АРМЕНИЯ И ТУРЦИЯ: ЛЕД ТРОНУЛСЯ

АРМЕНИЯ И ТУРЦИЯ: ЛЕД ТРОНУЛСЯ

Рамис ЮНУСОВ

Когда в рамках отборочного цикла чемпионата мира по футболу 6 сентября в Ереване состоялся матч между сборными командами Армении и Турции, многие политологи придали этому событию очень важное историческое значение. И вполне естественно, что акцент в их комментариях делался не на спортивной составляющей матча, а на политической подоплеке взаимоотношений народов этих двух враждующих почти 100 лет народов. О подробностях того матча и предшествующих ему событиях я уже писал подробно на страницах нашей газеты. И потому остановимся на двух событиях уже начала октября 2009 года, которые без всякого сомнеия также войдут в современную историю.
Первое — это вручение Нобелевской премии мира Бараку Обаме, действующему президенту США, довольно неожиданное как для многих в мире, так и для самого номинанта и второе — это подписание протокола об установлении дипломатических отношений между Турцией и Арменией после почти векового противостояния между ними. И если вручение Нобелевской премии мира сегодня не является уже таким престижным, особенно когда эту премию до президента США уже получали такие одиозные фигуры как Михаил Горбачев и Ясир Арафат, то установление дипотношений между двумя вечными врагами, каковыми были весь прошлый век и Армения и Турция является с моей точки зрения весьма знаковым событием. И потому не останавливаясь подробно на причинах, которые побудили Нобелевский комитет отметить авансом будущие заслуги американского президента, который и сидит-то в Белом Доме чуть меньше года, постараемся проанализировать возможные причины и последствия подписанного в Цюрихе протокола об установлении дипотношений между Турцией и Арменией.
10 октября в швейцарском городе Цюрихе главы министерств иностранных дел Турции и Армении поставили свои подписи под двумя документами: «Протоколом об установлении дипотношений» и «Протоколом о развитии двусторонних отношений». При этом, надо отметить, что турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу и его армянский коллега Эдвард Налбандян подписали протоколы с задержкой на три часа из-за разногласий между армянской и турецкой делегациями.
Как сообщали средства массовой информации, делегацию Армении не устроило упоминание Нагорного Карабаха в тексте протокола о возобновлении политических связей, а турецкую делегацию не устроило упоминание так называемого «геноцида».
После того как документы были подписаны, ни одна из сторон не выступила с официальным заявлением.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая должна была присутствовать на церемонии, уже направлялась к месту подписания соглашений, однако неожиданно развернулась и проследовала обратно в гостиницу. Затем было объявлено, что текст протокола был исправлен с согласия турецкой стороны и передан Хиллари Клинтон, после чего делегации и гости вновь собрались для подписания. Очевидно, что компромисса удалось достичь лишь при посредничестве США. До этого администрация Обамы решительно настаивала на том, чтобы подобные соглашения были подписаны как можно скорее. Церемония подписания прошла в присутствии госсекретаря США Хиллари Клинтон, а также министров иностранных дел России и Франции Сергея Лаврова и Бернара Кушнера, а также верховного комиссара ЕС по внешней политике Хавьера Соланы.
А уже через несколько дней после подписания протоколов, а именно 14 октября в турецком городе Бурсе прошел ответный матч по футболу между сборными Турции и Армении в рамках отборочного цикла чемпионата мира, на котором уже присутствовала официальная делегация Армении во главе с президентом Сержем Саркисяном. Напомним, что первая встреча прошла в Ереване и тогда уверенно победила команда Турции со счетом 2-0. Но самое главное тогда, была не столько победа турок над армянами в Ереване, а то, что этот матч впервые в истории взаимоотношений этих стран посетила высокопоставленная делегация Турции во главе с президентом страны Абдуллой Гюлем.
