КТО ДЛЯ МАТЕРИ-РОССИИ БОЛЕЕ ЦЕНЕН?

КТО ДЛЯ МАТЕРИ-РОССИИ БОЛЕЕ ЦЕНЕН?

Дмитрий КАРАСЕВ

Кажется, сейчас пришло время заново переосмыслить известный стишок Владимира Маяковского, посвященный «батюшке» Владимиру Ильичу Ульянову-Ленину. Это который для кого-то душелюб и людовед, а для кого-то — душегуб и людоед. Зато никто и никогда не называл его мироедом. Их время, что называется, пришло только сейчас. Однако если «вычитать и умножать» «отцы народа» или как их сегодня принято сейчас называть, «национальные элиты» с грехом пополам еще в школе научились, то, образно говоря, «малышей не обижать» нет.
Достаточно посмотреть, кого у нас награждают высшими государственными наградами. Вы скажете, высших чиновников и депутатов. Им по должности положено, так сказать «за многолетний плодотворный труд и в связи с ...- летием». Затем деятелей культуры и искусства, реже — ученых и военных. Получается, что заниматься банальным трудом в современной России вовсе не популярно.
Зато в кризисные времена предпринимательское сообщество вспоминает о ценности массового потребителя, ибо именно простой «серый», нетитулованный и ненагражденный российский обыватель формирует потребительский спрос и позволяет коммерсантам в сложные периоды держаться на плаву. Достаточно упомянуть некоторые перлы современных бизнес-тренеров, вынесенные благодарным автором с конференции по антикризисному менеджменту. Например, «Ваша совесть — единственное препятствие к получению необходимых вам ресурсов» или «Кризис учит любить людей, так как это единственные субъекты, у которых есть «бабло». Из этого можно вынести два простых вывода — во-первых, моральные устои для современного капиталиста — категория излишняя. Во-вторых, уважаем лишь тот, у кого есть, извините за повтор, «бабло».
Вместе с тем, со временем все больше убеждаешься, что представления о «невидимой руке рынка», которая сама все урегулирует, не более чем красивое заблуждение. В реальности многое зависит не от системы, а от людей, которые эту систему реализуют. Ибо каждый руководитель компании либо государственного учреждения привносит в атмосферу организации отпечаток своей личности. И проблема эта не нова. Еще во времена Первой мировой в России была популярна песенка со строками вроде «Он был титулярный советник, другой — офицер молодой. Один — за Россию ответчик, а тот спал с чужою женой».
При этом есть мнение, что несколько лет относительного процветания сыграли с бизнесом злую шутку. Стимулировать спрос можно лишь дешевыми кредитами либо товарами и услугами, ориентированными на реальный массовый спрос. Наша экономика (потребительское кредитование не в счет) ориентировалась на первое и забыла о том самом «маленьком» человеке, который не имеет возможности покупать дорогие автомобили, элитное жилье, не ходит в бутики и престижные торгово-развлекательные центры. Поэтому, когда подпитка дешевыми деньгами из-за рубежа прекратилась, «пузырь» лопнул. А многие заемщики оказались враз неплатежеспособными. Как говорится, время собирать камни.
Действительно, по данным банка «Траст», на 1 ноября с начала года объем просроченной задолженности по кредитам физических лиц в банковской системе страны вырос с 92,3 млрд. руб. до 131,6 млрд. руб. и, с учетом сокращения рынка труда и продолжающейся экономической нестабильности, весьма вероятно, что это только начало. Например, по данным опроса «Левада-центра», по состоянию на середину ноября у кого-либо из членов семьи 33% опрошенных россиян есть непогашенные кредиты. При этом у 22% опрошенных их возврат осложняется потерей заработка и практическим отсутствием сбережений. По информации Росстата, численность безработных в России в ноябре превысила 4,6 млн. и при сохранении сегодняшних темпов сокращения персонала к марту будущего года достигнет 7 млн. человек.
После того, как у народа появилось столько проблем, подаренные властью гражданам 10-дневные новогодние каникулы выглядят как насмешка. Как ничтоже сумняшеся аргументировал председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев, в эти благословенные дни россияне смогут не только вволю наобщаться с родными и друзьями, но и отправиться в туристический круиз. На какие, с позволения сказать, «шиши» это будет делать основная масса наших соотечественников, для решающих более глобальные вопросы думцев вопрос, по-видимому, второстепенный...
