НАБАТНЫМ СЛОВОМ

НАБАТНЫМ СЛОВОМ

Тимофей ЛИОКУМОВИЧ, Чикаго

Никто не забыт, и ничто не забыто!

22 июня 1941 года — кричаще-кровоточащая дата в биографии каждого советского человека, которого она накрыла или коснулась своим черным крылом. Этот день, заложивший начало финальной смертельной схватки с фашизмом, никогда не изгладится из памяти человечества. Нетленной славой осветлены на века имена тех, кто внес свой бесценный вклад в общенародную победу над врагом.
Война с первых минут опалила народного поэта Беларуси Янку Купалу. Она застала его в Каунасе, куда он приехал по приглашению литовских литераторов после I съезда писателей Латвии. В Минск возвращался под выстрелы вражеских орудий и разрывы фашистских бомб. Уже по дороге довелось стать свидетелем жестокости врага, который безжалостно расстреливал с самолетов мирных жителей.
Неузнаваемой была и родная столица, которую поэт десять дней тому назад оставил в июньском цветении и солнечном сиянии. Город пылал. Погибали люди, рушились дома, обгорелыми стояли деревья, поднимая к небу черные ветви, словно посылая проклятья тем, кто замахнулся на жизнь, на красоту природы.
Грустно прощался поэт с родной землей. Его жена, Владислава Луцевич, вспоминала: «Проезжали мы одно чудесное место уже возле Смоленщины. У дороги раскинулся луг, трава была высокой, много цветов. Неподалеку был лес. Купала захотел остановиться, усталый он вышел из машины, лег на траве и долго, долго глядел вдаль, на глазах его были слезы…»
Народный поэт с первых дней войны мобилизовал свое перо на борьбу с врагом. Сразу же заявил: «… Я всю свою песенную силу, все свое мужество шлю вам, сыновья нашего великого народа, бойцы великой Красной Армии, бойцы суши, воды и воздуха!». Его пламенное слово стучало набатом в сердца защитников Родины со страниц газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Советская Белоруссия», «Правда Востока», «Красная Татария» и других периодических изданий, содействовало сплочению народов страны, поднимало патриотические чувства, укрепляло мощь народной души в ее ненависти к кровожадным супостатам.
В грозные годы войны поэт жил напряженной жизнью, отдавал всего себя, свой талант священной защите Родины. Как никогда до этого, Янка Купала особое внимание уделял публицистике, почувствовав в ней громадную силу, оперативно поднимавшую боевой дух людей, пробуждавшую священную ненависть к захватчикам, вдохновлявшую на подвиги. Его статьи «Поднялась Беларусь», «Германский фашизм — злейший враг белорусского народа», «Белоруссский народ не пойдет в рабство», «О народной войне», «Народ-мститель» и другие были насыщены суровой злободневнестью, напоминали об исключительной ответственности каждого человека перед лицом неимоверных испытаний.
В первых же строках, продиктованных войной, Янка Купала срывал маску с отвратительного облика фашизма, обнажал его звериное нутро, чтобы мирные люди могли быстро распознать, с каким жестоким врагом им пришлось столкнуться, почувствовать, что борьба будет нелегкой, потребует невиданного доселе напряжения человеческих сил, мужества, стойкости и жертв. В обращении к белорусскому народу Янка Купала и Якуб Колас разоблачали фашизм как проявление самых низменных инстинктов: «Ни жалости, ни пощады не знает сердце грабителя-людоеда — Гитлера. С тупым и холодным рассудком уголовного преступника расстреливает он твоих малолетних детей, женщин и мирных сыновей… Помните твердо: Гитлер — это плут, бандит, вор и зверь, порождение прусского фашистского мрака, враг прогресса и всего святого, чем живет человек. Он хочет сделать нас своими невольниками и слугами. Пусть же захлебнется он в пролитой им крови!». Поэт призывал ни на минуту не забывать, что идет «война разума против безумия, свободы против каторги, человека против зверя».
