ЗАКОНОДАТЕЛИ ВКУСА

ЗАКОНОДАТЕЛИ ВКУСА

Многие шеф-повары в Соединенных Штатах приобрели известность благодаря написанным ими статьям и книгам, а также выступлениям по радио и телевидению на кулинарные темы. Их взгляды на поварское искусство и их подходы к кулинарии оказывают существенное влияние на общенациональные тенденции в приготовлении пищи. Здесь приводятся краткие биографические очерки семи человек, которые определяли и продолжают определять характер американской кухни.

Пионер эфира
Пожалуй, нет другого человека, который оказал такое же серьезное влияние на формирование американской кухни, как Джемс Бирд. Его часто называют “отцом американского кулинарного искусства”. Он родился в 1903 г. в штате Орегон и еще в детстве увлекся поваренным делом, когда стал помогать своей матери вести дела пансионата в своем родном городе Портленде. Летом Бирд занимался рыбной ловлей, собирал раков, дикие фрукты и ягоды и готовил еду из того, что ему удавалось собрать.
Бирд стал профессиональным кулинаром скорее по необходимости, чем по плану. Однако когда его настойчивые попытки прорваться в шоу-бизнес и стать певцом и актером не увенчались успехом, Бирд вспомнил о своем детском увлечении готовкой и открыл в 1935 г. в Нью-Йорке предприятие, специализировавшееся на закусках. Эти закуски подавались перед едой и во время коктейля. Оказавшись талантливым предпринимателем, Бирд революционизировал весь бизнес. Успех позволил ему уже в 1937 году открыть небольшой продовольственный магазин, называвшийся “Ор д' эвр инкорпорейтед”, а в 1940 г. опубликовать первую книгу “Закуски и канапе”.
С тех пор его кулинарные интересы продолжали расширяться. В 1935 году он открыл в Нью-Йорке “Школу кулинарного искусства Джеймса Бирда”, а затем еще одну кулинарную школу в своем родном Орегоне. Он работал консультантом по блюдам и меню в знаменитом нью-йоркском ресторане “Времена года” и открыл свой собственный ресторан на острове Нантакет, Массачусетс — это фешенебельный курорт. В 1946 году, когда телевидение только-только зарождалось, он начал кулинарное шоу Эн-би-си “Я люблю готовить” и регулярно выступал по радио и телевидению на протяжении следующих десятилетий.
Самым важным в его жизни является то, что он выпустил десятки поваренных книг по всем видам пищевых продуктов. Многие из этих книг стали классикой, и считается, что в них нашла свое воплощение вся американская кухня. В течение всей своей жизни он был неутомимым путешественником и защитником здоровой и вкусной пищи, приготовленной из свежих и полезных американских компонентов. Незадолго до смерти в 1985 году, в интервью журналу “Ньюсуик” Бирд кратко определил свою кулинарную философию следующим образом: “Я не люблю кухню для гурманов или какую-то другую кухню, ту или эту. Я люблю хорошую кухню”.
Наследие Джеймса Бирда живо и сегодня. Оно нашло свое воплощение в Фонде Джемса Бирда, который присуждает национальные и региональные награды в области кулинарного искусства, а также старается содействовать развитию лучших достижений американской кухни и всячески их пропагандировать.

