МЮНХЕН: ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН

МЮНХЕН: ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН

Александр МЕЛАМЕД, Германия

Приезжающие на днях в столицу Баварии сорок министров и три президента примут участие в самой представительной конференции по вопросам безопасности. Она проводится уже в 44-й раз.

ВСЕ ТЕ ЖЕ, ВСЕ ТО ЖЕ...
Все тот же временной отрезок — 8—10 февраля.
Все там же — в отеле Bayerischer Hof, Мюнхен, где насчитывается 373 номеров «люкс» при планируемом числе 250 гостей из 50 стран мира.
Все те же участники, за исключением Николя Саркози, которого отвлекла серьезная личная проблема — свадьба. И даже уговоры мюнхенской родни по венгерской линии тут помочь не смогли. Во всяком случае — пока.
Все тот же организатор — Хорст Тельчик, который уже восемь лет подряд считается, как подчеркивает печать, основным идейным вдохновителем конференции. В свое время, отмечает газета «Русская Германия», именно Тельчик настоял на том, чтобы проводить ее в Мюнхене, а не в Берлине, где близость правительства придает действу излишне официальный характер, и поэтому приглашать высокопоставленных гостей становится затруднительным. В столицу Баварии приезжают политики, дипломаты и представители мирового бизнеса.
Несмотря на столь престижный уровень, Мюнхен — это разговор не при параде, а с глазу на глазу. Что называется, наедине со всеми. Когда можно без особых дипломатических изысков выпалить правду-матку так искренне, как это сделал, к примеру, в прошлом году президент России Владимир Путин.
Судя по всему, в зале заседаний будет горячо и на сей раз. Генеральная тема мюнхенской встречи обещает острую дискуссию уже одним своим названием «Мир на переломе: передел сил влияния, ошибочные стратегии».

КТО ПОГАСИТ ФУНДАМЕНТАЛИСТОВ?
Запевным докладчиком будет премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Причины этому есть.
Турция, по мнению организаторов конференции, играет сегодня ключевую роль как на Среднем и Ближнем Востоке, так и в Центральной Азии. Сегодня именно она становится мостом, соединяющим Европу с мусульманским миром, в котором нарастает тенденция экстремизма. Последние события в Пакистане ясно это показывают. Как давно саднящая рана, — обстановка в Афганистане, которой будет уделено основное внимание. За плечами Эрдогана — причудливое сочетание духовного и светского образования: свидетельство об окончании религиозной школы в Стамбуле и факультет экономики университета Мармара. Он воспринимается Западом как политик прагматического проамериканского толка. Есть надежды, что он не позволит Турции скатиться в фундаментализм, опасность которого он ощущает, что называется изнутри — как лидер умеренно-исламистской Партии справедливости и развития. Он понимает, что Турция — без пяти минут член Европейского Сообщества — способна стать стабилизирующим звеном в проблеме «Исламский радикальный фактор», что прибавляет ей политического веса и ответственности за решение этой проблемы, прежде всего, в границах Старого Света.

БАНЯ, ВОДКА, ГАРМОНЬ И ЛОСОСЬ
«Не валяй дурака, Америка» — эту любимую в России последних лет тему, которую озвучивает группа музыкальных патриотов «Любэ», будет интерпретировать первый заместитель премьер-министра России Сергей Иванов. Предложение работать на КГБ он получил еще в бытность свою студентом филфака вуза с весьма символической аббревиатурой — ЛГУ. С той поры гуманитарий сменил немало высоких должностей в таких структурах, как ФСБ, министерство обороны, военно-промышленная комиссия при правительстве РФ. Поскольку Иванов — по диплому переводчик, а по закваске силовик, то, скорее всего, оставит в стороне состояние демократических свобод в РФ, чтобы сосредоточиться на главном: критика размещения военных объектов НАТО на территории Чехии и Польши и перспектив дальнейшего пребывания войск США в Ираке. Поэтому, бряцая оружием стратегического назначения, Сергей Иванов способен свернуть на желанную тропу с названием «Чему Россия способна научить Запад». С весьма вероятной и, как нынче модно говорить в России, симметричной, реакцией на эти выпады министра обороны США Боба Гейтса, который задаст встречные и не менее впечатляющие вопросы из серии «Куда движется Россия?». Не подозревая, что в той же песне «Любэ» содержится ответ: на Аляску. Дескать, когда вы вернете нам шмат вашей законной территории, бездарно проданной 140 лет назад по царскому скудоумию, тогда и потолкуем. Потому что была б Аляска наша, мы бы в ответ на любую вашу угрозу устроили бы вам веселенькую жизнь на столь протяженной границе. Ведь как поет о потребностях русской души подпоясанный солдатским ремнем ансамбль «Любэ»,
Что Сибирь, что Аляска — два берега.
Баня, водка, гармонь и лосось.

КОМУ ФУГИ, КОМУ ЦЕНТРИФУГИ
Загадку под названием «Есть ли у Ирана бомба?» будет прилюдно разгадывать связка: шеф МАГАТЭ Мохаммед Аль Барадей — секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани. Основные моменты вероятной дискуссии ясны уже сегодня. Если первый докладчик будет оперировать данными из уже подготовленного к печати очередного доклада, посвященного расследованию иранского «ядерного досье», то второй предпримет, скорее всего, наступательную тактику, используя давно проверенные карты, среди которых — угроза мусульманскому спокойствию со стороны США и Израиля. Гарантии этому спокойствию будут даны, естественно, Ираном, который под эту благородную идею получает соответствующее вооружение из России. Понятно, не будет обойдена и тема необходимости улучшать энергоснабжение. Особенно будет помогать Лариджани в разработке темы небывало морозная зима, разразившаяся на значительной территории азиатского континента. Поэтому Иран непременно использует эту карту: дескать, вы видите, что творится с климатом, у нас в горных селениях замерзают жители, а вы тут рассуждаете, нужны ли нам атомные электростанции... Дискуссия пройдет на фоне испытания Ираном центрифуг второго поколения P-2, более мощных, чем те, что используются на обогатительных заводах в Натанзе.

На фото: отель Bayerischer Hof