С ненавистью к врагу напоминал Янка Купала про неслыханные зверства, которые совершали фашистские нелюди в оккупированных селах и городах родной Беларуси. Он негодовал: «Фашистские палачи принесли нашему народу слезы и кровь. Хлеб они отбирают у наших детей, одежду сдирают с плеч, дома жгут, женщин насилуют, живых людей в землю закапывают, малюток из колыбелей выхватывают и убивают… С беспримерной жестокостью гитлеровцы жгут наши города и села, уничтожают приобретенное нами имущество и богатство… Полные звериной ненависти фашистские выродки превратили богатую, цветущую Беларусь в груду развалин, в устрашающие пепелища».
Нестерпимой болью в сердце поэта отдавались страдания детей. Почти в каждой статье писатель вспоминал о тех, чье детство обожгла война, тех, кого, как и взрослых, не миновали вражьи пули и издевательства. В статье «Народная война» он с возмущением рассказывал, как в первый же день войны фашистский стервятник, что летел низко над домами, убил на сельской улице четырех маленьких детей, которым всем вместе было лет десять-двенадцать. «За каждую слезу советского ребенка ответим врагу смертельной пулей…», — призывал поэт.
Янка Купала гордился, что Беларусь не покорилась, не стала на колени перед жестоким врагом, что белорусская земля горела под ногами захватчиков. Поэт не мог не восхищаться мужеством и отвагой сыновей своего народа, которые давали надлежащий отпор лютому врагу. Он восславлял героизм и самоотверженность, с волнением писал о бессмертных подвигах, о смелости и бесстрашии генерала Л.М.Доватора, партизанских командиров Т.П.Бумажкова и Ф.И.Павловского и многих других героях, поднявшихся на смертный бой с фашизмом.
Символом непокоренной Беларуси был для Янки Купалы пожилой пасечник Петрусь, славившийся во всей округе тихим нравом и исключительной любовью ко всему живому, считавшийся человеком, о которых обычно говорят, что они и мухи не обидят. И этот мирный пасечник в грозные для Родины дни взял в руки оружие, стал партизаном, от которого расходился гром по всему Полесью, одно имя которого наводило страх на врагов. Янка Купала отмечал всенародный характер партизанской и подпольной борьбы. Массовое движение сопротивления, когда каждый честный человек, не жалея сил и жизни, отдавал себя делу освобождения родного края, свидетельствовал, что народ одолеет врага.
В обращении к редакциям газет «Савецкая Беларусь» и «Звязда» призывл: «Громче и выше поднимайте гневный голос белоруса; пусть этот голос, слившись с такими же голосами других братских по крови славянских племен, усиленный мощными голосами братских по духу остальных советских народов, умноженный негодованием остальной честной части человечества, превратится в победный клич того правого дела, за которое мы боремся».
Чтобы поддержать душевное состояние и поднять настроение современников в тяжкую годину, Янка Купала, как и Илья Эренбург, Алексей Толстой, Леонид Леонов и другие публицисты того времени, обращался к славному прошлому родной земли. Героические образы предков вдохновляли народ на борьбу, поддерживали убежденность в том, что враг должен быть разбит и будет непременно уничтожен: «Наша земля покрыта курганами и могилами тех, кто когда-то стремился завладеть ею и покорить себе наш народ. От Орши и до Бреста, от Минска и до Гродно, от Пинска и до Могилева — всюду, всюду порастают травой могилы незванных пришельцев, которые шли сюда как завоеватели, а легли в могилы парить землю как трусливые жулики и воры. На Немане и Соже, на Днепре и Березине, на Двине и Припяти, на прекрасном нашем Полесье, на урожайной Слутчине, на озерной Полотчине, на Могилевщине, на Минщине, на Новогрудчине, на Пинщине — всюду мы имеем следы того, как положили свои дурацкие головы все те, кому не давала покоя мысль владеть нами и нашей землей. На веки вечные они осуждены гнить в могилах, а наш народ, расправившись с ними, жил и креп из столетия в столетие, и жила, цвела и красовалась родная земля во всей своей белорусской красоте».
Уже в первой статье периода войны «Поднялась Беларусь» Янка Купала выражал веру в силы народа, которого не могли покорить никакие враги. Он ссылался на Льва Толстого: «Великий русский писатель Лев Толстой писал о причинах гибели наполеоновских полчищ в необъятных просторах России. Наполеона погубила грозная и величественная сила народной войны. От силы этой народной войны погибнут и фашистские полчища». Поэт видел, как высоко подняли дубину народной войны простые люди, и верил, что сила их неисчерпаема.
