КОГДА МЫ ЕДИНЫ — МЫ НЕПОБЕДИМЫ?

КОГДА МЫ ЕДИНЫ — МЫ НЕПОБЕДИМЫ?

Дмитрий КАРАСЕВ

Подготовка страны к Дню России говорит о том, что трагедия очередной раз обернется в фарс. Да и как может быть иначе, если понимание России у всех населяющих её индивидов разное, не говоря уже о трактовке весьма спорного обретения ею независимости. Поэтому на вопрос: «Как двигаться вместе, но в разных направлениях?» государство отвечает: «Главное, соблюсти видимость единства».
Вместе с тем в России зарождаются явные признаки кастового общества — властные, политические и бизнес-элиты поделили сферы влияния, подернулись жирком и вовсе не приветствуют появление «выскочек со стороны», а потому как «гусь свинье не товарищ», сами начинают выращивать «себе подобных». Потому как сытый голодного обычно не разумеет, так и правящая элита (пока это не задевает её шкурных интересов) не понимает, чем дышит и как живет простой народ. А поскольку религию бога в стране неофициально, но весьма прочно сменила религия денег, официальные лица судят о самочувствии «электората» по абстрактным макроэкономическим показателям. Если в средние века теологи, чтобы узнать, сколько зубов у лошади, не пытались заглянуть в пасть животному, а искали упоминания об этом в священных книгах, то современные государевы экономисты, образно говоря, суммируют количество мертвых, коматозных и горячечных, вследствие чего полученное среднее арифметическое демонстрирует, что «больной скорее жив, чем мертв», что позволяет весьма эффективно манипулировать общественным сознанием…
Однако есть в исполнительной власти и реально мыслящие люди. Например, на заседании президиума правительства Владимир Путин порадовал собравшихся тем, что ВВП за прошлый год превысил 8% против 7,6% по предварительным оценкам. Также премьер рад, что «бюджетные расходы выросли почти в два раза в реальном выражении…» до 6 трлн руб. с 2,4 трлн руб. в 2004 году, однако огорчен тем, что «нерациональное использование средств ведет к избыточным деньгам в экономике, разгоняет инфляцию». При этом средства, выделенные на реализацию ФЦП, освоены только на 85%.
После чего глава правительства попытался выяснить, почему оптовые цены на молоко падают, а розничные — растут. Как рубанул правду-матку «главный по селу» Алексей Гордеев, «всю тяжесть несут производители, а в это время кто-то наживается». Также якобы портят картину импортеры сухого молока из Белоруссии и Украины. В связи с чем премьер-министр, фигурально выражаясь, сказал ФАСу «фас!», заодно вернув только что вернувшихся с cанкт-петербурского экономического форума членов кабинета с небес на землю: «Разъезжать по различным мероприятиям — это, конечно, важное дело, но надо и смотреть, как люди живут».
Кстати, о Форуме. Выступление Медведева на этом мероприятии по прямоте уже сравнили с известной «мюнхенской речью» Путина. Российский президент прямо назвал виновников того, что мировую финансовую систему не первый год «колбасит» и обвинил их в эгоизме: «Экономический эгоизм не несет каких-либо опасностей для развития в целом, но, с другой стороны, за его проявлениями стоит… то, что можно назвать экономическим национализмом, при котором прагматические интересы подменяются политическими соображениями», «Недооценка рисков крупнейшими финансовыми компаниями в сочетании с агрессивной финансовой политикой самой большой экономики мира привели не только к убыткам корпораций: беднее, к сожалению, стали большинство людей на планете…».
Присутствовавший тут же Алексей Кудрин не преминул подыграть шефу, отметив, что за первые 5 месяцев года отток капитала из РФ составил $5 млрд., но «как временное явление это поможет сдерживать инфляцию». Вместе с тем по итогам года чистый приток иностранного капитала в страну должен составить порядка $40 млрд. И даже возможное снижение мировых цен на нефть не страшит оптимиста из Дома правительства: «Россия безболезненно перенесет снижение цен на нефть до $55 за баррель. И даже такое снижение чуть-чуть повлияет на экономический рост». Гораздо больше российского министра финансов волнуют внешнеполитические вопросы: во-первых, НАТО должна уйти в историю. А во-вторых, МВФ вместо того, чтобы помогать различным странам смягчать дисбалансы и кризисы, только усугубляет их. Как это, например, случилось в России в 1998 году.
