БУДУ ГОЛОСОВАТЬ ЗА МАККЕЙНА

БУДУ  ГОЛОСОВАТЬ ЗА МАККЕЙНА

Мы живём в свободной стране, где каждый делает свой выбор самостоятельно. И всё же, хочу поделиться с читателями, почему я предпочитаю иметь президентом Джона Маккейна. Мне представляется, не так важна принадлежность президента к одной из двух основных партий, сколько личность самого президента. Во главе такой большой и самой мощной мировой державы должен быть человек волевой, целеустремлённый, понимающий значение США в современном многосложном мире. Возраст и здоровье не являются (на мой взгляд) основными факторами. Да, Обама и Клинтон намного моложе Маккейна. Но зато у него есть огромный жизненный и политический опыт, который они пока ещё не набрали. Вспомните, в давние времена у всех народов старейшинами рода, общины, племени выбирался опытный, старый человек. Да и русское слово «старейшина» имеет общий корень со словом «старший». Что касается физической инвалидности Маккейна, за что он получает ежегодно пенсию $60 тыс., то такой прецедент уже был. Франклин Рузвельт 4 раза избирался президентом, имея паралич обеих ног. И был не худшим президентом Америки.
Маккейн имеет яркую, даже романтическую биографию, однозначно вызывающую большое уважение. Он родился в 1936 г. в семье потомственных военных. Его отец и дед были адмиралами ВМФ США. В 1958 г. Джон окончил Военно-Морскую академию США в качестве лётчика палубной авиации. Он не был примерным студентом и ежегодно получал не менее 100 дисциплинарных взысканий (от неначищенной обуви до неуместных высказываний в адрес начальства). Был очень контактным, пользовался уважением студентов за смелость и отвагу.
В 1967г. во время бомбардировки электростанции в Ханое Маккейн был сбит вьетнамцами и катапультировался на поверхность озера. Удар при приводнении был столь силён, что поломались обе руки и одна нога. И сегодня Джон не может поднимать руки выше головы. Дальше 5,5 лет вьетнамского плена. Здесь его избивали до полусмерти, стремясь выдавить нужные им признания. Первые несколько недель плена методично били каждые два часа. Требовали назвать фамилии остальных лётчиков, бомбивших вместе с ним Ханой. Но Маккейн фамилии лётчиков не назвал, а перечислял почти в бреду участников своей любимой футбольной команды «Грин Бей Пэкерз».
Узнав, что отец Маккейна адмирал и начальник над всем Тихоокеанским флотом, вьетнамцы предложили ему свободу. Но он отказался, требуя вперед освободить американских солдат, попавших в плен раньше него. Вы часто, читатель, сталкивались с таким пониманием товарищества? В плену Джон стал совсем седым. С тех пор к нему приклеилось прозвище «Белый Торнадо».
Когда силы были на исходе, Маккейн пытался покончить с собой. Но охрана успела предотвратить самоубийство. Тогда ему предложили написать самоуничижительное признание в обмен на прекращение пыток. Он написал бумагу в привычном для коммунистов стиле, чтобы было ясно, что это не он писал (возможно, текст ему предложили): «Я грязный преступник, совершивший акт воздушного пиратства. Я почти умирал, но вьетнамский народ спас мне жизнь. Спасибо вьетнамским докторам».
Вернулся Джон из плена домой на костылях, в звании капитана I ранга, получив высокие боевые награды. Но с военной службы пришлось уйти. Тогда вплотную встал вопрос: «Что делать?». Но его бурный темперамент требовал активной деятельности. Не последнюю роль сыграло, очевидно, присущее ему с детства честолюбие, желание быть первым.
В 1982 г. (47 лет от роду) Джон Маккейн избирается в палату представителей Конгресса США от Республиканской партии. В 1986 г. он становится сенатором от Аризоны и переизбирается на эту важную должность три раза (1992, 1998 и 2004 гг.) В 2000 г. сенатор выставляет свою кандидатуру на пост президента, но терпит поражение от Джорджа Буша.
Деятельность Маккейна в Конгрессе и Сенате была активной и не всегда соответствовала направленности Республиканской партии. В ряде случаев он выступал как независимый депутат, имеющий своё мнение по конкретному вопросу. Так в качестве председателя комитета по торговле Сената, Маккейн выступал за рост налогов на сигареты. А полученные в результате этого дополнительные средства предлагал направить на борьбу с курением. Но республиканцы эту инициативу не поддержали.
В 2001 г. Маккейн (один из двух республиканцев) голосовал против снижения налогов, т.к. это предложение не сопровождалось соответствующим снижением расходов. В 2003 г. сенатор голосовал против снижения налогов из-за больших расходов на войну в Ираке. Вообще он считает, что принимать надо только такие экономические решения, которые подтверждаются расчётами экономической эффективности.