Что касается второго матча, то как и ожидалось вновь победили турки со счетом 2-0. Но снова повторюсь, главное в этом поединке была не победа (хотя она и имела большое психологическое значение для болельщиков турецкой сборной), а то, что этими двумя взаимными визитами, которые вошли уже в историю под названием «футбольная дипломатия», президенты Турции и Армении дали ясный и недвусмысленный старт процессу перехода к новой форме взаимоотношений, показав своим народам свет в конце тунеля, тем самым оставив позади почти вековую вражду друг к другу.
Подписанные в Цюрихе протоколы имеют как много сторонников, так и столько же противников. И все эти настроения очень сильно проявляются как в самих этих странах, так и у их ближайших соседей. Конечно же это в первую очередь Азербайджан, который довольно пристально и ревностно следит за происходящим, но это также и все остальные страны региона — Россия, Иран и Грузия. Давайте проанализируем вкратце какие преимущества и какие проблемы может принести этим странам надвигающееся потепление и вслед за этим возможное открытие границ между Турцией и Арменией.
Говоря об Азербайджане, мы должны помнить, что для него весь спектр турецко-армянских взаимоотношений просматривается через призму решения проблемы вокруг Нагорного Карабаха. Азербайджанское общество волнует только один главный вопрос:как отразятся подписанные протоколы на урегулировании этого многолетнего конфликта между Азербайджаном и Арменией? Не приведет ли открытие турецко-армянской границы к усилению позиции Армении на мирных переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ и тем самым, не приведет ли это к фактической потере от де-факто уже и к де-юре Нагорного Карабаха?
В самом Азербайджане довольно пристально следят за развитием ситуации вокруг установления дипломатических отношений между Турцией и Арменией и возможным открытием заблокированных границ. В прошлом номере газеты Каскад я уже писал об этом и о том, что говорили прилетевшие в Баку высшие руководители Турции. Но несмотря на их неоднократные заверения, ситуация в общественном сознании населения Турции и Азербайджана такова, что турецким высшим чинам приходится вновь и вновь повторять во всеуслышание свою приверженность прямой связи между открытием турецко-армянских границ и нагорно-карабахским урегулированием.
Тот же премьер-министр Турции после подписания протоколов заявил турецким СМИ, что «интересы Азербайджана всегда были важны для Турции. Мы никогда не предадим Азербайджан. Как глава турецкого правительства я бы хотел отдельно коснуться этого вопроса. Мы выразили желание восстановить отношения с Арменией. Протокол, предусматривающий развитие отношений между нашими странами, будет представлен турецкому парламенту для ратификации в следующем месяце. Мы достигли важного соглашения при посредничестве Швейцарии, и я надеюсь, что мы сможем представить предварительный документ парламенту, если не столкнемся с некоторыми препятствиями, и если этот шаг не будет предпринят лишь с учетом интересов внутренней политики» — заявил Эрдоган.
Эрдоган заявил, что без решения нагорно-карабахской проблемы нельзя ожидать серьезного продвижения в турецко-армянских отношениях. «Мы держим слово, данное Азербайджану. Армения должна соблюдать нормы мирового права. До тех пор, пока азербайджанские земли не будут освобождены, Турция не сможет дать положительный ответ в вопросе турецко-армянских отношений», — подчеркнул Эрдоган. «Решение армяно-азербайджанского конфликта может улучшить турецко-армянские отношения», — сказал он.
«Последнее слово в вопросе нормализации турецко-армянских отношений за турецким парламентом», — сказал Эрдоган. «Я в 2005 году лично направил армянскому правительству письмо с предложением по нормализации турецко-армянских отношений, но ответа не было. Несмотря на это Турция делала очень много жестов Армении, пропуская армянские самолеты для посадки в Турции, облегчив визовый режим для армянских граждан», — сказал он. Вместе с тем премьер-министр Турции особо отметил, что их попытки не направлены против братского Азербайджана.
