РОССИЯ И ИРАН РАСКРЫВАЮТ КАРТЫ

РОССИЯ И ИРАН РАСКРЫВАЮТ КАРТЫ

Рамис ЮНУСОВ, Балтимор

После того, как иранские власти объявили, что приобретут у России зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-300, которых не хватает Тегерану для создания эффективной ПВО, интерес к взаимоотношениям России и Ирана вновь резко возрос. Как заявил министр обороны Исламской Республики Мостафа Мохаммад-Наджар, С-300 будут поставлены Ирану в рамках договора, заключенного ранее с Россией. Россия намерена содействовать Ирану в развитии его систем противовоздушной обороны, объявил со своей стороны МИД РФ, дав понять, что контракт на поставку С-300, переполошивший накануне весь мир, — часть большой политики.
«Мы сотрудничаем с Ираном по многим направлениям, в том числе в военно-технической области. Мы, в частности, принимаем участие в работе по укреплению систем ПВО в Иране», — сообщил на пресс-конференции в Москве замглавы МИД России Александр Лосюков.
Между тем в печати появились первые детали по поводу сделки. Исполнителем контракта будет выступать ОАО Концерн ПВО «Алмаз-Антей». По данным «Коммерсанта», речь идет о поставке Тегерану пяти дивизионов С-300ПМУ-1 на сумму более 800 миллионов долларов. Со ссылкой на источник в оборонной промышленности РФ газета пишет, что контракт на поставку С-300 в Иран еще не заключен, хотя переговоры находятся на финальной стадии. Не исключена возможность «поставки С-300ПМУ-1 из наличия вооруженных сил РФ после необходимой модернизации».
Напомним, что контакты России с Ираном по вопросам военно-технического сотрудничества активизировались еще в начале 2004 года. Тогда Тегеран попросил Россию оказать содействие в создании комплексной системы ПВО. Москва предложила использовать комплексы С-300ПМУ-1 для ПВО столицы Ирана, а также прикрыть четыре района: второй по значению промышленный центр страны Исфахан, главную военно-морскую базу в Бендер-Аббасе (Персидский залив), АЭС в Бушере, а также нефтетерминалы в Абадане и Хорезмшехре. Одно время Иран вел переговоры и о закупке систем ПВО театра военных действий С-300В. Комплексы С-300В могли быть поставлены Беларусью, у которой они есть на вооружении. Взамен Беларусь должна была получить из России новые системы объектовой ПВО С-300ПМУ-2. Однако из-за ухудшения в начале прошлого года отношений Москвы и Минска этот вариант сделки перестал рассматриваться.
В декабре 2005 года Россия заключила с Ираном сделку на поставку 29 комплексов «Тор-М1» (за 700 миллионов долларов). Поставка была завершена в январе 2007 года. США выразили «разочарование» в связи с поставками «Тор-М1» в Иран, однако эта реакция не смутила российское руководство, и переговоры о военно-техническом сотрудничестве с Ираном были продолжены.
Контракт на продажу Тегерану пяти дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 должны были подписать в марте 2006 года. Но в январе 2006 года переговоры были демонстративно прерваны Москвой в знак несогласия с курсом Тегерана по ядерной проблеме.
В любом случае поставки российских С-300 в Иран неизбежно ухудшат отношения между США и Россией. Первая реакция Белого дома на заявление министра обороны Ирана была резко негативной. При этом представитель администрации США заявил, что поставки в Иран комплексов С-300 косвенно наносят удар и по Израилю. Кстати, министр иностранных дел России Сергей Лавров направил главе МИД Израиля Ципи Ливни приглашение на приезд в Москву. Ливни отправится в российскую столицу «на второй неделе января», после визита в Израиль президента США Джорджа Буша, намеченного на 9 января.
Известие о поставках в ИРИ российских С-300 заметно поколебало уверенность зарубежной прессы в том, что Иран не сможет нанести значительный ущерб американским или израильским воздушным силам в случае возможного вооруженного конфликта. Однако в саму возможность перехода «холодной войны» между США и их союзниками и Ираном в «горячую» фазу верят далеко не все издания.
«Россия поставляет Ирану новую и смертельную по своей боеспособности противовоздушную систему, которая способна сбивать американские или израильские истребители в случае любой атаки на иранские ядерные объекты», — ставит свой диагноз британская The Guardian, предпочитая не загадывать, насколько такая атака вероятна.