ФРАНЦУЗСКИЙ ШЕФ-ПОВАР
Имя Джулии Чайлд сразу же вызывает совершенно конкретную картину в памяти у всех, кому сейчас за 30. Это и звук ее голоса — глубокого, элегантного, обладающего потрясающей мелодичностью. Это и выражение у нее на лице — теплота, открытость, любопытство в поднятых вверх бровях, — оттененном мягкими кудрями. Это и осанка уверенной в себе женщины — она держится прямо, гордо и энергично выполняет любую поставленную перед ней задачу.
Джулии Чайлд, которую везде знают как “французского шеф-повара”, был 91 год, когда она умерла в августе 2004 года. Практически в одиночку она привела многих и многих на кухню и поведала им тайны высокого кулинарного искусства. Ей удалось это сделать в своих ежедневных программах, десятилетиями транслируемых по каналу общественного телевидения в Америке, в написанных ею книгах и статьях в газетах и журналах, а также прибегая к личному обаянию, против которого никто не мог устоять.
Название ее самой известной книги “Овладение искусством французской кулинарии”, которую она написала совместно с Симон Бек и Лузетт Бертоль, говорит само за себя. Многие тысячи людей во всем мире старались овладеть этим искусством под руководством Джулии Чайлд, которая была исключительно терпелива, доброжелательна, мудра, источая при этом искры веселья.
На раннем этапе своей жизни мало что говорило о том высоком статусе, которого она достигнет в мире кулинарии, который отличался высокими требованиями и был практически закрыт для посторонних. Уроженка Калифорнии, она окончила колледж Смита и во время Второй мировой войны работала в Управлении стратегических служб в Восточной Азии. После войны она вышла замуж за американского дипломата Пола Чайлда, переехала с ним в Париж и прожила там шесть лет. Там же она решила посещать кулинарную школу “Кордон Бле”. Остальное, как говорится, уже история. Как однажды заметила сама Чайлд: “Мне было 32 года, когда я начала готовить, до этого я только ела”.
Ее классический том появился в 1961 году — Джулии Чайлд было 49 лет. В течение двух лет у нее была своя телевизионная программа “Французский шеф-повар”, которую до сих пор показывает то одна, то другая телевизионная станция в Америке. Другие серии — включая “Джулия Чайлд и компания” и “Обед у Джулии” — показывались на протяжении многих лет и неизбежно сопровождались выходом широкого ассортимента поваренных книг.
В 2003 году многолетняя деятельность Джулии Чайлд на кулинарном поприще увенчалась особой чести: ее кухня в Бостоне, из которой она вела передачи, была помещена в Национальный музей американской истории Смитсоновского института в Вашингтоне, став в ряд с такими “святынями” популярной американской культуры, как туфельки Джуди Гардланд из кинофильма “Волшебник из страны Оз”, бейсбольная бита легенды бейсбола “Бейб” Рута и платья, в которых присутствовали на церемонии инаугурации своих мужей жены президентов США.
Ни у кого никогда не создается впечатления, что блюда, которые готовит Джулия Чайлд, исключительно сложные и возводят ее и ее готовку на недостижимую высоту. Она демонстрирует исключительно располагающий к себе и трезвый взгляд на кулинарию, еду и саму жизнь. “Кушаньям не обязательно представлять собой нечто слишком уж продуманное и детально разработанное, — заметила она как-то своим слушателям. — Лучше готовить что-то простое, что ест вся семья вместе”.

ВРЕМЕНА ГОДА НА ЮГЕ США
Афроамериканцы оказывают огромное влияние на все аспекты американской культуры, общества и истории, и кулинарное искусство не является исключением. Никто не сделал больше, чем Эдна Льюис для ознакомления широкой общественности с традиционными методами приготовления пищи в южных штатах США, а также для их признания и проявления к ним уважения, которых они заслуживают.
Во многих отношениях жизнь Эдны Льюис является типичной для афроамериканцев ее поколения. Она родилась 13 апреля 1916 года в Вирджинии во Фритауне — городе, основанном после прокламации 1865 года освобожденными неграми-рабами, одним из которых был ее дед. Она выросла в большой семье, в которой были три сестры, два брата, многочисленные двоюродные братья и сестры, тети и дяди.
Именно в этой обстановке Эдна впервые научилась готовить, наблюдая за тем, как стряпают ее мать и другие родственники, а также стараясь освоить приготовление пищи самостоятельно. Здесь Эдна также усвоила основы кулинарного искусства, которыми она впоследствии руководствовалась, став шеф-поваром, а именно, основы кулинарной традиции Юга с использованием свежих ингредиентов, продуктов домашнего изготовления и естественных приправ. Среди компонентов, которые Эдна Льюис считает важнейшими в приготовлении пищи на Юге США, можно назвать кукурузу (зерна которой варят), лярд (топленый свиной жир), сахар и сливочное масло.
В тридцатых годах Эдна Льюис переехала из Фритауна в Нью-Йорк. Там она сменила целый ряд работ, прежде чем открыть в 1948 г. свой первый ресторан — “Кафе Николсон”. Меню этого ресторана включало такие традиционно южные блюда, как свиная отбивная с клюквой, жареная курица и “воскресный” торт особой формы и выпечки. Вскоре у ресторана появились постоянные посетители, среди которых были знаменитости, представители шоу-бизнеса и политики, а также просто жители Нью-Йорка самых разных профессий и разного общественного положения. Позднее Эдна Льюис начала осуществлять доставку своих кулинарных изделий по заказам, а также работала шеф-поваром-распорядителем в нескольких других ресторанах на Юге США и в Нью-Йорке.
Однако только после того, как в 1969 г. она сломала ногу и попала в больницу, Эдна Льюис стала записывать свои рецепты. С этого началось то, что, пожалуй, стало ее самым успешным занятием — писание кулинарных книг. Ее первая поваренная книга “Вкус сельской кухни” была опубликована в 1976 г. и сразу же завоевала большую популярность. Построенная по принципу времен года, эта книга прославляла кулинарию ее родного Юга и приобщала читателей к радостям подлинной южной кухни. В восьмидесятых годах прошлого века были опубликованы еще несколько написанных ею поваренных книг и были также успешны.
В девяностых годах прошлого столетия Эдна Льюис переехала в Джорджию с тем, чтобы содействовать дальнейшей популяризации южной кухни. Там она встретила молодого шеф-повара Скотта Пикока, который владел в Атланте рестораном “Хорсредиш Грилл”. Подобно Эдне Льюис Скотт Пикок был страстным поклонником южного кулинарного искусства. Они стали хорошими друзьями и начали совместную работу над еще одной ставшей бестселлером книгой “Дары южной кухни: рецепты и откровения двух великих поваров Юга”.
Популярность поваренных книг Эдны Льюис среди представителей всех классов и рас является убедительным доказательством того, что понимание сути хорошей еды поистине может объединять людей самого разного происхождения и социального положения.

