МУЗЫКА, ЗАСТЫВШАЯ В КАМНЕ

МУЗЫКА, ЗАСТЫВШАЯ В КАМНЕ

Валентин КОШЕВАТСКИЙ

Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
А.С.Пушкин

Из великолепного ожерелья залива и порта явилась, словно Венера из морской пены, красавица Одесса. Укрывшись на берегу, украсила гавань парусами галер и всего через десять лет после основания построила своё сердце — городской театр.
Самый знаменитый одесский градоначальник Арман Эммануэль дю Плесси герцог де Ришелье — человек прекрасного вкуса, воспитания и образования, понимал, что торговля торговлей, но, изначально стремясь создать город европейского класса, нужно поднять в нём на высокий уровень духовную и культурную жизнь. Нужен был приличный театр!
Император Александр I утвердил прошение города 12-го февраля 1804 года, выделив необходимые деньги. Для империи того времени идея была совершенно необычная: театры были только в обеих столицах. Одессе повезло стать вровень с Петербургом и Москвой.
Здание театра было спроектировано архитектором де Томоном в стиле классицизма и построено под руководством итальянца-одессита Ф.Фраполли.
Летом 1809 года (всего за пять лет) строительство театра было завершено. Он располагался на месте нынешней оперы. Внешне театр восхищал своей прекрасной колоннадой и классическим греческим фонтаном. Театр представлял собой архитектурный храм искусств: «переносил мысль одесситов во времена существовавших здесь на месте Хаджибея (Одессы — В.К.) цветущих греческих колоний» (А. Де Рибас «Старая Одесса»). По сохранившимся рисункам тот театр напоминал греческий Парфенон и чем-то уменьшенную копию здания чикагского «Музея науки и техники». Внутреннее устройство со всего 800 зрительских мест имело массу недостатков: низкие потолки коридоров, малый зал с неудачными лестничными маршами от партера до галёрки, плохая акустика и отсутствие буфета.
Театр получился демократичным: помимо негоциантов, дворян, военных и аристократов, самого Дюка — герцога Ришелье, князя Воронцова, молодого ссыльного поэта Пушкина, слушавшего оперы великого Россини, сзади партера простые одесситы приобщались к искусству.
После 64 лет существования в 1873 году здание театра было уничтожено пожаром. Это досадное происшествие для современников обратилось для потомков одесситов постройкой нового театра —наипервейшей их гордостью.
Известный одесский градоначальник меценат Григорий Маразли (в ушедшем году в его память установлен памятник в центре города) внёс в Думу предложение о строительстве нового театра вместимостью 1500 мест на городские средства. На объявленный конкурс поступило 40 проектов, выполненных отечественными и зарубежными зодчими. Местный архитектор А.Бернардацци представил прекрасный проект, осуществление которого могло обойтись городу в 1 миллион рублей, что вдвое превосходило предполагаемую сумму. Нехватка средств, кстати, хронически сопутствует театру, вплоть до наших дней. Дума приняла решение пригласить венских архитекторов Ф.Фельнера и Г.Гельмера. Их проект получил окончательное одобрение и был подписан контракт, по которому окончание строительства назначено на 15 сентября 1887 года, то есть, всего три года.
При закладке фундамента в него был заложен металлический сундучок (обнаруженный при нынешней реконструкции), в который вложили отчёт городской Думы, доходно-расходную ведомость за 1884 год, серебряный рубль, бутылку вина, хлеб, металлическую табличку с сообщением о данном событии и списки строителей. Эти предметы стали экспонатами театрального музея.
Своё слово строители сдержали и в точно оговоренный срок 1-го октября 1887 года на торжественном открытии театра был показан историко-музыкальный экскурс в прошлое города.
Восторг населения от новостройки был всеобщим. Российские газеты дали самую высокую оценку: «Лучший театр Отечества», «Соперник шедевров зодчеств в Европе» и т.д. Театр стал домом искусств, храмом божественных муз, развивающим и образовывающим самые различные слои населения города.
Опера знаменита прежде всего своей архитектурой, а по планировке и по техническим данным не уступает лучшим в Европе, на уровне венской «Оперы» и миланской «Ла Скалы».
Здание выполнено в стиле венского барокко, трёхэтажное снаружи с куполообразной крышей и изящным портиком. Оно как бы парит над землёй. Над фасадом возвышается скульптурная группа с покровительницей искусства Мельпоменой, сидящей в колеснице, запряжённой четырьмя пантерами, покорённых ею. Чуть ниже расположены скульптурные группы из сюжетов древней мифологии: слева — Орфей играет для кентавра, а справа — Терпсихора (сестра Мельпомены и муза танцев) танцует с девочкой.