Янка Купала с чувством удовлетворения отмечал, что родная литература с честью выдержала нелегкие испытания времени: «Я с гордостью и радостью могу подчеркнуть, что наш передовой отряд художественной белорусской интеллигенции — белорусские писатели — вместе со всем советским народом, не жалея своих сил и своей жизни, активно сражается против фашистских варваров. Белорусские писатели всю силу своего таланта, все свои знания и способности отдают величайшему делу борьбы за честь, свободу и независимость Родины. Белорусская литература на протяжении всей своей истории была, есть и будет острым и грозным оружием в руках народа в борьбе против кровавых угнетателей и поработителей».
Каждое предложение купаловских статей несло заряд спрессованной взрывной силы, будило мысли и совесть, потому что это был честный и откровнный разговор о самом насущном: о жизни и свободе Родины, о жизни и смерти близких и родных. Произведения народного писателя Беларуси никого не оставляли равнодушными, потому что каждое слово в них озарено сыновней любовью к Отчизне, тревогой за ее судьбу. В них звучали мысли, настроения, которыми жил весь народ. Это был голос самой Родины-матери. Янка Купала нашел те заветные слова, на которые нельзя было не откликнуться. «Белорусы, братья и сестры мои!..» — обращался он к родному народу. «Родные мои, ясноглазые богатыри! Молодые, сильные, отважные, не знавшие унижения и рабства!» — так проникновенно говорил он с бойцами Красной Армии.
Янка Купала отбирал убедительные факты из живой повседневности, обладавшие громадной силой воздействия на читателей. Метафоричность его строки была выразительной и яркой: «Шайка фашистских изуверов будет уничтожена, сметена с лица земли. Враг ничего не добьется. Ничего не дадим врагу. Всесжигающей ненавистью пылают сердца.
Если враг сорвет яблоко, созревшее в нашем саду, оно разорвется в его руках гранатой!
Если он сожнет горсть наших тяжелых колосьев, зерна вылетят и поразят его свинцовым дождем!
Если он подойдет к нашим чистым студеным колодцам, они пересохнут. Чтобы не дать ему воды!..
… Готовь оружие, белорусский народ! Куй эту победу винтовкой, серпом, молотом, самоотверженным трудом!»
Широко пользовался Янка Купала элементами устного народного творчества. Утверждая необходимость содружества и единства народов в борьбе с фашизмом, он напоминал белорусскую легенду о чибисе, который отказался принять участие во всеобщей работе людей, зверей и птиц в поисках воды, когда высохли все реки и источники и не стало в мире воды. За это птица чибис была наказана вечной карой: всегда летать над водой и просить пить. Эта сказка, напоминал поэт, учит трудиться вместе и вместе бороться: «Слава дружбе, горе измене!» Ссылки на народные легенды подчеркивали извечную веру людей труда в свои силы, поддерживали и подбадривали их в суровые дни испытаний.
Взволнованное слово Янки Купалы шло из глубины сердца. Искренность чувств придавала его произведениям эмоциональную насыщенность, задушевность, благородная патетика сочеталась в них с открытым и теплым лиризмом. Уместно использовал Янка Купала в статьях строки своих стихотворений. Как правило, они укрепляли мысль автора, помогали ей сильней воздействовать на читателя, выполняли те задачи, которые он ставил перед своим агитационно-трибунным словом в период военного лихолетья.
Купаловское слово, дышавшее обостренной любовью к Родине, достигало огромной убедительной силы. Использованные художественные средства (сочетание гневной сатиры с лирической патетикой, противопоставление мирной жизни белорусского народа, его благородства зверствам фашистов, их отвратительной античеловеческой морали, обращение к конкретным фактам, повторения, анафоры, риторические вопросы и восклицания, обращения и призывы, поэтическая образность, совершенство формы) свидетельствовали о мастерстве Купалы-публициста. Точность мысли и меткость слова помогали его статьям стучаться в людские сердца, усиливать ненависть к захватчикам. Их читали на передовой линии фронта и в глубоком тылу врага. Они несли правду людям, придавали им силы выстоять и не покориться, звали к оружию, пополняли ряды народных мстителей. Слово писателя было взято на вооружение сражающимся народом.