БОЛЬШОЙ МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА
Поколение назад большинство американцев не слишком беспокоились о том, что они едят. Пережив Великую депрессию и Вторую мировую войну, многие люди полагали, что богатая, обильная и сравнительно недорогая пища была нормой послевоенной “хорошей жизни”, и соответственно ни в чем себе не отказывали. Однако в начале семидесятых годов прошлого века подобная точка зрения стала меняться, когда Молли Катцен и другие, мыслившие в том же ключе, начали отстаивать идею здорового питания. Это не только изменило рацион питания многих американцев, но и углубило их понимание зависимости здоровья человека от окружающей среды, способов производства и характера потребления пищевых продуктов.
Подход Катцен определяется в ее философии еды, которая помимо чисто кулинарных идей включает в себя эстетические, природоохранные, диетические и психологические соображения. “Я хочу, чтобы люди поняли, что у них может быть все, — объясняет она. — Каждодневная еда может быть питательной, и при этом не надо жертвовать вкусом и ароматом”. Именно сочетание этих двух моментов — еда, доставляющая удовольствие, и еда, основанная на здоровом выборе, принесло Молли Катцен, автору поваренных книг, а также известной художнице и музыканту, часто выступающей по телевидению, такую популярность в современном американском обществе.
“Суждения многих людей о питании противоречивы, — замечает она. — Я хочу помочь им немного успокоиться, позволить себе некоторую щедрость в приеме пищи, но при этом потреблять полезные продукты, У большинства людей здоровое питание ассоциируется с ограничениями. Я хочу помочь людям вновь открыть для себя нашу великую способность любить подлинную, хорошую еду, которая не только имеет прекрасный вкус, но и укрепляет наше здоровье и повышает жизнеспособность”.
Что же касается наставлений, которыми слишком часто сопровождается обсуждение вопросов питания на телевидении или в книгах, то по этому поводу Катцен говорит следующее: “Читать нотации людям о том, что им нужно делать, бессмысленно. Это только заставляет их чувствовать себя какими-то не такими, какими они должны быть. В жизни у людей и без того достаточно трудностей и стрессовых ситуаций. Мне важно видеть их такими, какие они в жизни”.
Катцен, мать двоих детей, родилась в Рочестере в штате Нью-Йорк. Ее отец был адвокатом, а мать — социальным работником. Катцен начала готовить, когда ей еще не исполнилось и тринадцати лет, но впервые открыла для себя удовольствие питаться свежими овощами, когда была студенткой в Корнельском университете. Молли Катцен подрабатывала в ресторанах и так познакомилась с различными кухнями.
Вскоре после окончания университета в возрасте 23 лет она и ряд других выпускников, стремившихся открыть свои рестораны, создали в Итаке кооператив “Музвуд ресторан”, который получил известность благодаря своим вегетарианским блюдам. Его популярность росла с небывалой быстротой, и в ответ на просьбу тех, кто поддерживал ее, Молли Катцен составила из своих рецептов поваренную книгу объемом в 78 страниц. Эта книга, озаглавленная “Поваренная книга Музвуда”, подготовленная и иллюстрированная Катцен, как коммерческое издание впервые была опубликована в 1977 году и с тех пор является одной из 10 поваренных книг, ставших бестселлерами всех времен.
В 1998 г. Катцен пересмотрела и дополнила свою столь успешную книгу. Она переработала рецепты так, чтобы рекомендованные в них блюда содержали меньше холестерина и натрия, использовала более стандартные единицы измерения и добавила необходимые руководящие указания с тем, чтобы книга стала доступнее для новичков.
В 1995 г. она стала инициатором кулинарной программы на общественном телевидении США, которая послужила толчком для написания другой поваренной книги “Вегетарианский рай”, а также для подготовки детских кулинарных книг, таких как сборник “Крендельки и 66 других поразительных рецептов для поваров от восьми лет и старше”. Это была ее вторая поваренная книга для детей после книги “Суп понарошку”. В общей сложности уже напечатано более четырех миллионов книг Молли Катцен.
В самое последнее время она издала книгу “Санлайт Кафе Молли Катцен”. Всего в этом сборнике представлено 350 рецептов завтраков на любой вкус - от вымоченного в малине ревеня до тонких блинчиков из кокоса и рисовой муки. Убеждая своих последователей понять, какое большое удовлетворение может приносить утренняя еда, Катцен полностью отдает себе отчет в том, что в эти ранние часы у людей может быть мало времени для готовки.
Деятельность Молли Катцен, отмечает один из обозревателей газеты “Нью-Йорк Таймс”, “представляет собой образец здорового кулинарного стиля, который совершенно уникален и не терпит никакой догматики”. А об изобретательности ее рецептов один из критиков газеты “Вашингтон Пост” писал, что “именно благодаря ее выдумке, мы едим лучше”.

