ВНИМАНИЮ АВТОРОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА KONTINENT.ORG!

Литературно-художественный альманах "Новый Континент" после усовершенствования переехал на новый адрес - www.nkontinent.com

Начиная с 18 июля 2018 г., новые публикации будут публиковаться на новой современной платформе.

Дорогие авторы, Вы сможете найти любые публикации прошлых лет как на старом сайте (kontinent.org), который не прекращает своей работы, но меняет направленность и тематику, так и на новом.

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ И В ДОБРЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПУТЬ!

Жить легко и тяжело одновременно

Татьяна Шереметева. «Жить легко». Bagriy & Company. Чикаго, 2016, стр. 234.
Татьяна Шереметева. «Жить легко». Bagriy & Company. Чикаго, 2016, стр. 234.

Роман Татьяны Шереметевой называется «Жить легко», но в название к рецензии я добавил от себя «… и тяжело одновременно». В этом, мне кажется, суть этого произведения. Здесь есть две основные сюжетные линии – добра и зла, любви и пустопорожней чувственности, таланта и профессиональной холодности, спектра самых лучших намерений персонажей и серые будни, сын и жена главного героя, ставшие ему обузой на каком-то промежутке жизни, и любимая женщина, которую он потерял, не сумев до конца покорить…

Герои романа очень четко распределены поярусно. На первом плане Сам Главный – писатель Андрей Волковицкий-Горелов, затем близкие ему люди: сын, молодой адвокат Тёма (которого к концу романа он просто обожает и боготворит); женщина талантливый музыкант по имени Лилия, с которой у главного действующего лица роман-любовь, и, пожалуй, ещё пёс по кличке Цезарь, отношение к которому у Волковицкого похвально-отцовское на протяжении всего романа, которого он очеловечивает и тот становится партнером по жизни.

Дальше и глубже идёт целый ряд проходных персонажей, которые то появляются, то исчезают в зависимости от необходимости сюжетной линии. С позитивной стороны – человек из народа – тётя Искра; героиня с большим жизненным опытом и выдержкой, воспитавшая внука Тёму, под названием «теща-бабушка»; случайно встретившийся друг и муж его любовницы – Аркадий, а также другая любовница из прошлой жизни и редактрисса его произведений Ирочка Даниловна; бывшая жена в отставке на правах друга – Наташа-Наташка.

Татьяна Шереметева
Татьяна Шереметева

Есть еще Лида, знакомая по очереди с передачами в тюрьму и старинный друг, поэт  Пашка Халезов. Но их роль менее значительна. Надо отметить, что единственный явно негативный герой-негодяй Виктор Кузьмич Одноразов – партийный бюрократ-функционер, как и положено моральному отступнику-уроду, получает от главного героя по морде… И проглатывает «обиду».

Надо сказать, что благодаря этим всем персонажам раскрывается ужасная и драматическая картина российской действительности, весь спектр жизни и выживания.

Сам Герой представлен автором человеком неглупым и светским, но с манерами хлыща (что касается нахальства и дерзости) и самоуверенного типа. Франтоватый, легкомысленный и пустой человек средних лет, – щеголь и ловец женских душ, – обыкновенный резонер.

Прочитав несколько глав романа, я понял, что Татьяна Шереметева вывела совершенно новый тип героя в русской современной литературе – метросексуала. Американскому и, вообще, западному читателю, он знаком с конца девяностых годов прошлого столетия. А конкретно, термин «метросексуальность» был придуман в 1994 году британским журналистом Марком Симпсоном, и из него следует, что метросексуальность распространена в мегаполисах, крупных городах с претензией на космополитизм.

Я просмотрел материалы Интернета (свободной энциклопедии) о метросексуалах и прочитал, что это слово применяется для обозначения современных мужчин, которые придают большое значение своей внешности: физической форме, одежде, аксессуарам, и, соответственно, тратят массу времени и денег на совершенствование своего внешнего вида и образа жизни. Для того, чтобы быть метросексуалом, нужно иметь деньги, метросексуал – это человек мегаполиса (в данном случае в этом качестве выступает город Москва), в котором собираются лучшие парикмахеры, стилисты, тренеры… Метросексуала автор расценивает как человека, следящего за своей внешностью, стилем, поведением, речью. Именно таков писатель, главный герой, автор бестселлеров Андрей Волковицкий-Горелов.