Впрочем, туже «затягивают ремни» не только простые люди. По данным электронных СМИ, ведущая политическая сила страны — партия «Единая Россия» — в целях сокращения затрат на 1/4 урезает свой аппарат. Жалуются на «материальные трудности» и коммунисты. Забавно, что только ЛДПР не собирается экономить вообще. Может, партия Владимира Жириновского все-таки знает, где лежат «деньги партии»? Недаром она начала свое существование еще в Советское время!
При всем том барометр российских общественных настроений со временем склоняется к все более худшей «погоде». Согласно опросу Фонда «Общественное мнение», на конец ноября 38% опрошенных россиян считают, что будет хуже, 31% считают, что все нормально, тогда как лишь 12% склонны ожидать перемены к лучшему.
Пока очевидно, что ожидать перемен к лучшему, пока ВВП страны падает, а безработица и инфляция — растут, по крайней мере, безосновательно. Тем более что выделенные государством на спасение экономики средства осели где-то в «мошнах» крупнейших «системообразующих банков страны и до реального сектора так и не дошли. Как откровенно признался первый вице-премьер Игорь Шувалов в разговоре с президентом РФ, 1 трлн. рублей, выделенный под 11% на 11 лет ряду небезызвестных кредитных учреждений страны, до потребителя так и не дошел. Причина довольно банальна — в связи с последними событиями на отечественном рынке активы многих предприятий сильно упали в цене, банки не знают, как оценивать залоги и не хотят рисковать...
Может быть, воспользоваться опытом других стран? Например, была информация, что для оживления спроса правительство Германии планирует раздать своим гражданам покупательские сертификаты на 500 евро. Известно, что правительство Японии кредитует реальный сектор под 0,75%. И, по неподтвержденным пока данным, собирается за счет выпуска государственных облигаций направить средства в эквиваленте более $100 млрд. на трехлетнюю (!) программу по поддержке рынка труда, включающей в себя меры по созданию новых рабочих мест и помощь в поиске работы.
У нас же из последних «антикризисных» инициатив законодательной власти стоит отметить повышение государственного пособия на похороны до 4 тысяч рублей. Но мертвым деньги не нужны! Достаточно упомянуть как некий руководитель медицинского учреждения (сам слышал!) с «голубого экрана» жаловался на то, что матери рожают детей без мозга или с тремя желудочками в сердце в надежде на получения пособий по рождению и на похороны!
Также мне нравятся традиции Японии в той их части, где в случае кризисной ситуации высшие руководители страны и крупнейших корпораций берут ответственность в первую очередь на себя — честно работают бесплатно либо за символическую плату пока не станет лучше, либо подают в отставку или пускают себе пулю в лоб. Ибо «потеря лица» — это уже вне кодекса самурайской чести. Кто-нибудь слышал о чем-то подобном у нас? Россия — не Америка (или не Япония), пока одних просят потерпеть и зовут в светлое будущее, а другие живут в этом будущем уже сейчас. Пока, образно говоря, сытый голодного не разумеет, сдвинуть ситуацию с мертвой точки вряд ли удастся и социальных волнений не избежать. Просто настало время быть, а не казаться. Никакие крутые «пиарщики» создать позитивный образ на пустом месте не смогут. И отношение к СМИ как агентству эскорт-услуг («сделайте чтобы мы выглядели красиво, и нас все зауважали!») тоже надо переламывать.
Напоследок — о Новом годе. Согласно опросу портала SuperJob, 46% отечественных компаний сэкономят на его праздновании, 32% все равно проведут вечеринку в ресторане, а 19% — еще не определились. Интересно, что по данным опроса Deloitte, россияне готовы потратить на Новый год, включая еду, подарки и развлечения, в среднем порядка 537 евро, что находится на уровне Франции, Бельгии и Швейцарии. При этом, как следует из доклада Института социологии РАН «Чего опасаются россияне», до недавнего времени наши соотечественники боялись вовсе не кризиса. 48% из них опасались бандитов и воров, 40% — несчастных случаев и пожаров, 27% — терактов и 24%. На пятом и шестом месте стояли «враждебные России силы» и (!) милиция, прокуратура и суды (14% и 7%). И в самом деле, что нам кризис перед лицом таких угроз!