На фронтоне портика римскими цифрами указаны даты перестройки театра, пожара 1925 года (сгорела сцена и часть зрительного зала) и начала второй реставрации — 1967 года. Внизу, около центрального входа на высоких постаментах — две скульптурные группы, олицетворяющих Комедию и Трагедию. По фронтону здания в круглых нишах верхнего этажа установлены бюсты великих творцов русской литературы и музыки — Пушкина, Глинки, Грибоедова и Гоголя.
Самая красивая часть здания — это внутреннее убранство подковообразного зрительного зала, выдержанного в имперско-купеческом стиле (позднее — французское «рококо») со всевозможными лепными орнаментами и позолотой. Особый интерес вызывает потолок, в основу композиции которого положены четыре картины художника Лефлера, в виде медальонов со сценами из произведений Шекспира. Воображение поражает изящество ажурных деталей огромной хрустальной люстры в центре потолка. Прекрасны лепка с позолотой в фойе, вестибюле и парадных лестницах, а также множества литых бронзовых светильников и канделябров. Обильное великолепие вызывает неописуемый восторг: действительно, — это музыка, застывшая в камне.
Площадь сцены 500 квадратных метров. Уникальная акустика позволяет доносить даже шёпот со сцены в любой уголок зала.
Театр не был повреждён в период Гражданской войны с её частой сменой властей. Именно в Оперном театре праздновал своё освобождение из одесской тюрьмы бывший уголовник и в последствии — герой Гражданской войны Григорий Котовский. Со сцены звучали здравицы в честь его. Среди актёров, принимавших участие в концерте, был Леонид Утёсов, произнесший знаменитую фразу: «Котовский явился — буржуй всполошился!».
Во время Второй мировой войны здание театра чудом уцелело. Оккупанты планировали его взорвать при отступлении, но подпольщикам удалось перерубить кабель и взрыв был предотвращён. 10-го апреля 1944 года над центральным балконом театра было поднято знамя освобождения города.
Театр знаменит корифеями музыки, выступавшими на его сцене. Свои произведения здесь исполняли П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов и другие композиторы.
Здесь пели великие певцы: Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, Соломия Крушельницкая, Леонид Соболев и Антонина Нежданова; танцевали — первая балерина мира Анна Павлова, Айседора Дункан, Галина Уланова и Майя Плисецкая. Дирижёрами спектаклей и симфонических оркестров здесь блистали Чайковский, Римский-Корсаков, А.Г.Рубинштейн, А.С.Аренский и другие. Исполнителями были такие виртуозы, как Э.Гилельс, Д.Ойстрах, С.Рихтер и другие.
В 1926 году театру было присвоено звание «Академический». В его репертуаре были оперы «Травиата», «Кармен», «Аида», «Риголетто», «Иоланта», «Чио-Чио-Сан», «Маскарад», «Конёк-Горбунок», «Запорожец за Дунаем», «Наталка-Полтавка»; балеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Дон Кихот» и другие.
К середине 50-х годов стало очевидно, что процесс разрушения основания театра неуклонно растёт из-за деформации неустойчивой почвы и проседания грунта.
В 60-е годы под основание театра заливалось жидкое стекло, для чего вокруг здания и внутри него пробурили более двух тысяч скважин, глубиной 15 метров.
К началу 70-х годов разрушительные процессы проявились вновь. Наконец, в 1996 году появился Указ президента Украины и Постановление кабинета министров «Об обеспечении сохранности здания Одесского государственного академического театра оперы и балета». Срок окончания работ — 1999 год. За несколько лет было получено лишь 10 млн. гривен из расчётных 167 млн. Всем приезжающим в Одессу руководителям и высоким должностным лицам устраивали экскурсию на стройплощадку. Такой нестандартный ход срабатывал. Стали чаще помогать выбивать необходимые средства, но из Минфина деньги по-прежнему поступали вяло.
Чтобы предотвратить гибель уникального архитектурного ансамбля, пришли к новому техническому решению: установить его на сваи, которые должны были пройти сквозь подвижные грунты и опереться на устойчивое основание — известняк. Начали устанавливать первые сваи и вновь обещанное финансирование повисло в воздухе. К концу 2000 года из обещанных 15 млн. гривен из госбюджета не выделили ни копейки. Область дала 400 тысяч гривен, а город — 100 тысяч. Строители по 6—7 месяцев не получали зарплату и работы были приостановлены. Из 1800 запланированных свай за весь период работы были установлены 1700.
В мировой практике не было такого прецедента. При реставрации, например, Лондонского театра спонсоры выделили 160 млн. долларов при стоимости работ 360 млн.
