ГРУЗИЯ: НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ США И РОССИИ

ГРУЗИЯ: НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ США И РОССИИ

Рамис ЮНУСОВ

Вновь резко обострились взаимоотношения Москвы и Тбилиси и как показывают последние события из зоны грузино-абхазского и грузино-осетинского противостояния, эта напряженность между Россией и Грузией продолжает расти. Но в то время как Россия продолжает наращивать свой «военный кулак» в сепаратистских регионах, увеличивая — против воли Грузии — число миротворцев, в Тбилиси приоритет отдается дипломатическим методам. И вместо отправки воинских контингентов к административным границам Абхазии или в Кодорское ущелье здесь вручили ноту протеста МИД Грузии послу РФ в этой стране Вячеславу Коваленко. В ноте выражено беспокойство по поводу увеличения количества миротворцев в зоне грузино-абхазского конфликта, — сообщил российский дипломат журналистам после встречи с и.о. главы МИД Грузии Григолом Вашадзе. Затем российский посол принялся оправдываться: «Российская сторона ни на йоту не нарушала соглашение от 1994 года по миротворцам, под которым стоит подпись тогдашних президентов Грузии и России Эдуарда Шеварднадзе и Бориса Ельцина. Мы выполняем это соглашение».
В Грузии, однако, «успокоительным» заявлениям Москвы верить не склонны. В особенности после того как Россия, раздав незаконно свои паспорта жителям мятежных регионов, завопила о том, что миротворцы нужны для защиты ее граждан. Так или иначе, премьер-министр Грузии Ладо Гургенидзе заявляет, что ввод дополнительного миротворческого контингента в Абхазию является «неприемлемым» и «незаконным» шагом. «Эти действия являются неприемлемыми, и соответственно незаконными, способными вызвать дестабилизацию в регионе», — сказал Гургенидзе журналистам. По его словам, «каждого нового солдата и каждую новую единицу вооружения в Тбилиси рассматривают как потенциальных агрессоров». Премьер добавил, что руководство Грузии активно работает с международным сообществом, чтобы «предотвратить эскалацию конфликта в Абхазии».
А работу Грузии с международным сообществом трудно назвать безуспешной. Вслед за ЕС и НАТО на кризис отреагировали в небоскребе на Ист-Ривер. ООН обеспокоена обострением отношений между Тбилиси и Москвой на фоне решения России усилить миротворческий контингент в Абхазии и Южной Осетии, сообщила пресс-секретарь этой организации Мари Окабе. По ее словам, все действия сторон должны соответствовать резолюциям Совета Безопасности ООН, которые утверждают суверенитет и территориальную целостность Грузии.
На решения ООН сегодня ссылаются, впрочем, и в Москве. Однако заявление главы ооновской пресс-службы, где на первое место выдвигаются суверенитет и территориальная целостность Грузии — это, по мнению многих, плохой знак для России. Плюс ко всему многие аналитики сходятся и в другом. Пока что Запад действительно демонстрирует сдержанность и ограничивается призывом к обеим сторонам «играть по правилам». В действительности же очевидно и другое: реакция НАТО, ЕС, США во многом будет зависеть от того, как далеко здесь готова зайти Россия. Как полагают многие западные аналитики, сегодняшний Кавказ — слишком взрывоопасное место, чтобы его игнорировать. Грузия — важное звено в энергетической цепи, соединяющей богатый нефтью Каспийский бассейн с внешним миром. Кроме того, Европа хотела бы, чтобы Грузия стала маршрутом газового экспорта.
В этой связи и надо рассматривать заявление НАТО от 30 апреля, где Северо-Атлантический альянс выразил «беспокойство» в связи с усилением российского контингента. И альянс, и Евросоюз обвинили Кремль в эскалации напряженности. В связи с последними заявлениями российских официальных лиц, в Брюсселе представители НАТО встретились с высокопоставленным грузинским политиком Давидом Бакрадзе. Однако поддержка Запада выглядит пока довольно слабой, по крайней мере, в глазах сторонников Грузии.
Единственным практическим шагом, на который пока решилось НАТО, стала отправка своих представителей в Грузию — они должны прибыть в страну до конца года. Все это делается для того, чтобы в Москве поняли, что если Россия перегнет палку, то весь остальной мир может поставить под вопрос законность миротворческих сил в Абхазии, которые уже давно не являются миротворцами, а ведут себя как заинтерисованная сторона конфликта против целостности Грузии. Кроме этого, болезненным ударом для Москвы стало дипломатическое поражение России в вопросе об отделении Косова. Россия стала задаваться вопросом: если независимое государство Косово может получить международное признание, почему такого права лишены Абхазия и Южная Осетия?
Другая причина — потеря Россией своей империи. В отношении маленькой и слабой Грузии Россия без зазрения совести ведет себя с замашками колониалиста. С Украиной она себе такой наглости не позволяет в силу более мощного и политического и экономического значения Украины на политической карте Европы. К тому же Москва пользуется тем, что Запад пока не считает себя обязанным срочно помогать этим странам, тем самым вольно или невольно подыгрывая неоимпериалистам в Москве. В России уверены, что эти настроения на Западе не изменятся так быстро и потому и ведут себя так агрессивно. А на самом Западе такой уверенности, судя по последним заявлениям ЕС, НАТО и США, как видно уже нет. Уступка России в вопросе Грузии и Украины может очень дорого стоить всей демократической Европе. И хотя в Европе пока что предпочитают выжидать, очевидно, что это «пока» не может продолжаться вечно. Последние события в этом регионе говорят о том, что столкновение интересов России и США и их союзников в отношении Грузии уже не за горами.