Нечто подобное, но в меньшем масштабе было и в XIX веке, и этот схожий культурный феномен был известен под названиями: денди, франт, щёголь.

Помните, у Александра Сергеевича Пушкина:

Вот мой Онегин на свободе:
Острижен по последней моде,
Как dandy
лондонский одет
И наконец увидел свет.

Позднее, уже в наше время, появился идеологически противоположный термин – «ретросексуал» мужчина, придерживающийся консервативных взглядов на отношения с женщинами и мужскую манеру одеваться, а также юберсексуал – что-то среднее между ними.

Татьяна Шереметева – писательница, умеющая наблюдать за жизнью в художественных деталях. Ее реалистическая проза написана с сочувствием, глубоким состраданием и болью к «среднему человеку», но, если необходимо, то и с резкими критическими нотками, с бескомпромиссностью по поводу «серой», скучной рутины жизни, бюрократии, мещанства. Она критикует российскую власть в целом, с ее законами, тюрьмами, каждодневным бытом, в который постепенно опускаются те, кого нынче принято называть «креативный средний класс»: гламурный писатель Андрей Волковицкий-Горелов, его друг – композитор Аркадий и другие. Только в конце романа мы услышим потрясающий монолог музыканта Лилии на вопрос главного героя, когда она вернется в Россию:

– … Ты помнишь наш разговор по телефону? Тогда я сказала тебе правду, но не всю. Андрей, я никогда туда не вернусь. Я там всё ненавижу, понимаешь? Там всё токсично, там нормальные люди или садятся в тюрьму, или превращаются в идиотов. Или то и другое. Мой муж – тому подтверждение. Когда я возвращалась отсюда в Москву, я надеялась, что пусть медленно, но там всё ещё наладится. Но ты видишь, что сейчас происходит. Я не хочу бояться и не хочу участвовать в этой шизофрении. Я музыкант и смогу найти себе здесь дело. (с. 226)

Лилия остается навсегда в Португалии.

Вот как описывает Татьяна Шереметева свою героиню: «…Худое лицо, бледные веснушки, холодные глаза и беспомощный детский рот. Лилия, моя раненая птица, там, где ты, там вечная тревога».

Роман Татьяны Шереметевой состоит из двух частей. Вторая часть как бы должна быть продолжением первой, но тон и контекст ее затем резко меняются. И всё заканчивается очень трагически. Бездарно погибает, прямо на улице, единственное сокровище главного героя сын Тёма, убитый просто так хулиганами-бандитами. И одна из душераздирающих фраз в конце романа, сказанная работником милиции Андрею Волковицкому-Горелову:

– Оперативник, принимая конверт с деньгами за проведение оперативно-розыскных мероприятий, сочувственно похлопал меня по плечу и сказал: «Ну, что вы хотите, вы же знаете, в какой стране мы живём». (с. 230)

В этом и состоит весь ужас российской действительности, в которой обитают герои романа: композитор Аркадий, по сфабрикованному делу попавший в тюрьму; сын главного героя Тёма, адвокат, зарезанный прямо на улице негодяями; герой Виктор Кузьмич Одноразов, партийный функционер «всех времен и народов»…

И Андрей Волковицкий-Горелов произносит сакраментальную фразу, обращаясь к Лилии по поводу Аркадия:

– Но ты понимаешь, что того Аркашки, которого мы любили, больше нет. Эти твари уничтожили в нём лучшее, остался страх и готовность сделать всё, что прикажут. И его уже не изменить, это навсегда. (с. 202)

Рефреном в романе указаны литературные источники, под влиянием которых находятся автор и главный герой:

– Да, Лилия права, память запахов – самая сильная. Или это Куприн… (с. 206).

– «Мастер и Маргарита» стала для меня книгой, заставившей впервые задуматься о том, есть ли что-то там, за линией горизонта … До того были старик Дарвин со своими обезьянами и теория эволюции. (с. 142)

Но особая любовь и благоговение выпадают Иосифу Бродскому, о котором неоднократно упоминается в романе.

Татьяна Шереметева – прекрасный собеседник – она умеет построить монологи и диалоги героев, у неё богатый запас слов в «кармане» и бескомпромиссная гражданская позиция. Прочитайте её книгу «Жить легко», и – убедитесь сами, что «… и тяжело одновременно».

Игорь МИХАЛЕВИЧ-КАПЛАН