В 2005 г. Маккейн выступил против пыток военнопленных, через которые прошёл сам. Эта «поправка Маккейна» была принята Сенатом, и в декабре 2005 г. Буш подписал соответствующий закон.
Дополнительные очки Маккейну принесла позиция по реформе финансирования избирательной компании. Республиканцы обычно не стесняются брать деньги на избирательную компанию у крупных бизнесменов. Естественно, за большие подаяния надо платить в дальнейшем, т.е. лоббировать интересы крупного капитала. Маккейн настаивает на ограничении такого спонсорства.
Маккейн полагает, что США должны форсировать строительство атомных электростанций в связи со скачком цен на нефть и газ. Демократические кандидаты Клинтон и Обама затрудняются ответить на этот вопрос. Сенатор выступает за либерализацию иммиграционного законодательства и за срочные действия по предотвращению глобального потепления, хотя консервативное крыло республиканцев против этих инициатив.
Он оказался более современным, чем его коллеги-консерваторы, по вопросам однополых браков и исследования стволовых клеток. Благодаря его активности Сенат не принял поправку к Конституции, запрещающую однополые браки. Очень многие американцы против таких браков, полагая, что основная задача брака, освященная Богом — воспроизводить потомков. Но жизнь подтверждает: около 10% людей рождаются с генетическими половыми отклонениями. Следует ли их лишать радости и опоры в жизни, которые даёт брак? Религия также препятствует экспериментам со стволовыми клетками, которые могут изменить «божественную сущность Человека». Сенатор Маккейн не побоялся оказаться «белой вороной», выступив по этим вопросам против республиканского большинства. Он также за ограничение продажи огнестрельного оружия, хотя такая позиция не по вкусу одному из самых влиятельных американских лобби. Как видим, по многим вопросам Маккейн сближается с позицией демократов.
Но по ряду других вопросов его позиция отчётливо консервативна. Он выступает против абортов, он за смертную казнь в случае особо тяжких преступлений (в этом следует с ним согласиться). Он полагает, что государство не должно брать на себя слишком много расходов на социальное обеспечение. Правда сенатор делает оговорку: в крайне тяжёлых ситуациях (например, затяжной экономический кризис) государство должно больше поддерживать бедные слои населения. Такая позиция чётко подтвердилась в его предвыборной речи 25 марта 2008 г. в Калифорнии. В городе Санта-Ана Маккейн выступил перед собранием мелких предпринимателей по проблемам ипотечного кризиса. Он снова подчеркнул, что в некоторых случаях и до определённого предела может пойти против главного принципа республиканцев — невмешательства (или минимального вмешательства) государства в рыночные механизмы. Сегодня многие домовладельцы рискуют потерять свои дома из-за роста процентов на полученные ранее кредиты. Многие получатели лона не обратили внимания на запись в договоре, что процентная ставка за кредит может быть повышена в случае нестандартной финансовой ситуации. И теперь, в условиях ипотечного кризиса, эта запись застала их врасплох. По мнению Маккейна, «государство не обязано выкупать и вознаграждать тех, кто действует безответственно, будь то крупные банки или мелкие заёмщики». Государственная помощь должна быть кратковременной и только для тех, кто по независящим от них причинам оказался под угрозой потери своего единственного дома, а не для тех, кто сдаёт дома в наём.
Хиллари Клинтон обещает выделить $30 млрд. домовладельцам, которым грозит выставление дома на продажу. Мне представляется это обещание популистским. Кто просчитал и обосновал эти 30 млрд.? Как это отразится на состоянии казны? Маккейн справедливо, на мой взгляд, раскритиковал этот план Клинтон.
В идеологии и риторике Джона Маккейна огромное место занимают международные отношения и роль США в мировой политике. Здесь он твёрдо придерживается взглядов неоконсерваторов («неоконов»). Неоконы — крайне правое крыло Республиканской партии, выступающее за глобальное переустройство мира, где у США будет главенствующая роль. В группу официальных советников Маккейна входят большинство скандально известных идеологов — неоконов. Все они полагают, что надвигается «новый американский век», и их задача — ускорить его наступление. США поведут мир к свободе и демократии, даже если весь мир этого не захочет. Ради этого оправдано применение военной силы. В данный момент они убеждают общество в необходимости свержения режима в Иране. Пять лет назад они убедили Буша начать войну в Ираке. Маккейн, в отличие от кандидатов-демократов, не обещает вывести американские войска из Ирака. Он полагает увеличить численность войск и сохранять их там примерно на 100 лет. За этот период, по его мнению, можно будет воспитать иракский народ в духе демократии.
