить к работам в Ираке с 1997 года, когда компания заключила с министерством нефти и газа контракт на разработку месторождения Западная Курна-2 на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Однако действовавший режим санкций в отношении Ирака после начавшейся войны в Персидском заливе не позволял российским компаниям реализовывать нефтяные проекты в стране.
Поэтому в конце 2002 года иракская сторона заявила о том, что соглашение о разработке Западной Курны-2 расторгнуто по причине невыполнения «Лукойлом» условий контракта.
В свою очередь, российская компания заявляла о намерении провести переговоры с новым руководством Ирака о возобновлении реализации этого проекта, а в случае успешных переговоров отдать 17,5% из своей доли американской ConocoPhillips, которая является одним из крупных акционеров «Лукойла».
Месторождение Западная Курна-2 считается одним из крупнейших в мире, его доказанные запасы оцениваются в 6 млрд. баррелей нефти. Срок действия СРП был установлен до 2020 года. Накопленная добыча за время действия контракта могла составить 4,8 млрд. баррелей нефти и 56,4 млрд. кубометров природного газа.
Капитальные вложения в разработку месторождения оценивались в объеме около $4 млрд. «Лукойл» имел обязательства по осуществлению инвестиций в разработку нефтяных месторождений в Ираке на $495 млн. в течение трех лет с момента, когда разработка станет возможной. «Лукойл» неоднократно заявлял, что во втором раунде планирует участвовать в тендере по Западной Курне-2 совместно с ConocoPhillips.
На торгах 11 декабря «Лукойл» вместе со Statoil претендовали на месторождение Халфайя, однако победителем была признана группа инвесторов, возглавляемая CNPC.
Как видим, полным ходом идет распределение иракского пирога. Этому ни в коей мере не мешает сложнейшая военная и политическая обстановка в стране. Как же — выгода прежде всего. А ситуация в Ираке хотя в последнее время и стала менее напряженной, но это только относительно недалеких прошлых времен.
Второе же важное событие в политической жизни Ирака было связано с политической борьбой вокруг принятия нового закона о выборах. 8 ноября иракский парламент принял неоднократно откладываемый новый избирательный закон. Это стало возможным после того, как законодателям удалось в основном преодолеть разногласия по квоте депутатов для курдской автономии. Новый избирательный закон должен обеспечить проведение всеобщих выборов в этой стране в январе следующего года. «За новый закон проголосовал 141 законодатель из 196 присутствовавших в зале. Главным препятствием на пути принятия закона была организация выборов в Киркуке — месте противостояния между арабским, курдским и туркманским населением и одном из богатейших нефтеносных районов страны. За последние несколько недель голосование откладывалось 10 раз. Однако в результате последней сессии парламентарии достигли компромисса. Они решили, что в Киркуке результаты выборов будут предварительными. Избирательные бюллетени будет проверять специальная комиссия, и если будут выявлены нарушения, выборы в Киркуке будут проведены повторно.
Также было одобрено положение о том, что Киркук должен оставаться единым избирательным округом, на чем настаивали курдские политики, тогда как арабы и туркманы требовали создания в городе двух округов для избрания депутатов по национальному признаку. Кроме того, депутаты проголосовали за т.н. открытые списки, что позволяет избирателям голосовать за конкретных кандидатов, а не за партийные списки, как это было ранее. Пять процентов депутатских кресел было выделено для представителей национальных и религиозных меньшинств.
Принятие нового закона происходило под мощным давлением США и их союзников по коалиции. По словам президента США Барака Обамы, принятие нового закона может ускорить процесс вывода из Ирака американских войск. Обама назвал принятие закона важной вехой на пути Ирака к построению демократического государства. «Я хочу поздравить лидеров Ирака с достижением этого соглашения. Соединенные Штаты останутся сильным партнером и другом Ирака», — сказал он.
Январские выборы многие расценивают как ключевое событие в укреплении демократии в Ираке. Напомним, что один из вице-президентов Ирака, суннит Т. аль-Хашими наложил вето на новый закон, так как по его словам в нем для иракцев, проживающих за рубежом (около 4 млн. человек, в основном беженцы-сунниты, покинувшие страну после 2003 г.), было выделено всего пять процентов мест, тогда как Т.аль-Хашими настаивал на 15 процентах. На большем представительстве для себя настаивали также иракские курды.
23 ноября парламентарии, преодолев вето Т. аль-Хашими, приняли исправленный вариант избирательного закона. Согласно внесенным в него поправкам, все иракцы, в том числе проживающие в настоящее время за рубежом, получают одинаковый статус. Тем не менее, для последних квота мест в парламенте не была повышена до 15 процентов. К тому же сунниты недовольны тем, что списки избирателей будут базироваться на данных 2005 г. — года последних парламентских выборов, плюс 2,8 процента среднегодового прироста населения, а не на данных 2009 года.
По мнению суннитских политиков, это снижает представительство общины в парламенте. В то же время исправленный вариант закона увеличивает число депутатских мест для курдской автономии. Т. аль-Хашими заявил, что в случае, если требуемые им изменения не будут внесены в избирательный закон, он не исключает повторного использования права вето. Глава иракского правительства Нури аль-Малики считает, что действия Т. аль-Хашими «создают угрозу безопасности, экономике и Конституции страны».
В окончательном варианте новый избирательный закон был принят парламентариями 6 декабря. В целом борьба за содержание нового закона о выборах продемонстрировала всю глубину межконфессиональных и межнациональных противоречий в современном Ираке. В Ираке и за его пределами опасаются, что отсрочка выборов может привести к ухудшению ситуации в стране, а также потребует внесения изменений в планы США по прекращению участия американских войск в боевых действиях в Ираке к лету 2010 года и полному выводу войск из этой страны до конца 2011 года.
Специальный посланник ООН в Ираке Ад Мелкерт заявил о сложностях задачи обеспечить нормальное проведение всеобщих выборов, которые должны состояться в Ираке в январе. Он предупредил Совет Безопасности ООН, что выборы организовать возможно, но серьезную озабоченность вызывает нехватка времени на их подготовку, вследствие чего могут возникнуть непредвиденные проблемы. По словам Мелкерта, ООН испытывает серьезную озабоченность в этой связи из-за постоянных отсрочек в подготовке голосования. По его словам, задачу обеспечить минимальные приемлемые условия для проведения выборов можно назвать подвигом Геракла. Он добавил, что команда экспертов ООН в составе из 20 человек оказывает помощь центральной избирательной комиссии Ирака. Положение дел в сфере безопасности не дает пока повода для чрезмерного оптимизма. Ситуация здесь в целом остается неустойчивой.
Все вышеизложенное говорит о том, что прошедшие аукционы и их результаты надо рассматривать именно в контексте предстоящих в январе всеобщих выборов в Ираке, т.к. США и их союзники прекрасно понимают, что только вовлечение главных игроков на мировом нефтяном рынке в дележ иракского пирога может помочь стабилизировать политическую ситуацию как в стране, так и в регионе в целом, т.к. никто из вышеуказанных кампаний и естественно стран стоящих за ними не будут уже более заинтересованы в ухудшении ситуации при выводе в ближайшей перспективе американских войск из Ирака и потому решение США переложить часть ответственности на транснациональные нефтяные компании многие аналитики считают политически грамотным и очень своевременным. Вопрос только в том, насколько довольными останутся все участники этого аукциона. Дальнейшие события в Ираке в ближайшее время должны ответить и на этот вопрос.