ДОЛЯ ИЗГНАННИКОВ

ДОЛЯ ИЗГНАННИКОВ

Дан АЙЗЕНБЕРГ

Для депортированных из Газы до сих пор так и не создали сколько-нибудь нормальных условий. Характерный пример - незавидное положение бывших жителей северной части сектора, которые поселились в Ашкелоне в надежде, что для них построят отдельный поселок...

Для большинства бывших поселенцев сектора Газы драма, начавшаяся с их выселения из своих домов, так и не закончилась. Большинство из них не смогли найти себя в новой для себя реальности, и травма прошлого напоминает о себе на каждом шагу. В массе своей они так и не наладили свой быт и не интегрировались на новом месте, продолжая жить воспоминаниями. Государство, со своей стороны, делает слишком мало и слишком запоздало, чтобы исправить положение и помочь им преодолеть травму. Неудивительно, что многие бывшие жители сектора Газы чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Единственное, что может их "радовать", это то, что все их прогнозы, связанные с развитием событий, оказались точными, и то место, которое Израиль покинул в одностороннем порядке, превратилось в угрозу национальной безопасности...
Характерный пример равнодушия властей к проблемам бывших поселенцев - судьба эвакуированных жителей трех населенных пунктов на севере сектора Газы: Элей-Синай, Нисанит и Дугит. Около полутора сотен семей поселенцев, выселенных отсюда в 2005 году правительством Шарона, живут на съемных квартирах в Ашкелоне и ждут, когда власти выполнят свои обещания, обеспечив их постоянным жильем. По словам их представителя Шмуэля Таля, света в конце туннеля пока не видно. Никто, по его словам, их проблемами всерьез не занимается, власти на всех уровнях проявляют полное безразличие к их проблемам, и шансов на какие-либо изменения слишком мало. Бывшие поселенцы хотят создать собственный поселок возле Ашкелона, где бы они чувствовали себя комфортно, но и здесь они сталкиваются с бюрократическими препонами.
Выступая на государственной комиссии, занимающейся проблемами поселенцев, эвакуированных из сектора Газы и Северной Самарии, Таль сказал, что только четыре семьи начали строительство собственного жилья в пригороде Ашкелона, в то время как сорок других, выразивших желание построить здесь свои дома, так и не получили разрешения от местных властей. Остальным город выделил участки в полдунама земли, но территория, где должен располагаться поселок, не подготовлена к застройке. Кроме того, далеко не у всех есть средства на то, чтобы начать строительство собственными силами. Многие нуждаются в помощи государства, но их надежды пока далеки от осуществления.
По словам Таля, для строительства дома он нуждается в дополнительных 300 тыс. шекелей, но такими средствами он не располагает. В своих проблемах и бедах своих товарищей он обвиняет прежде всего первого главу Административного управления по оказанию помощи поселенцам из сектора Газы и Северной Самарии Йонатана Баси, который препятствовал тому, чтобы они создали собственный поселок. Большая часть поселенческих семей в Ашкелоне проживали в Элей-Синай, Нисанит и Дугит.
По словам Таля, Баси пообещал эвакуированным еврейским семьям немедленно приступить к созданию нового поселка уже на территории собственно Израиля, но вскоре полностью забыл о своих посулах. Его преемники также проявили полное равнодушие в этом вопросе.
Проблемы начались сразу после депортации. В отличие от некоторых других групп поселенцев, получивших временное жилье от государства, те, кто обосновался в Ашкелоне, вынуждены были снимать квартиры на собственные деньги. По словам Таля, сегодня они вынуждены платить 650 долларов в месяц за съем того же жилья, которое в 2006 году снимали за 250 долларов.
В отличие от поселенцев Гуш-Катифа, многие светские жители поселений на севере Газы добровольно согласились покинуть свои дома. Сразу же после эвакуации им пообещали создать поселок в районе Ашкелона, однако потребовалось полтора года для подписания соглашения с властями и еще год для подготовки инфраструктуры.
Одновременно Таль обнаружил, что бывшие поселенцы с севера сектора Газы, живущие в Ашкелоне, платят больше за съемное жилье, чем другие группы бывших поселенцев, обосновавшихся в других местах. По имеющимся соглашениям, правительство должно оплачивать работы по созданию оград вокруг домов в поселке, что является стандартной процедурой, однако власти отказываются это делать.
Таль вынужден платить из собственного кармана тысячу шекелей в месяц за съем квартиры в дополнение к государственной помощи, которую он получает. В результате он не может взять ссуду, необходимую для строительства своего дома в поселке. Даже в случае, если государство снимет с бывших поселенцев часть расходов на строительство собственного жилья и оплатит строительство забора, ему все равно будет недоставать около 150 тыс. шекелей.
По словам Таля, он и его товарищи, большинство из которых являются светскими людьми, оказались в условиях еще более худших, чем религиозные жители Гуш-Катифа, отказавшиеся сотрудничать с властями во время эвакуации. Причина тому, по его словам, отсутствие политической партии, которая отстаивала бы их интересы.

Jerusalem post (перевод: Давид Михаэли)
«Секрет» — «Континент»