Как видим, по своим взглядам Маккейн — типичный «ястреб». Но пребывание на посту президента обязательно заставит его смягчить свои взгляды. Во-первых, сам пост президента требует более взвешенного подхода. Во-вторых, влияние демократов в Конгрессе затруднит проведение военных предложений «неоконов». В-третьих, усиливающийся глобальный экономический кризис неизбежно заставит больше и глубже заниматься внутренними экономическими и социальными проблемами. Я не уверена, что победа кандидата — демократа приведёт к быстрому окончанию войны в Ираке, как они сегодня обещают. И я не забыла, что бомбёжку Сербии начал демократ-«голубь» Билл Клинтон. И мы все, ярые противники войны, сегодня видим, что стало результатом этих бомбёжек: в центре Европы создано мусульманское государство, активный центр распространения наркотиков и ислама.
Фанатичная приверженность американцев вообще и их политиков в частности к демократическим свободам обусловлена историей создания и развития США. Они ненавидят диктаторские антинародные режимы в других странах и наивно полагают, что военными методами можно насильно установить в них режимы демократические.
При всём при этом я не считаю Джона Маккейна жёстким «ястребом». У него есть и другие, более гибкие, глубокие высказывания, свидетельствующие о подвижном уме и понимании изменяемости международных ситуаций. Он прошёл войну и испытывает к ней отвращение. Он допускает необходимость войны, если этого требует национальная безопасность и понимаемая им роль США в мире. И он хочет достучаться до общественного сознания. Он считает, что Америка должна изменить своё поведение на международной арене и «достойным образом уважать мнение человечества», «уважать коллективную волю своих демократических союзников» (Д.М.).
Маккейн видит США только в роли международного лидера. Но он понимает, что это трудная и ответственная роль. «Чтобы быть успешным международным лидером, мы должны быть примерными международными гражданами. Это означает: поддержание и укрепление международного права и норм, включая законы войны. Наша моральная позиция в мире требует, чтобы мы... уважали то, что является американскими принципами справедливости. Мы не должны допускать, чтобы такие провалы, как злоупотребления в отношении заключённых, пятнали наш имидж» (Дж.Маккейн).
Российские СМИ представляют Джона Маккейна русофобом. Действительно, он резко отрицательно выступает против российских властей. Но порицать действующую в России власть вовсе не означает не любить российский народ. Наоборот, чем скорее эта власть рухнет, тем лучше будет для народов России. Ещё в ноябре 2003 г. Маккейн говорил о «ползучем перевороте» в России, подавлении демократии, торможении проведения рыночных реформ. «С тех пор Россия пятится назад. Это уже не ползучий переворот, а стремительный бег». Выступая в 2006 г. в Мцхете (Грузия), Маккейн заявил: «Война в Чечне — это первый шаг, предпринятый русскими националистами, чтобы восстановить старую советскую империю. Сегодня — Чечня, завтра может быть Грузия, после этого Армения. Это катастрофа».
Ещё в мае 2007 г. сенатор обещал, если станет президентом, созвать всемирный саммит стран-демократий. Он вынашивает идею создать международную организацию наций единомышленников, которые смогут действовать там, где ООН оказывается бессильна. В эту Лигу Демократий не должны входить Россия и Китай, которые обладают правом вето в Совете Безопасности. Их не следует включать, как недемократические страны. Естественно, Маккейн за вступление Грузии и Украины в НАТО. Естественно, он сторонник системы ПРО у границ бывшего Советского пространства. Естественно, он за исключение России из «Большой восьмёрки» и за включение в неё быстро развивающихся Индии и Бразилии.
Что это? Взгляд оголтелого «ястреба» или взвешенное мнение либерала, отстаивающего свободу и права личности в любой стране? Уверена, что — второе. Маккейн говорит: «Я солдат гвардии Рональда Рейгана». Это Рейган победил СССР в холодной войне. Это Рейган способствовал невиданной гонке вооружений в СССР, которая вконец подточила экономические силы нашей бывшей страны и привела к крушению диктатуры КПСС. Сегодня в России установилась диктатура чекистов. И те из нас, кто переживает за судьбу своей Родины, должны разделять отрицательное отношение Маккейна к теперешней российской власти.
Я понимаю, что, став президентом, Маккейн вынужден будет смягчить риторику в адрес России и Китая. Любой другой кандидат, став президентом, тоже вынужден будет отказаться от ряда своих программных обещаний. Другими словами, кто бы ни попал в Белый Дом, определенное разочарование неизбежно. Потому что рассуждать по поводу и принимать ответственные решения — «две большие разницы», как говорят в Одессе. Но в отличие от Клинтон и Обамы, Маккейн имеет более основательную, устойчивую идеологию. Он обладает (на мой взгляд) гораздо более сильным характером, имеет темперамент бойца и богатый жизненный опыт.
С точки зрения американских семейных традиций сенатор также заслуживает уважения. У него семь детей. Двое от первой жены, одну девочку из Бангладеш он удочерил, четверо детей от второй жены. Старший сын воюет в Ираке на передовой. Он не имел имущественных претензий со стороны первой жены при разводе и даёт ей деньги на лечение после автомобильной катастрофы.
Думаю, Джон Маккейн — достойный кандидат в президенты США.

Инесса АКИМОВА, Терра Линда