НОВОГОДНЕЕ ОБ ИСТОРИИ

НОВОГОДНЕЕ ОБ ИСТОРИИ

Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ

У сектантов из «Нетурей карта» своя история, фанатичная, полная гордыни, но я готов признать за ними отрицание сионизма, к которому ни они, ни их предки, старожилы Палестины, не имеют никакого отношения. Погромы в России, чудовищный бытовой и государственный антисемитизм, Холокост — все это не их история... Им и в голову не приходит, что может наступить такой момент, когда некому будет ждать праведника на белом осле.
«Пусть мечта таких людей утопична, несбыточна, тем ревностнее они ей служат, несмотря ни на что, вопреки всему… Этим людям шепнули только одно слово, Палестина, и слово оказалось волшебным. Мы, христиане, и не подозревали, как оно неотразимо властительно над современными еврейскими душами… Они охотно умрут за Россию, но умереть за прародину — для них удесятеренное счастье». Так писал К.И. Чуковский в своем предисловии к статье о Еврейском легионе. Прочел я эти строчки, написанные в 1916 году, и подумал, что есть особый вид предательства — предательство истории, предательство памяти народа.
Не потому ли нынешний президент Израиля с таким скепсисом относится к науке истории? Нет этой науки — и о верности мечте говорить не приходится. Абрамам, родства не помнящим, страшно, потому что страницы истории полны борьбы и жертв. Они не хотя бороться. «Мы только мошки, мы ждем кормежки». Вечный враг еврейства — мещанство, мелкая, суетливая корысть перед лицом опасности. Нежелание, неумение защищать своих детей, свой род.
У сектантов из «Нетурей карта» своя история, фанатичная, полная гордыни, но я готов признать за ними отрицание сионизма, к которому ни они, ни их предки, старожилы Палестины, не имеют никакого отношения. Нет у них в крови страха бездомности. Погромы в России, чудовищный бытовой и государственный антисемитизм, Холокост — все это не их история. Собственно, никакой истории у них и нет, а есть мечта о будущем, в котором только у Машиаха будет право на создание Еврейского государства. Впрочем, им и в голову не приходит, что может наступить такой момент, когда некому будет ждать праведника на белом осле.
Но сколько их, этих несчастных фанатиков, ненавидящих страну, где они живут? Несколько сотен. В армии предателей собственной истории и памяти рода они — капля в море. Это для них ничего не значит не только история сионизма после Герцля, не только все жертвы, которые принес народ еврейский, чтобы наконец обрести свой дом на земле, для них ничего не значит и сегодняшнее благополучие на родине предков. Они, как бараны в стаде, готовы идти на убой, только бы слышать похвалы юдофобов мира, у которых Еврейское государство давно застряло костью в горле.
Говорят, что сионизм как идеология устарел, исчерпал себя, потерял остроту звучания. Никогда не мог я понять этого. Какая идеология стоит за обыкновенным желанием народа жить на своей земле, в своем, а не чужом доме? Никто не упрекает, к примеру, французов, желающих жить на своей земле, в какой-то там особой идеологии. И чем евреи хуже испанцев или, скажем, словаков? Тем, что сравнительно недавно отвоевали себе свое же родовое гнездо.
Сионизм — не идеология. Это обычное желание большого и древнего народа не исчезнуть, защитить себя от погрома и геноцида своими государственными институтами. Кризис сионизма — это не кризис несуществующей идеологии, а оправдание извечного еврейского желания быть жертвой или прятаться по щелям в надежде, что тебя и твою семью нацизм не тронет.
Особый разговор об Иерусалиме... Вот здесь предательство по отношению к собственной истории особенно очевидно. Сколько городов у арабов, святых в том числе? Десятки. У евреев только один город в судьбе и истории. И город этот — Иерусалим. Беспамятные соплеменники наши готовы торговать и этим городом, самым святым в нашей истории.
Уверен, лет 150 назад какой-нибудь из моих прадедов в местечке черты оседлости молился за столом с яблоками и медом, повторяя без устали: «В следующем году в Иерусалиме». И вот этот год настал. Мы в Иерусалиме. Только вот забывать стали слова этой молитвы.

«Новости недели»