РЕЛИГИЯ И ДЕМОКРАТИЯ

РЕЛИГИЯ И ДЕМОКРАТИЯ

Алан Волф (Alan Wolfe), профессор политологии в Колледже Бостона (Boston College), директор Центра Изучения Роли Религии в Жизни Американского Общества\Boisi Center for Religion and American Public Life, автор нескольких книг, в том числе "Трансформация Американской Религии"\The Transformation of American Religion (опубликована в 2003 г.) и "Продолжает ли Работать Американская Демократия?"\Does American Democracy Still Work? (2006 г.).

— Какого рода идеи ныне доминируют в американском обществе?
— Очень актуальная тема — взаимоотношения между религией и политикой. Замечу, что ее долго игнорировали, а потом вдруг все стали об этом говорить. Газета New York Times, например, многие годы не имела ни одного корреспондента, следящего за религией, а сегодня их шестеро. Та же самая тенденция наблюдается и в науке — пару лет назад мало кто интересовался религиоведением, а сейчас эта тема на подъеме. Много интереса привлекают администрация Буша, война в Ираке и вообще процессы, идущие на Ближнем Востоке.

— С одной стороны, США — нерелигиозная страна, с другой — крайне религиозная. Как это можно объяснить?
— Вы правы, это интереснейший вопрос. Для некоторых США — это Великий Сатана, а для других — теократическое государство. Но одно государство не может быть одновременно и тем и другим! Людям, живущим за пределами США, трудно понять, что означает принцип отделения церкви от государства в нашей стране. Ведь мы были первыми, которые пошли на это. Это был радикальный шаг. Однако люди считают, что если политика и религия разъединены, то США — светское общество. На самом деле, то, что правительство не занимается религией, а в стране имеется свобода вероисповедания, приводит к укреплению религии. Дело в том, что каждая религия должна делом демонстрировать свои достоинства.
Ситуация, при которой религиозные группы организовываются и предъявляют требования на политической арене, очень необычна для США. В США религиозные структуры традиционно не вторгаются в сферу политики. Всегда существовало представление, что религия превосходит политику, то есть, не стоит "портить" веру политическими делишками. Но с началом "культурных войн" религиозные лидеры стали активно вмешиваться в политику, и посмотрите, к чему это привело. Некоторые религиозные авторитеты ныне ассоциируются с политическими скандалами и с коррупцией. Другие воспринимаются как тайные сторонники Республиканской партии — то есть, они смешивают божественную волю с партийными интересами. Естественно, это шокирует. Сегодня верующие сами чувствуют, что пора остановиться.

— Молодые американцы более или, наоборот, менее религиозны, чем предыдущие поколения?
— Мне кажется, что они обладают большей духовностью, чем их родители. У них есть интерес к религии, но они не считают, что быть религиозным — значит ходить в церковь или быть "прикованным" к одной определенной вере. Многих молодых людей можно назвать религиозными искателями. Они не собираются оставаться, к примеру, католиками, только потому, что родились в католической семье. Они не успокаиваются, они постоянно ищут какую-то важную для них истину.
Они менее склоны разделять моральные принципы своих родителей. К примеру, даже в крайне консервативных баптистских университетах студенты, родители которых считают гомосексуальность грехом, поддерживают однополые браки. Они считают, что любой брак является правильным поступком для любого человека. Эти молодые люди не менее религиозны, чем их родители, просто у них другое представление о том, что значит быть верующим.

— Ваша последняя книга носит провокационное название — "Продолжает ли работать американская демократия?". Как вы отвечаете на свой собственный вопрос?
— В книге я доказываю, что американская демократия работает хорошо. А может и слишком хорошо. В США существует популистский вид демократии — власти реагируют на желания американцев и, в том числе, на чувство страха, появившееся после терактов 11 сентября 2001 года. Однако наша политическая система давно считается либеральной демократией, и в этом отношении ныне она малоэффективна. Либеральная демократия подразумевает уважение к свободе прессы и к конкуренции между политическими партиями. Либеральная демократия должна поощрять плюралистическое мировоззрение. Однако именно все эти вещи сегодня находятся под угрозой.

— Кто или что им угрожает?
— Многие в США возлагают вину на администрацию Джорджа Буша, говоря, что она враждебно относится к свободе прессы и к межпартийной конкуренции. Утверждают, что нынешняя администрация старается действовать через свою — Республиканскую — партию и что США постепенно становятся однопартийным государством.
Я считаю, что в этом есть доля истины, но я на этом не концентрируюсь. Я делаю акцент на самих американцах. Проблема заключается в том, что граждане США мало следят за политическими и общественными делами, проявляют низкую активность на выборах. То есть, они не берегут свою демократию.
Изначально в США не было ни уникального языка, ни государствообразующей этнической группы, ни единой религии. Единственное, что объединяло американцев, — вера в свободу и убеждение, что можно своим трудом улучшить свое положение в обществе. Эти идеи стали частью американского мировоззрения. "Американская мечта" до сих пор актуальна, именно она привлекает в США новых иммигрантов. Но, в то же время, теракты 11 сентября негативно повлияли на кругозор американцев. Граждане США перепуганы. С помощью страха власти страны позволяют себе делать то, что обычно не в их правах. Кроме того, американцы постепенно утрачивают оптимизм. Это очень неприятная тенденция.

— Почему американское общество становится менее политизированным?
— В поисках более доступного жилья люди переселяются все дальше и дальше от городов и оседают в пригородных поселках. Они тяжело и долго работают, а потом долго добираются до дома. Оставшееся время американцы проводят с детьми, в церкви и т.д. То есть, у них не остается времени для гражданской активности, для политики.
С одной стороны, можно сказать, что это огромное счастье, что можно вести успешную спокойную и отделенную от политики жизнь. Когда участие в политике не обязательно, это само по себе является проявлением свободы. Но, с другой стороны, эту свободу можно быстро потерять. Вот в этом и заключается проблема.

— Возможно ли изменить ситуацию?
— Такие вещи невозможно изменить "сверху", подвижки должны произойти "снизу". Мне кажется, что пока ситуация не внушает надежды. Например, обычно молодежь является самой энергичной и активной частью общества. Однако в США молодое поколение еще больше отстраняется от политики и все реже участвует в политических процессах. Я бы очень хотел довериться молодежи, но, к сожалению, не могу сказать, что молодые люди готовы взять на себя такую ответственность.
В конечном итоге, американцы должны будут преодолеть свой страх. Я не спорю, что 11 сентября был ужасным днем. Это одна из самых трагических дат в истории США. Однако нельзя постоянно говорить, что из-за этих терактов мы вынуждены делать подобные вещи…Например, я изучал результаты опроса общественного мнения, который показывает, что большинство американцев до сих пор убеждены в том, что Саддам Хусейн имел тесные связи с "Аль-Каидой", что не соответствует действительности. Американцы должны очнуться. Можно надеется, что наши традиции восстановятся.
Значительную часть вины я возлагаю на американский народ. Но я не хотел бы полностью оправдывать американских политиков. Мы живем в очень сложные времена. Однако наши конгрессмены обсуждают такие важные проблемы, как: имеют ли право американцы вывешивать флаги около своих домов или должны ли быть запрещены однополые браки. Такие "культурные войны" отвлекают внимание общества и власти от действительно важных вещей. Когда такие вопросы доминируют в политике, люди становятся циничными и политики тоже. Но в последние 5—10 лет культурные войны постепенно затихают. Возможно, что американцы вообще забудут о них и сконцентрируются на настоящих проблемах. Тогда и политики последуют за ними.

Washington ProFile