Многие специалисты, в деталях описывающие боевые характеристики ЗРК С-300, отмечают, что ракетные комплексы, которыми обогатится иранская армия, могут сбивать не только самолеты, но и крылатые и баллистические ракеты на расстоянии до 90 миль (145 км) и на высоте до 90 тыс. футов (27,5 км). При этом в российской армии заявляют, что по своим показателям С-300 превосходят американские системы Patriot. С-300 представляют собой серьезное переоснащение, будучи развернутыми вкупе с комплексом малой дальности «Тор-М1», о поставке 29 экземпляров которых Москва и Тегеран договорились в декабре 2005 года. А заявление министра обороны Ирана Мостафы Мохаммад-Наджара не оставили сомнения — поставка С-300 будет осуществлена в соответствии не с какими-то новыми соглашениями, а по уже заключенным контрактам. Слухи о продаже С-300 Ирану ходили уже давно. Однако российские официальные лица постоянно опровергали их. И Соединенные Штаты, и Израиль — заклятые враги Тегерана — заявляли, что Иран сможет использовать системы «Тор-М1» для того, чтобы атаковать своих соседей. Россия в свою очередь заявляет, что это ЗРК малой дальности и служит исключительно оборонным целям. И сам Мохаммад-Наджар объявил в прошлом месяце, что Иран никогда не совершит нападение ни на одну из соседних стран, но предупредил, что всякий, кто попытается вторгнуться на его территорию, «встретит решительный отпор». Израиль утверждает, что Иран остается главной угрозой для его безопасности, но большинство аналитиков полагают, что ответной израильской военной операции ожидать не стоит.
В дальнейшем реакция Тель-Авива на новые известия о программах перевооружения Исламской Республики будет увязываться с позицией Вашингтона. Соединенные Штаты давали понять в прошлом, что не исключают возможность проведения силовой операции против Ирана, если тот не остановит работы по обогащению урана, который может быть использован в военных целях. Однако Вашингтон пошел на попятный — спецслужбы заявили, что Иран остановил непосредственно связанные с ядерным оружием работы еще в 2003 году и эта программа оставалась замороженной как минимум до середины 2007 года. Но при любом раскладе сил между «голубями» и «ястребами» в Вашингтоне иной реакции на известия о поставках столь мощных систем ПВО Ирану ждать не приходится.
Заместитель главы пресс-службы Белого дома Скотт Стензел уже заявил, что в администрации США «пребывают в постоянной озабоченности по поводу продажи вооружений такого рода Ирану или прочим беспокойным странам». Американские официальные лица и так «находятся в фрустрации из-за полного отсутствия прогресса по новым санкциям ООН против Ирана и роста опасений международного сообщества по поводу возможной открытой вооруженной конфронтации. Своим однозначным усилением национальной противовоздушной обороны Иран только разжигает страхи такого рода», — заявил Стензел.
В этих условиях все большее внимание политиков и экспертов устремлено на Россию, ключевого игрока на энергетическом рынке и рынке ядерных материалов. Факт остается фактом — ирано-российские связи заметно укрепились после октябрьского визита в Иран российского президента Владимира Путина. Tогда Путин окончательно прояснил свою негативную позицию по отношению к жесткой линии, которой придерживаются США в отношении Ирана, и защитил право Тегерана развивать программу мирного атома.
Все вышеизложенное позволяет говорить об установлении между Москвой и Тегераном действительно партнерских отношений. В тоже время некоторые аналитики полагают, что в России на самом деле не заинтересованы в том, чтобы Иран приобрел какие-то особые преимущества благодаря своим ядерным мощностям. Они считают, что Москва выстраивает свою политику так, чтобы Иран не имел полной свободы, занимаясь исследованиями в области атомной энергетики. Так это или нет, покажет время, но то, что расхождение в подходах станет особенно заметно, когда Совет Безопасности ООН будет рассматривать третью резолюцию о санкциях в отношении Исламской Республики, нет никаких сомнений.