ПОВАРОМ СТАЛА СЛУЧАЙНО
Мексика и Соединенные Штаты всегда были связаны исторически, культурно, экономически и демографически. Обе страны также тесно связаны друг с другом гастрономически, как показывает жизненный путь шеф-повара Зарелы Мартинес.
Зарела Мартинес родилась в штате Сонора на севере Мексики в семье фермеров-скотоводов и часто ездила в Соединенные Штаты. Еще молодой женщиной она иммигрировала в Соединенные Штаты и в течение нескольких лет была социальным работником в Эл-Пасо, Техас.
Она оказалась в ресторанном бизнесе, по ее мнению, более или менее случайно. Выйдя замуж за вдовца, у которого было много детей, она начала работать поваром в ресторане для того, чтобы зарабатывать больше денег.
В 1981 году Зарела Мартинес познакомилась с известным американским шеф-поваром Полом Прюдоммом, который сделал луизианскую каджунскую кухню популярной на всей территории Соединенных Штатов и во всем мире. Прюдомм стал наставником Мартинес и побуждал ее специализироваться на знакомой ей национальной мексиканской кухне. Она и Пол Прюдомм добились еще большей известности в 1983 г., когда их вместе с двумя другими шеф-поварами выбрали для подготовки первого в истории регионального американского “шведского стола”, организованного для семи глав государств, включая Президента США Рональда Рейгана, на саммите “Большой семерки” по вопросам экономики, проходившем в Уильямсберге, Вирджиния. В том же году вдохновленная своим успехом Мартинес переехала в Нью-Йорк, где стала сначала составителем меню, а затем шеф-поваром “Кафе Маримба”, одного из первых ресторанов в Нью-Йорке, который попытался готовить и подавать блюда настоящей мексиканской кухни.
С тех пор карьера Мартинес приобрела еще более широкий размах и сделалась еще многостороннее. В 1987 г. она открыла в Нью-Йорке свой собственный ресторан “Зарела”, ознаменовавший собой веху в развитии кулинарного искусства в этом городе. Кроме того, Мартинес написала несколько ставших бестселлерами поваренных книг, в которых прославляются различные направления кулинарного искусства Мексики, включая средиземноморские и африканские мотивы в приготовлении еды в штате Веракрус и уникальную кухню Оахаки, являющуюся продуктом плодотворного соединения испанской и индейской кулинарных традиций.
Мартинес также стала часто появляться на телевидении. Она выступила в роли ведущей в 13-серийной программе “Зарела! Веракрусская кухня”. Кроме того, Мартинес часто бывает гостем самых разнообразных передач о кулинарном искусстве.
Мартинес считает, что ее самым большим достижением является то, что она способствовала признанию мексиканской кухни на всей территории Соединенных Штатов и во всем мире. Она рассказывала, что когда впервые начала свою карьеру профессионального шеф-повара, то была обескуражена пренебрежительными отзывами о мексиканской кухне в известных ресторанных справочниках. В то время, по словам Мартинес, считалось, что за редким исключением мексиканская еда состоит в основном из ограниченного набора заимствованных простых блюд. В настоящее время с помощью таких профессионалов, как Мартинес, мексиканская кухня в Соединенных Штатах заслуженно получила высокую оценку. Все признают ее поразительное разнообразие и уникальный характер.