Турецкий премьер Раджаб Таип Эрдоган также рассказал о своей встрече с президентом США Бараком Обамой в рамках саммита G-20 в Питсбурге, на которой был затронут вопрос и Азербайджана. «Мы обсудили с президентом США проблемы на Ближнем Востоке и в Турции, а также отношения между Турцией, Азербайджаном и Арменией. Господин Обама указал на необходимость развития отношений в регионе. Мне кажется, что Минской группе ОБСЕ, задача которой найти компромисс в споре между Арменией и Азербайджаном вокруг нагорно-карабахского конфликта, будет легче предпринять более активные шаги. США, как сопредседатель Минской группы, должны выполнять свои обязанности. Я сказал господину Обаме, что решение проблемы даст зеленый свет региональному сотрудничеству, включая наши отношения с Арменией. Необходимо наладить диалог, который объединит все страны региона, согласно предложению Турции о создании Кавказской платформы по обеспечению стабильности и сотрудничества. Турция намерена превратить регион в оплот мира и решить азербайджано-армянские, турецко-армянские и российско-грузинские проблемы с помощью данной платформы».
Каковы шансы подписанных протоколов для ратификации в парламенте Турции? Противниками ратификации в основном являются правительственные партии. В частности, как заявил депутат от оппозиционной Партии Национального единства Решад Догру, их партия сделает все возможное, чтобы протоколы между Арменией и Турцией не прошли в парламенте. «Наша партия, да и вся оппозиция Турции приняли решение жестко противодействовать ратификации этих документов в парламенте. Весь турецкий народ уже встал на ноги и требует от правительства Эрдогана прекратить пораженческую политику. Сейчас в стране создалась такая ситуация, что и сторонники правящей партии выступают против этих договоренностей и считают, что Турция должна быть рядом с Азербайджаном. Я считаю, что если Эрдоган и его партия не прекратят по указке своих заокеанских хозяев делать уступки Армении, то не исключено, что в стране может возникнуть политический кризис, и все дело может завершиться досрочными выборами. На этот раз из-за ущемления интересов Азербайджана ни один турок не отдаст свой голос этой власти. Я был недавно в Токате, Элазиге и в Мардине, где лишний раз убедился в любви народа к Азербайджану. Для нас важны интересы Азербайджана, и мы будем их отстаивать до конца»,— сказал он.
Несмотря на подобные заявления, одних усилий оппозиции будет явно недостаточно. А значит, если отталкиваться от заявлений премьер-министра Турции Раджаба Таипа Эрдогана, то подписанные протоколы между МИД Турции и Армении передадут парламенту для ратификации, и уже в скором времени границы между двумя странами могут быть открыты. С другой стороны, Эрдоган заявляет, что они не согласятся на шаг, противоречащий интересам Азербайджана. «Мы можем ускорить процесс принятия соглашения, но это будет зависеть от решения нагорно-карабахского конфликта», — говорит Эрдоган. С уст высокопоставленных чиновников Турции постоянно слышатся уверения, что границы с Арменией до прорыва в урегулировании карабахского конфликта открыты не будут. А прорыв в карабахском конфликте до середины октября явно не намечается. Хотя опять-таки не исключено, что между Турцией и Арменией мог быть подписан третий, секретный протокол, в котором как раз и говорится о карабахском конфликте. Так или иначе, это всего лишь домыслы, факты на бумаге. А, как известно, в двух протоколах об урегулировании карабахского конфликта ничего не говорится. Как в таком случае можно расценивать действия Турции, отвечают ли они национальным интересам Азербайджана?
В предыдущем номере газеты Каскад я также писал о том, как в самой Армении внимательно следят за переговорным процессом между Арменией и Турцией с одной стороны и за тем, как это может отразиться в целом на карабахском урегулировании и о том, что ереванские аналитики уже открыто прогнозируют в Армении «горячую осень» на внутриполитической арене, где главный вопрос — примирение с Турцией.
В свое время русский император Петр I, возведя на Неве Санкт-Петербург, как принято считать, прорубил для России окно в Европу. Подписанный в Цюрихе протокол напоминает аналогичный подарок, который сегодня собирается сделать турецкая сторона армянской. Но, в отличие от самодержца российского, турецким соседям «рубить окно» не надо, достаточно, чтобы турки его всего-навсего приоткрыли. Речь, как вы уже догадались, идет об открытии турецко-армянской государственной границы. При этом подарок Турции армянам придется как нельзя кстати: в условиях мирового финансового кризиса и без того хилая экономика Армении оказалась практически парализованной. Только крупные инвестиции международных финансовых институтов, а также фактическая владелица ведущих армянских предприятий Россия и ее стабилизационный кредит в 500 млн. долларов не позволили армянской экономике, что называется, завалиться на бок. Но и этих мер все равно недостаточно, так что, как тут не крути, а открытие границы может более чем положительно отразиться на страдающей экономике Армении в целом.
