На каждого Саакашвили найдется свой Чавес

На каждого Саакашвили найдется свой Чавес

Если проаналзировать антиамериканскую риторику Венесуэльского президента Уго Чавеса, то на этом поприще он может дать сто очков вперед не только Фиделю Кастро, но и всему скоропостижно скончавшемуся советскому агитпропу. Однако в данном случае речь идет не только об идеологической борьбе с Америкой. Чавес, несомненно, находится в более выгодной позиции, чем Кастро, который мало что мог предложить СССР помимо тростникового сахара и нескольких батальонов для продвижения коммунизма в Африке. Венесуэльские же нефть и газ и текущие в Каракас полноводной рекой доллары — это уже совсем другой разговор. Что же касается идеологического фронта, то у Чавеса есть другой аналог, а именно Михаил Саакашвили.
Если сравнить антироссийские эскапады грузинского президента с антиамериканскими венесуэльского, то в них можно найти достаточно много общего. Особенно, когда идет речь об имперских амбициях своих великодержавных соседей.
Конечно, Чавес играет с огнем, так как многие латиноамериканские лидеры плохо кончали, когда пытались задираться с Америкой, но он рассчитывает на то, что у Белого Дома сейчас много других проблем и ему не до него. Это весьма опасные иллюзии и ему следует проявлять больше осмотрительности и не лезть на рожон. Вряд ли Россия будет готова идти на прямую конфронтацию с Вашингтоном из-за своего вновь обретенного друга Уго, но, в то же время, как не отказать себе в удовольствии использовать его, чтобы послать сигнал Вашингтону и еще раз продемонстрировать его пресловутую политику двойных стандартов.
Ведь когда Москва выражает недовольство стремлением Грузии как можно быстрее вступить в НАТО или отказывается покупать грузинское вино — ее тут же обвиняют в проявлении имперских амбиций.
Ну а как в таких случаях ведет себя Америка? Когда Кастро переориентировал политику Кубы в сторону Москвы, США не только прекратили закупать у нее сахар, но, более того, требовали от других стран объявить Кубе тотальный бойкот и не продавать ей свои товары. А как Москва должна реагировать на то, что США добивается того, чтобы нефть и газ из Центральной Азии поставлялись на Запад по трубопроводам, проложенным в обход России? И зачем Бушу нужно было встречаться с Саакашвили как раз накануне его отлета в Санкт-Петербург на встречу со своим лучшим другом Владом, зная, что тому это будет неприятно?
Критикуя Россию за контракт о поставках Каракасу истребителей СУ-30 и автоматов Калашникова, пресс-секретарь Том Кейси говорит о том, что «эта сделка не в интересах Российской Федерации или Венесуэлы». Это фраза не совсем понятна, так как кому может помешать несколько миллиардов долларов, если продажа оружия этой стране не нарушает никаких международных соглашений? Однако если Венесуэла действительно поддерживает террористов, как об этом говорит Вашингтон, то США должны добиваться скорейшего наложения соответствующих санкций ООН и в случае их принятия требования Америки к России отменить вышеуказанные сделки будут более легитимными.
Глядя на все эти политические игры, следует с грустью отметить, что идеи о стратегическом альянсе России и США становятся все более и более иллюзорными. Когда-то наивным мечтателям в обеих странах казалось, что стоит России избавиться от удушливой коммунистической идеологии, как она и Америка станут верными союзниками. К сожалению, эти мечты разбиваются о трезвые реалии жесткой конкурентной борьбы за геополитическое влияние, рынки сбыта и энергоресурсы. Пока все еще держится в рамках приличиях, благодаря личной взаимной симпатии двух президентов, но одному господу известно, что произойдет в 2008 году.
Эдуард Лозанский, Президент Американского Университета в Москве


Эдуард Лозанский, Президент Американского Университета в Москве