АНАЛИТИК LEHMAN BROTHERS: ЦЕНЫ НА НЕФТЬ МИНОВАЛИ СВОЙ ПИК

АНАЛИТИК LEHMAN BROTHERS: ЦЕНЫ НА НЕФТЬ МИНОВАЛИ СВОЙ ПИК

Благодаря незначительному снижению мирового спроса цена на нефть, после достижения рекордной отметки $147 за баррель, упала почти на 23% до уровня около $113 за баррель. Если не будет какого-либо жуткого урагана в Мексиканском заливе или масштабного геополитического события, то цена на нефть с большой вероятностью прошла свой пик, полагает ведущий экономист по энергоресурсам в Lehman Brothers Эд Морс (Ed Morse), мнение которого публикует Financial Times.
В настоящее время мировое потребление нефти растет заметно более медленными темпами, чем прогнозировалось еще год назад, отмечает Морс. В прошлом октябре Международное энергетическое агентство прогнозировало, что глобальное потребление нефти увеличится в 2008 г. на 2,1 млн. баррелей в день — при 750 тыс. баррелей прироста со стороны стран ОЭСР и 1,33 млн. баррелей со стороны развивающихся рынков. В своем последнем ежемесячном отчете агентство снизило свой прогноз роста более чем на 60% до 800 тыс. баррелей в сутки. При этом спрос в странах ОЭСР сократится на 600 тыс. баррелей в сутки, а прирост потребления со стороны развивающихся рынков составит 1,4 млн. баррелей в сутки.
По нашему мнению, говорит Эд Морс, прогноз агентства относительно развивающихся рынков может оказаться слишком оптимистичным к концу года, а ОПЕК вновь начнет критиковать неспособность импортеров нефти гарантировать достаточный рост спроса, который оправдывал бы инвестиции в развитие резервных мощностей.
Поиски ответственного за неопределенность мирового спроса не имеют смысла, полагает Морс. Безусловно, высокие цены и более медленные темпы развития экономики накладывают свой отпечаток на спрос на нефтепродукты в США и других странах ОЭСР. Однако сейчас подвергаются сомнению иные моменты. Во-первых, общее мнение о том, что спрос на нефть со стороны развивающихся рынков размежевался от индустриальных стран и будет подвергаться серьезному испытанию в ближайшие полгода. Во-вторых, растущее убеждение в том, что более низкие цены и высокие темпы экономического развития приведут к восстановлению темпов роста мирового спроса, является сомнительным.
Давайте взглянем на оба эти аргумента с большей долей пристальности, предлагает Морс. В настоящее время увеличиваются доказательства того, что экономические проблемы, охватившие многие экономики ОЭСР, начинают распространяться на развивающиеся рынки, в особенности на те, чей рост базируется на силе их экспортных рынков. В Китае, который отвечает за более чем половину прироста спроса на базовые металлы и почти треть мирового прироста спроса на нефть, наступают сложные времена для экспортеров и производителей, интенсивно использующих энергию и металлы для выпуска таких продуктов, как цемент, сталь, алюминий и другие товары первичной переработки. В отличие от популярного мифа, именно эти индустрии, интенсивно использующие энергию, а не транспорт, потребляют дистилляты, которые составляют две трети роста спроса на нефтепродукты в Китае. Теперь же из-за высоких расходов на нефтепродукты, укрепление юаня, слабых экспортных рынков, а также проблемах с протекционизмом объемы экспорта начинают сокращаться, отражаясь на потреблении ресурсов. Неопределенность Китая перед лицом замедления темпов развития экономики до 8% в год может сократить рост спроса со стороны промышленного производства с трехлетнего среднего показателя на уровне 490 тыс. баррелей в сутки до 350 тыс. баррелей в сутки, или 4,4%, в 2009 г.
Более того, продолжают идти дебаты относительно связи правительственных субсидий в развивающихся странах и роста потребления, продолжает аналитик Lehman Brothers. Усилия по либерализации цен во многих азиатских государствах привело к значительному увеличению отпускных цен, которое в отдельных случаях составило почти 50%. Немногие исторические примеры о действенности повышения цен в столь значительном масштабе на рост спроса указывают на структурное ограничение последнего. Спрос на нефтепродукты в Японии вырос в три раза с 1965 (1.7 млн. баррелей в сутки) до 1973 (5,3 млн. баррелей в сутки). Однако со времени нефтяного шока спрос в Японии никогда не превышал потолок 1973 года. Кроме того, потребление в Южной Корее выросло более чем на 300% с 1987 Г. (620 тыс. баррелей в сутки) до 1997 (2,4 млн. баррелей в сутки), когда финансовый кризис заставил пойти на либерализацию цен; и вновь спрос более никогда не превышал пиковое потребление до кризиса.
Предположения, что более низкие цены восстановят рост спроса, не учитывают естественную реакцию спроса на экстремальные ценовые шоки, отмечает эксперт Lehman Brothers. Потрясения заставляют мир идти дальше временных сокращений на незначительные величины, а также осуществлять масштабные неотвратимые инвестиции в энергосберегающие технологии, что меняет на постоянной основе структуру и эффективность спроса со стороны транспорта, промышленности, коммерческого и частного секторов.
Старое, как мир, утверждение, что «ничто не помогает против высоких цен, как сами высокие цены», до сих пор работает столь же эффективно, как и в 70-е годы прошлого века, заключает Эд Морс. Однако лечебный эффект не только затрагивает сторону предложения — реакция спроса также играет столь же важную роль. Мы полагаем, что цена на нефть стабилизируется в диапазоне $90-$100 за баррель, но продолжит оказывать влияние на структурные изменения спроса. Мы не ожидаем, что в обозримом будущем рост спроса на нефть будет превышать 1% в год.

rosfincom.ru