В то же время первый вице-премьер Игорь Шувалов пошел дальше российских классиков и назвал целых 5 бед российской экономики: психологию догоняющего (стремление подражать иностранному опыту), энергетическую западню (обилие ресурсов порождает избыточную энергоемкость экономики), отсутствие навыков (дефицит квалифицированной рабочей силы), нездоровый образ жизни и стремление государства к доминированию.
Последний штрих в многообразную российскую палитру внес вездесущий Юрий Лужков. Кандидат околовсяческих наук и «в каждой бочке затычка» щедро предложил построить канал по ежегодной переброске… до 20 куб.км. стока Оби в Среднюю Азию. В ответ на это хотелось бы посоветовать Юрию Михайловичу сначала испытать проект на Москве-реке. Заодно и проблему перенаселенности столицы решим — из каменной пустыни люди сами съедут…
Также стоит отметить, что «коррупционный налог» в стране стал столь велик, а судебная система столь неэффективна и зависима от власти, что даже президент Медведев сделал борьбу с коррупцией и судебную реформу краеугольным камнем своей программы действий. Вместе с тем очевидно, что решение обеих задач связано в том числе с такими властными «синекурами», как депутатская и судейская неприкосновенность.
По данным МВФ, Россия находится в числе лидеров по неэффективному использованию бюджетных средств. Причину этого феномена эксперты видят в особенностях устройства российского государственного аппарата и сложившихся взаимоотношениях чиновников и бизнеса. Суть в том, что коррупция стала одной из основных концепций развития национального предпринимательства, а ежегодный объем взяток бизнеса чиновничеству эксперты оценивают чуть ли не в 1/3 от ВВП! Все эти, с позволения сказать, «непроизводительные» расходы бизнес перекладывает на конечного потребителя, что приводит к совершенно неразумному уровню цен. Как следствие, на том же рынке недвижимости россиян, образно говоря, по цене «Мерседеса» заставляют покупать «Жигули».
Наверное поэтому, с благой целью, которая, как известно, часто ведет в ад, правительство внесло в Госдуму обещанный Дмитрием Медведевым законопроект «О Федеральном фонде содействия жилищному строительству». Предполагается, что для этого самого содействия новая государственная структура будет аккумулировать неэффективно используемые земли отраслевых министерств, которых, по некоторым данным, в стране более одного миллиона гектаров. При этом местные власти, обеспечив участки соответствующей инженерно-технической и социальной инфраструктурой (они обеспечат!), будут обязаны выставлять их на аукцион. Соответствующие чиновники, безусловно, скажут Москве только «спасибо» — и без этого в крупных городах страны можно было за определенный процент от сметной стоимости объекта строить все что угодно и где угодно. А тут, как никак, новый «фронт» работ…
Если кто-то до сих пор может делать деньги буквально из воздуха, неудивительно, что сотни тысяч россиян, потерявших надежду «с трудов праведных заработать палат каменных», продолжают верить в чудо. Это показало недавнее задержание в Москве организаторов финансовой пирамиды, «нагревших» около 250 тысяч соотечественников в 43 (!) регионах страны на 18 млрд. рублей. При этом любителям «бесплатного сыра» обещали по вкладам до 90% годовых, а столь фантастическую доходность объясняли вложениями в жилую недвижимость в Московской области и Черногории. Как видим, наших людей в XXI веке, как и в Советские времена, продолжает портить пресловутый «квартирный вопрос»!
Да и что делать, когда в экономических ориентирах исчезла всякая логика? Раньше, скажем, доллар рос, а рубль падал, и инфляция была вполне закономерна и объяснима. Сегодня же доллар слабеет, рубль топчется на месте, а инфляция галопирует сама по себе… Где логика? Тогда как члены «Большой восьмерки» утверждают, что слабый доллар и мировые сырьевые спекулянты стали причиной непомерного роста производственных издержек, которые влекут за собой и рост цен, и инфляцию. Вот только как объяснить, что Россия, как второй в мире поставщик сырья, рекордсмен и по ценам, и по инфляции? Мы и сами не можем это объяснить, а потому оставляем это тем, кому думать об этом по должности положено. Ума им не занимать. Остается только пожелать: «Чести и совести вам, дорогие господа и товарищи!».