Публицистика Янки Купалы стала образцом для белорусских писателей. К.Чорный, М.Лыньков, К.Крапива, М.Танк и другие мастера белорусского слова видели в ней наглядный пример злободневного разговора с родным народом, восприняли ее как наказ старшего товарища самоотверженно служить утверждению непобедимости родного народа.
Не меньшим вниманием пользовалась купаловская публицистика у писателей других национальностей. Так, Саломею Нерис настолько глубоко взволновала статья «Германский фашизм — злейший враг белорусского народа», что она сразу же перевела ее на литовский язык, чтобы по радио передать на оккупированную Литву. А.Венцлова отмечал, что литовские писатели учились у Янки Купалы, как нужно отдавать свое литературное мастерство на борьбу с врагом.
В унисон с публицистикой звучали купаловские поэтические произведения военного времени. Настоящим слитком народного гнева и ненависти стало его стихотворение «Белорусским партизанам». Впервые в переводе Михаила Голодного оно было опубликовано в газете «Красноармейская звезда» 28 сентября 1941 г. Стихотворение стало факелом партизанской Беларуси. Оно навечно занесено в летопись народной борьбы, неотрывно от ее истории:
Партизаны, партизаны,
Белорусские сыны!
Бейте ворогов поганых,
Режьте свору окаянных,
Свору черных псов войны.
…………………………..
За сестер, за братьев милых,
За сожженный хлеб и кров
Встаньте вы могучей силой,
В пущах ройте им могилы –
Смерть за смерть и кровь за кровь!
Каждое слово стихотворения приравнивалось современниками к снаряду. Многие из них воспринимали слова стихотворения пылающими ранами. Строки стихотворения повторялись как клятва верности Родине. Они нужны были непокоренному народу как воздух, как хлеб, как порох. После «Белорусских партизан» написаны десятки повестей, романов, поэм и пьес о войне, но это стихотворение, как точно определил Г.Буравкин, «и сегодня передает горячее чувство времени, ненависти, такой сплав общей истории и личной судьбы, что перехватывает дыхание, когда его читаешь».
В стихотворении «Хищник» поэт нарисовал отталкивающе-отвратительный образ фашистского главаря-выродка, погрязшего по колено в человеческой крови, воздвигнувшего себе трон, подобный могильному склепу, «на грудах черепов и на костях убитых». Янку Купалу вдохновляли великие гуманистические идеалы человечества: близко к сердцу воспринимал он горести не только своего народа, но и других народов мира:
Купается в слезах сиротских он и вдовьих,
Остатки рубища сдирает с плеч сутулых, –
Он, сын кромешной тьмы, взбесившийся от крови,
Он, рыцарь виселец и скотского разгула.
Он по миру пустил страдающую Польшу,
Чехословакию он растерзал на части,
Разграбил Францию – нельзя разграбить больше, –
И солнце Греции он вверг во тьму несчастий,
Норвежской кровью щедро залил он фиорды,
Раздел он Бельгию с Голландией до нитки,
В ярмо запряг хорватов мирных, сербов гордых,
Стремясь их вольный дух сломить в беде и пытке.
Перевод Б.Иринина
Поэт был уверен, что враг не избежит расплаты. Это придавало его произведениям оптимистическое звучание, наполняло их светлой верой в победу. Янка Купала предвидел освобождение родной Бларуси, желал ей солнечных дорог в будущее, благославлял на мирный созидательный труд.
И заживем на вольной воле
В домах, отстроенных на славу.
Преодолев годину злую,
Отстроим все, залечим раны,
Чтоб Белоруссию родную
Свет снова залил несказанный.
Перевод Вс.Рождественского
Перо в руках поэта оказалось не менее грозным оружием, чем оружие в руках солдата. Слово Янки Купалы звало на бой и на подвиг, укрепляло непоколебимость непокоренного народа в неминуемость разгрома ненавистного врага.
Мир никогда не забудет тех, с кем выстоял в трудный час, тех, кто внес святую лепту во всенародный подвиг спасения человечества от кровожадной фашистской чумы, тех, с кем одержал Великую Победу. Купаловский самоотверженный гражданский и творческий вклад в отпор озверелым захватчикам, как и всех беззаветных защитников свободы, независимости и других признанных общечеловеческих ценностей, неизгладим из памяти благодарных потомков — нынешнего и грядущих поколений.