ПОЛЧАСА И ЕДА ГОТОВА
Она скромно отзывается о своем таланте и глубине своих знаний в области питания и кулинарного искусства. “Я скорее напоминаю пиво из бутылки”, — говорит она, отмахиваясь от тех, кто сравнивает ее с искрящимся шампанским.
Однако за последние пять лет Рейчел Рей добилась больших успехов и занимает одно из центральных мест в американской популярной культуре в целом ряде областей благодаря своей личности, регулярному появлению на телевидении и — не в последнюю очередь — своей изобретательности, которая помогла ей создать совершенно особое место в американском кулинарном искусстве.
Уникальность ее состоит в способности приготовить то или иное блюдо за 30 минут.
Почти все сталкиваются с необходимостью — по той или иной причине — быстро и часто даже неожиданно приготовить что-то. Что работает в данном случае, и что — нет?
Вот где приходит на помощь Рей, постоянно появляющаяся в существующей в Америке уже 11 лет сети кабельного телевидения “Фуд Нетуорк”, которая занимается показом программ, посвященных питанию и кулинарному искусству.
Когда руководители этой сети думали о чем-то необычном и в то же время отвечающем интересам и вкусам обычного американца, а не гурмана или ценителя, они обратились к Рейчел Рей, но она отнеслась к их просьбам скептически. “Это вовсе не моя область”, — сказала она и перечислила ряд известных поваров, которые, по ее мнению, могли бы справиться с подобным заданием.
“Еда нужна всем, — отпарировала президент сети Джуди Гирард, — не важно, чем вы занимаетесь или откуда вы, вы уже связаны с этим. Ведь едят-то все”.
И большинство людей, как правило, стремятся в готовке к простоте и скорости. Например, для того, чтобы подготовить к варке орцо с овощами и специями (вид вермишели), нужно 10 минут и еще на саму варку 15 минут. Еще десять минут — чтобы сделать шарики из фруктового шербета. Приготовление всего ужина укладывается в установленный Рейчел Рей 30-минутный “потолок”.
Её подход к готовке абсолютно эклектичный и абсолютно универсальный. Она может приготовить кушанье из рыбы с овощами, завернутой в листья салата, или нашпиговать помидоры салатом табули. Ее блюда могут приближаться к блюдам сложной кухни (канопе с копченой форелью и соусом из специй) или быть намеренно заурядными (цыпленок в остром соусе). Больше всего лично ей нравится обычный овощной суп — бобы и зелень с чесноком в бульоне, один из любимых рецептов ее дедушки. “Я могу есть только этот суп всю зиму, и мне это не надоедает”, — заметила она недавно в одном из своих интервью.
Приготовленные за 30 минут блюда не являются чем-то, что можно перехватить на скорую руку. Она всегда говорит по телевидению и в своих кулинарных книгах, число которых растет, что ее концепция приготовления еды диаметрально противоположна концепции “мгновенной еды” (несложных блюд, подаваемых в закусочных типа “Макдональд”), потому что она предлагает сбалансированное меню. Она просто показывает, как можно в процессе готовки сэкономить время, быстро переходя от одного блюда к другому, и уложиться в полчаса.
Представления Рейчел Рей о еде и готовке сложились в семье, в которой все много варили и жарили. Это было в крови у всех, начиная с деда по линии матери, который сам выращивал и готовил все, что было необходимо семье из 12 человек, и кончая отцом, на которого сильно повлияла богатая кулинарными традициями креольская культура Луизианы. У родителей Рей был в свое время ресторан на Кейп-Коде в штате Массачусетс, а потом они переехали в штат Нью-Йорк, где ее мать руководила приготовлением блюд для ресторанной сети в районе Адирондака.
Рей начала свою карьеру в нью-йоркском магазине “Мейсиз” сначала за прилавком в отделе сладостей, а затем заведующей отделом свежих продуктов. После “Мейсиз” она поступила на работу в магазин для гурманов, где отвечала за закупку гастрономических продуктов высокого качества. Затем Рей снова вернулась в Адирондак и стала работать на менеджерской должности, занимаясь ресторанами. Затем ее переманили на должность ответственной за закупки в один из высококлассных продовольственных магазинов в Олбани, столице штата Нью-Йорк. Там Рей стала шеф-поваром и одновременно начала вести классы по кулинарии, чтобы оживить продажу бакалейных товаров во время праздников.
Классы получили название “Приготовление блюд за 30 минут” и оказались настолько популярными, что местные средства массовой информации уделили им внимание. Это привело к еженедельному выступлению Рей в вечерних новостях. Далее последовала поваренная книга, 10 000 экземпляров которой были проданы только в одном этом районе. Очень скоро успех Рей распространился и на другие регионы, и ее имя стало известно по всей стране.
Несмотря на свою новую славу, Рей настаивает на том, чтобы к ней относились как к человеку, который ничем не отличается от своих зрителей и читателей. По ее словам, она представляет собой “обычную занятую женщину, у которой не бывает свободного времени, но есть потребность в общении с такими же людьми, как она сама”.