Возникла идея обратиться к мировому опыту спонсорства: тем, кто жертвует четыре тысячи гривен, выделять именные сертификаты, определяющие «владение» сваями, — такой оригинальной недвижимостью. В сертификате указан номер сваи и её месторасположение. В добавление к нему выдавался миниатюрный макет театра, на подставке которого приклеен итальянский маленький кирпичик, сделанный из того же материала, пошедшего на постройку театра более 100 лет тому назад.
«Всемирный клуб одесситов», возглавляемый Михаилом Жванецким, опубликовал послание «Одесситам всего мира — обращение к тем, кто уехал, от тех, кто остался», подписанное руководителями городской и областной администраций. В нашем городе, Чикаго, его поддержали президент и вице-президент землячества «Одесса» В.Кавуновский и В.Калмыков, которые проделали огромную работу по сбору средств. Благодаря их усилиям, обращение было опубликовано во всех русскоязычных газетах города, а также в Сан-Франциско и в Нью-Йорке. Местные предприниматели отправили письма в 13 маленьких городов нашей страны, носящих имя Одесса. Первый доллар вручила анонимная бабушка, не одесситка, заявившая: «Театр надо спасти!».
Среди первых спонсоров — В.Кавуновский, А.Повалинская, семьи В.Калмыкова, Я.Мирошника, Л.Боярской, И.Соболевской, Д.Кофман, Сироты и других.
Собранные деньги и списки жертвователей В.Калмыков лично отвозил в Одессу и передавал их дирекции по реконструкции театра. Успешной акцией землячество «Одесса» может гордиться. Здесь было собрано более двух тысяч долларов, то есть две сваи — от чикагских одесситов.
Общая сумма благотворителей составила более 18 млн. гривен.
Более всех помог министр транспорта Украины Н.А.Кирпа, в результате «Укрзалiзниця» перечислила 15 млн. гривен.
Основные строительные работы были выполнены и угроза осадки здания ликвидирована. На очереди стояло завершение внутренних работ, но политические перетряски и отсутствие экономической стабильности всегда отодвигали вопросы культуры на последний план, и сия чаша не миновала Оперу, нуждающуюся также в приобретении инструментов для оркестра.
Вновь вернулись к старой традиции проведения благотворительных аукционов. На проведенных двух аукционах предлагались работы местных художников и скульпторов, редкие исторические документы и фотографии, юбилейные монеты «120 лет Одесскому академическому театру оперы и балета» номиналом 5 и10 гривен каждая, именные места в ложах театра, «Одесский вестник» и «Новороссийский телеграф», датированные 1887 годом, с материалами, описывающими открытие театра, копии автографов А.С.Пушкина и Екатерины II, старые чертежи и т.п. Событием стало участие в аукционе Почётного гражданина Одессы М.М.Жванецкого с его лотом — неопубликованной рукописью книги.
На полученные деньги были приобретены инструменты в Чехии, Германии, Англии и Франции. Во время реконструкции были смонтированы: новое звуковое и осветительное оборудование, звукозаписывающая студия, автономная котельная, система водоснабжения и противопожарный занавес весом семь тонн. Реставраторы восстановили всю позолоту внутри театра, на что ушло 13 кг сусального золота. Очищена и отреставрирована двухтонная люстра с 900 хрусталиками чешского стекла. Приведен в порядок парадный занавес, расписанный в 1925 году по эскизам художника А.Головина.
Скульптуры, расположенные снаружи театра, разрушенные временем, заменены копиями, полыми внутри, изготовленными из современных лёгких материалов. На Театральной площади весной забьёт новый фонтан, самый большой в городе.
Большой творческий коллектив театра (около 300 человек) удалось сохранить: постановки проходили на сценах других театров города.
Сейчас в репертуаре театра 35 классических и современных постановок на русском и украинском языках.
22-го сентября 2007 года после 11 лет реконструкции театр был вновь открыт президентом Украины В.Ющенко, который зачитал решение правительства о придании театру статуса «Национального» и вручил награды строителям, реставраторам, скульпторам. Он вручил ведущим артистам Свидетельства о присвоении им звания «Заслуженный артист Украины».
В зрительном зале присутствовали почётные гости — члены правительств Украины и Молдавии, иностранные дипломаты, делегации городов-побратимов, представители зарубежных землячеств, строители и реставраторы театра. Им первым выпала честь услышать голоса украинских и зарубежных артистов. Рядовым одесситам не удалось попасть на гала-концерт, так как вход был только по приглашениям. В последующие два дня этот концерт смогли увидеть все желающие: он передавался в прямой трансляции по республиканскому и местному каналам телевидения.
Хочется верить, что после пышных торжеств помощь театру со стороны властей всех уровней и меценатов должна стать постоянной. Такую красоту, как возрождённый памятник архитектуры, следует достойно содержать. Искусство требует жертв, в данном случае, — только финансовых!