Тимофей ЛИОКУМОВИЧ, Чикаго

НАБАТНЫМ СЛОВОМ
Никто не забыт, и ничто не забыто!

22 июня 1941 года — кричаще-кровоточащая дата в биографии каждого советского человека, которого она накрыла или коснулась своим черным крылом. Этот день, заложивший начало финальной смертельной схватки с фашизмом, никогда не изгладится из памяти человечества. Нетленной славой осветлены на века имена тех, кто внес свой бесценный вклад в общенародную победу над врагом.
Война с первых минут опалила народного поэта Беларуси Янку Купалу. Она застала его в Каунасе, куда он приехал по приглашению литовских литераторов после I съезда писателей Латвии. В Минск возвращался под выстрелы вражеских орудий и разрывы фашистских бомб. Уже по дороге довелось стать свидетелем жестокости врага, который безжалостно расстреливал с самолетов мирных жителей.
Неузнаваемой была и родная столица, которую поэт десять дней тому назад оставил в июньском цветении и солнечном сиянии. Город пылал. Погибали люди, рушились дома, обгорелыми стояли деревья, поднимая к небу черные ветви, словно посылая проклятья тем, кто замахнулся на жизнь, на красоту природы.
Грустно прощался поэт с родной землей. Его жена, Владислава Луцевич, вспоминала: «Проезжали мы одно чудесное место уже возле Смоленщины. У дороги раскинулся луг, трава была высокой, много цветов. Неподалеку был лес. Купала захотел остановиться, усталый он вышел из машины, лег на траве и долго, долго глядел вдаль, на глазах его были слезы…»
Народный поэт с первых дней войны мобилизовал свое перо на борьбу с врагом. Сразу же заявил: «… Я всю свою песенную силу, все свое мужество шлю вам, сыновья нашего великого народа, бойцы великой Красной Армии, бойцы суши, воды и воздуха!». Его пламенное слово стучало набатом в сердца защитников Родины со страниц газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Советская Белоруссия», «Правда Востока», «Красная Татария» и других периодических изданий, содействовало сплочению народов страны, поднимало патриотические чувства, укрепляло мощь народной души в ее ненависти к кровожадным супостатам.
В грозные годы войны поэт жил напряженной жизнью, отдавал всего себя, свой талант священной защите Родины. Как никогда до этого, Янка Купала особое внимание уделял публицистике, почувствовав в ней громадную силу, оперативно поднимавшую боевой дух людей, пробуждавшую священную ненависть к захватчикам, вдохновлявшую на подвиги. Его статьи «Поднялась Беларусь», «Германский фашизм — злейший враг белорусского народа», «Белоруссский народ не пойдет в рабство», «О народной войне», «Народ-мститель» и другие были насыщены суровой злободневнестью, напоминали об исключительной ответственности каждого человека перед лицом неимоверных испытаний.
В первых же строках, продиктованных войной, Янка Купала срывал маску с отвратительного облика фашизма, обнажал его звериное нутро, чтобы мирные люди могли быстро распознать, с каким жестоким врагом им пришлось столкнуться, почувствовать, что борьба будет нелегкой, потребует невиданного доселе напряжения человеческих сил, мужества, стойкости и жертв. В обращении к белорусскому народу Янка Купала и Якуб Колас разоблачали фашизм как проявление самых низменных инстинктов: «Ни жалости, ни пощады не знает сердце грабителя-людоеда — Гитлера. С тупым и холодным рассудком уголовного преступника расстреливает он твоих малолетних детей, женщин и мирных сыновей… Помните твердо: Гитлер — это плут, бандит, вор и зверь, порождение прусского фашистского мрака, враг прогресса и всего святого, чем живет человек. Он хочет сделать нас своими невольниками и слугами. Пусть же захлебнется он в пролитой им крови!». Поэт призывал ни на минуту не забывать, что идет «война разума против безумия, свободы против каторги, человека против зверя».