ВОСТОК ВСТРЕЧАЕТСЯ С ЗАПАДОМ
Одной из самых известных личностей на телесети “Фуд Нетуорк” является Мин Цай. Молодой и очаровательный, Цай родился в Ньюпорт-Бич, Калифорния, и рос в Дейтоне, Огайо. Он заинтересовался едой и готовкой в раннем возрасте, когда его мать, которая, как и его отец, родилась в Китае, открыла свой ресторан в Дейтоне. К 14 годам Цай уже готовил еду в этом ресторане. По стопам отца он поступил в Йельский университет, но его настоящим призванием всегда была кулинария. Поэтому он провел два лета во Франции, где учился в прославленной кулинарной школе Ле Кордон Бле, а затем изучал управление отелями в Корнельском университете.
Поработав в нескольких ресторанах, включая ресторан “Наташа” в Париже и суши-бар в японском городе Осака, Цай подписал контракт на работу в качестве шеф-повара в “Сантакафе” в Санта-Фе, Нью-Мексико. Когда одна программ телесети “Фуд Нетуорк” под названием “Где можно пообедать” решила сделать передачу о “Сантакафе”, Цай впервые выступил по телевидению. После этого он появлялся во многих других программах “Фуд Нетуорк”, включая “На старт, внимание, марш” и “Дежурный повар”. Начиная с 1998 года Цай ведет на “Фуд Нетуорк” свою собственную программу “Мин Цай: Восток встречается с Западом”. Эта программа, одна из первых представлявшая кухню Азии, сразу же стала пользоваться успехом у телезрителей и критики. В 1999 году ей была присуждена премия “Эмми” за дневные телепередачи (вручается Академией телевизионных искусств и наук).
Кулинарное искусство Цая, которое он демонстрирует по телевизору, о котором рассказывает в книгах и которое воплощает в блюдах, предгагаемых в его собственном ресторане “Блю Джинджер” в Бостоне, иногда называют “синтезом” кулинарных традиций. Оно сочетает азиатские и западные компоненты в новаторских и экзотических блюдах. Цай предпочитает термин кухня “Восток-Запад”, который представляется подходящим, принимая во внимание азиатские корни Цая, его американское воспитание и его европейскую кулинарную подготовку. Как бы ни называли это кулинарное искусство, кухня Цая наглядно показывает, как широкий диапазон богатых и разнообразных влияний формирует современное американское кулинарное искусство.

eJournalUSA


Майкл Бендлер и Стивен Лаутербах