Для справки, напомним, что Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует падение ВВП Армении в 2009 году на 15%. Об этом сообщил исполнительный директор фонда Амбруаз Файол. Ранее МВФ прогнозировал спад экономики Армении в текущем году на 9,5%. По словам А.Файола, мировой финансовый кризис «нанес тяжелый удар по экономике Армении». Он отметил, что сократились внешние поступления и налоговые доходы, что ослабило платежный баланс и государственную систему финансирования. Такое развитие событий создало дополнительные трудности для населения Армении.
Так в чем же причина, а точнее, причины того, что армянская экономика оказалась в столь незавидном положении? Одна из них состоит в непомерно высоких транспортных расходах, которые несет Армения и которые делают ее экономику неконкурентоспособной в регионе. Агрессивная внешняя политика и оккупация значительной части азербайджанской территории загнала Армению в региональную изоляцию. Тем самым она потеряла сразу два соседних рынка, соответственно, Турции и Азербайджана. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять какие она несет потери, будучи еще и отрезанной от Европы и напрямую от России. Достаточно взглянуть на карту и убедиться, что через Иран Армения много не наторгует: слишком уж путь далекий, да и накладно. А путь для товаров непосредственно в Россию проходит через Грузию, у которой сегодня с официальной Москвой, мягко говоря, нет взаимопонимания. Так что открытие армяно-турецкой границы можно считать в этих условиях без всякого преувеличения божьим подарком.
Открытие армяно-турецкой границы существенно улучшит экономическую среду в Армении и создаст дополнительные возможности для роста национальной экономики, заявил министр финансов страны Тигран Давтян. Он отметил, что сейчас Армения имеет ограниченные транспортные коммуникации, а благодаря открытию границ с Турцией страна войдет в единую азиатскую и европейскую железнодорожную и автодорожную сеть. Министр напомнил, что Турция является членом Таможенного союза стран ЕС, и это даст Армении определенные преимущества. «Для армянских экспортеров откроются хорошие возможности выхода на рынки Турции, Ближнего Востока и Европы», — заявил армянский министр.
Министр финансов Армении отметил, что в настоящее время Армения имеет выход к морю лишь через грузинские порты Поти и Батуми, возможности которых ограничены, а цены на услуги высоки. Открытие границ обеспечит альтернативные транспортные схемы и доступ к турецким черноморским портам Трабзон и Самсун. Это может привести к снижению транспортных расходов и в целом цен на внутреннем рынке, добавил он. Кроме того, возрастет конкуренция на внутреннем рынке, сказал министр, имея в виду экспансию турецких товаров, к чему армянские компании готовы. «В целом открытие армяно-турецкой границы послужит дополнительным стимулом для развития экономики страны», — заявил Т.Давтян.
Все вышеизложенное явно говорит о том, что регион находится в преддверии принятия важных решений как относительно армяно-азербайджанского, так и турецко-армянского конфликта. И если судить по осторожным комментариям сторон о том, что вопрос, связанный с карабахским урегулированием, не нашел своего отражения в подписанных между Турцией и Арменией протоколах и сравнить потом их с неоднократными и публичными высказываниями высшего руководства Турции о защите интересов Азербайджана в этом вопросе, можно предположить, что существуют секретные дополнительные договоренности и протоколы (как мы это видели часто в мировой практике в той же недавней истории ХХ века), которые не афишируются до поры до времени, учитывая всю сложность накопившихся проблем в сознании турецкого и армянского общества. Все это наводит на мысль о том, что все-таки вопрос не будет и не может быть решен без учета мнения Азербайджана, иначе это навредит самой Турции и ее стратегическим интересам в регионе.