С ненавистью к врагу напоминал Янка Купала про неслыханные зверства, которые совершали фашистские нелюди в оккупированных селах и городах родной Беларуси. Он негодовал: «Фашистские палачи принесли нашему народу слезы и кровь. Хлеб они отбирают у наших детей, одежду сдирают с плеч, дома жгут, женщин насилуют, живых людей в землю закапывают, малюток из колыбелей выхватывают и убивают… С беспримерной жестокостью гитлеровцы жгут наши города и села, уничтожают приобретенное нами имущество и богатство… Полные звериной ненависти фашистские выродки превратили богатую, цветущую Беларусь в груду развалин, в устрашающие пепелища».
Нестерпимой болью в сердце поэта отдавались страдания детей. Почти в каждой статье писатель вспоминал о тех, чье детство обожгла война, тех, кого, как и взрослых, не миновали вражьи пули и издевательства. В статье «Народная война» он с возмущением рассказывал, как в первый же день войны фашистский стервятник, что летел низко над домами, убил на сельской улице четырех маленьких детей, которым всем вместе было лет десять-двенадцать. «За каждую слезу советского ребенка ответим врагу смертельной пулей…», — призывал поэт.
Янка Купала гордился, что Беларусь не покорилась, не стала на колени перед жестоким врагом, что белорусская земля горела под ногами захватчиков. Поэт не мог не восхищаться мужеством и отвагой сыновей своего народа, которые давали надлежащий отпор лютому врагу. Он восславлял героизм и самоотверженность, с волнением писал о бессмертных подвигах, о смелости и бесстрашии генерала Л.М.Доватора, партизанских командиров Т.П.Бумажкова и Ф.И.Павловского и многих других героях, поднявшихся на смертный бой с фашизмом.
Символом непокоренной Беларуси был для Янки Купалы пожилой пасечник Петрусь, славившийся во всей округе тихим нравом и исключительной любовью ко всему живому, считавшийся человеком, о которых обычно говорят, что они и мухи не обидят. И этот мирный пасечник в грозные для Родины дни взял в руки оружие, стал партизаном, от которого расходился гром по всему Полесью, одно имя которого наводило страх на врагов. Янка Купала отмечал всенародный характер партизанской и подпольной борьбы. Массовое движение сопротивления, когда каждый честный человек, не жалея сил и жизни, отдавал себя делу освобождения родного края, свидетельствовал, что народ одолеет врага.
В обращении к редакциям газет «Савецкая Беларусь» и «Звязда» призывл: «Громче и выше поднимайте гневный голос белоруса; пусть этот голос, слившись с такими же голосами других братских по крови славянских племен, усиленный мощными голосами братских по духу остальных советских народов, умноженный негодованием остальной честной части человечества, превратится в победный клич того правого дела, за которое мы боремся».
Чтобы поддержать душевное состояние и поднять настроение современников в тяжкую годину, Янка Купала, как и Илья Эренбург, Алексей Толстой, Леонид Леонов и другие публицисты того времени, обращался к славному прошлому родной земли. Героические образы предков вдохновляли народ на борьбу, поддерживали убежденность в том, что враг должен быть разбит и будет непременно уничтожен: «Наша земля покрыта курганами и могилами тех, кто когда-то стремился завладеть ею и покорить себе наш народ. От Орши и до Бреста, от Минска и до Гродно, от Пинска и до Могилева — всюду, всюду порастают травой могилы незванных пришельцев, которые шли сюда как завоеватели, а легли в могилы парить землю как трусливые жулики и воры. На Немане и Соже, на Днепре и Березине, на Двине и Припяти, на прекрасном нашем Полесье, на урожайной Слутчине, на озерной Полотчине, на Могилевщине, на Минщине, на Новогрудчине, на Пинщине — всюду мы имеем следы того, как положили свои дурацкие головы все те, кому не давала покоя мысль владеть нами и нашей землей. На веки вечные они осуждены гнить в могилах, а наш народ, расправившись с ними, жил и креп из столетия в столетие, и жила, цвела и красовалась родная земля во всей своей белорусской красоте».
Уже в первой статье периода войны «Поднялась Беларусь» Янка Купала выражал веру в силы народа, которого не могли покорить никакие враги. Он ссылался на Льва Толстого: «Великий русский писатель Лев Толстой писал о причинах гибели наполеоновских полчищ в необъятных просторах России. Наполеона погубила грозная и величественная сила народной войны. От силы этой народной войны погибнут и фашистские полчища». Поэт видел, как высоко подняли дубину народной войны простые люди, и верил, что сила их неисчерпаема.
Янка Купала с чувством удовлетворения отмечал, что родная литература с честью выдержала нелегкие испытания времени: «Я с гордостью и радостью могу подчеркнуть, что наш передовой отряд художественной белорусской интеллигенции — белорусские писатели — вместе со всем советским народом, не жалея своих сил и своей жизни, активно сражается против фашистских варваров. Белорусские писатели всю силу своего таланта, все свои знания и способности отдают величайшему делу борьбы за честь, свободу и независимость Родины. Белорусская литература на протяжении всей своей истории была, есть и будет острым и грозным оружием в руках народа в борьбе против кровавых угнетателей и поработителей».
Каждое предложение купаловских статей несло заряд спрессованной взрывной силы, будило мысли и совесть, потому что это был честный и откровнный разговор о самом насущном: о жизни и свободе Родины, о жизни и смерти близких и родных. Произведения народного писателя Беларуси никого не оставляли равнодушными, потому что каждое слово в них озарено сыновней любовью к Отчизне, тревогой за ее судьбу. В них звучали мысли, настроения, которыми жил весь народ. Это был голос самой Родины-матери. Янка Купала нашел те заветные слова, на которые нельзя было не откликнуться. «Белорусы, братья и сестры мои!..» — обращался он к родному народу. «Родные мои, ясноглазые богатыри! Молодые, сильные, отважные, не знавшие унижения и рабства!» — так проникновенно говорил он с бойцами Красной Армии.
Янка Купала отбирал убедительные факты из живой повседневности, обладавшие громадной силой воздействия на читателей. Метафоричность его строки была выразительной и яркой: «Шайка фашистских изуверов будет уничтожена, сметена с лица земли. Враг ничего не добьется. Ничего не дадим врагу. Всесжигающей ненавистью пылают сердца.
Если враг сорвет яблоко, созревшее в нашем саду, оно разорвется в его руках гранатой!
Если он сожнет горсть наших тяжелых колосьев, зерна вылетят и поразят его свинцовым дождем!
Если он подойдет к нашим чистым студеным колодцам, они пересохнут. Чтобы не дать ему воды!..
… Готовь оружие, белорусский народ! Куй эту победу винтовкой, серпом, молотом, самоотверженным трудом!»
Широко пользовался Янка Купала элементами устного народного творчества. Утверждая необходимость содружества и единства народов в борьбе с фашизмом, он напоминал белорусскую легенду о чибисе, который отказался принять участие во всеобщей работе людей, зверей и птиц в поисках воды, когда высохли все реки и источники и не стало в мире воды. За это птица чибис была наказана вечной карой: всегда летать над водой и просить пить. Эта сказка, напоминал поэт, учит трудиться вместе и вместе бороться: «Слава дружбе, горе измене!» Ссылки на народные легенды подчеркивали извечную веру людей труда в свои силы, поддерживали и подбадривали их в суровые дни испытаний.
Взволнованное слово Янки Купалы шло из глубины сердца. Искренность чувств придавала его произведениям эмоциональную насыщенность, задушевность, благородная патетика сочеталась в них с открытым и теплым лиризмом. Уместно использовал Янка Купала в статьях строки своих стихотворений. Как правило, они укрепляли мысль автора, помогали ей сильней воздействовать на читателя, выполняли те задачи, которые он ставил перед своим агитационно-трибунным словом в период военного лихолетья.
Купаловское слово, дышавшее обостренной любовью к Родине, достигало огромной убедительной силы. Использованные художественные средства (сочетание гневной сатиры с лирической патетикой, противопоставление мирной жизни белорусского народа, его благородства зверствам фашистов, их отвратительной античеловеческой морали, обращение к конкретным фактам, повторения, анафоры, риторические вопросы и восклицания, обращения и призывы, поэтическая образность, совершенство формы) свидетельствовали о мастерстве Купалы-публициста. Точность мысли и меткость слова помогали его статьям стучаться в людские сердца, усиливать ненависть к захватчикам. Их читали на передовой линии фронта и в глубоком тылу врага. Они несли правду людям, придавали им силы выстоять и не покориться, звали к оружию, пополняли ряды народных мстителей. Слово писателя было взято на вооружение сражающимся народом.
Публицистика Янки Купалы стала образцом для белорусских писателей. К.Чорный, М.Лыньков, К.Крапива, М.Танк и другие мастера белорусского слова видели в ней наглядный пример злободневного разговора с родным народом, восприняли ее как наказ старшего товарища самоотверженно служить утверждению непобедимости родного народа.
Не меньшим вниманием пользовалась купаловская публицистика у писателей других национальностей. Так, Саломею Нерис настолько глубоко взволновала статья «Германский фашизм — злейший враг белорусского народа», что она сразу же перевела ее на литовский язык, чтобы по радио передать на оккупированную Литву. А.Венцлова отмечал, что литовские писатели учились у Янки Купалы, как нужно отдавать свое литературное мастерство на борьбу с врагом.
В унисон с публицистикой звучали купаловские поэтические произведения военного времени. Настоящим слитком народного гнева и ненависти стало его стихотворение «Белорусским партизанам». Впервые в переводе Михаила Голодного оно было опубликовано в газете «Красноармейская звезда» 28 сентября 1941 г. Стихотворение стало факелом партизанской Беларуси. Оно навечно занесено в летопись народной борьбы, неотрывно от ее истории:
Партизаны, партизаны,
Белорусские сыны!
Бейте ворогов поганых,
Режьте свору окаянных,
Свору черных псов войны.
…………………………..
За сестер, за братьев милых,
За сожженный хлеб и кров
Встаньте вы могучей силой,
В пущах ройте им могилы –
Смерть за смерть и кровь за кровь!
Каждое слово стихотворения приравнивалось современниками к снаряду. Многие из них воспринимали слова стихотворения пылающими ранами. Строки стихотворения повторялись как клятва верности Родине. Они нужны были непокоренному народу как воздух, как хлеб, как порох. После «Белорусских партизан» написаны десятки повестей, романов, поэм и пьес о войне, но это стихотворение, как точно определил Г.Буравкин, «и сегодня передает горячее чувство времени, ненависти, такой сплав общей истории и личной судьбы, что перехватывает дыхание, когда его читаешь».
В стихотворении «Хищник» поэт нарисовал отталкивающе-отвратительный образ фашистского главаря-выродка, погрязшего по колено в человеческой крови, воздвигнувшего себе трон, подобный могильному склепу, «на грудах черепов и на костях убитых». Янку Купалу вдохновляли великие гуманистические идеалы человечества: близко к сердцу воспринимал он горести не только своего народа, но и других народов мира:
Купается в слезах сиротских он и вдовьих,
Остатки рубища сдирает с плеч сутулых, –
Он, сын кромешной тьмы, взбесившийся от крови,
Он, рыцарь виселец и скотского разгула.
Он по миру пустил страдающую Польшу,
Чехословакию он растерзал на части,
Разграбил Францию – нельзя разграбить больше, –
И солнце Греции он вверг во тьму несчастий,
Норвежской кровью щедро залил он фиорды,
Раздел он Бельгию с Голландией до нитки,
В ярмо запряг хорватов мирных, сербов гордых,
Стремясь их вольный дух сломить в беде и пытке.
Перевод Б.Иринина
Поэт был уверен, что враг не избежит расплаты. Это придавало его произведениям оптимистическое звучание, наполняло их светлой верой в победу. Янка Купала предвидел освобождение родной Бларуси, желал ей солнечных дорог в будущее, благославлял на мирный созидательный труд.
И заживем на вольной воле
В домах, отстроенных на славу.
Преодолев годину злую,
Отстроим все, залечим раны,
Чтоб Белоруссию родную
Свет снова залил несказанный.
Перевод Вс.Рождественского
Перо в руках поэта оказалось не менее грозным оружием, чем оружие в руках солдата. Слово Янки Купалы звало на бой и на подвиг, укрепляло непоколебимость непокоренного народа в неминуемость разгрома ненавистного врага.
Мир никогда не забудет тех, с кем выстоял в трудный час, тех, кто внес святую лепту во всенародный подвиг спасения человечества от кровожадной фашистской чумы, тех, с кем одержал Великую Победу. Купаловский самоотверженный гражданский и творческий вклад в отпор озверелым захватчикам, как и всех беззаветных защитников свободы, независимости и других признанных общечеловеческих ценностей, неизгладим из памяти благодарных потомков — нынешнего и грядущих поколений.