ВНИМАНИЮ АВТОРОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА KONTINENT.ORG!

Литературно-художественный альманах "Новый Континент" после усовершенствования переехал на новый адрес - www.nkontinent.com

Начиная с 18 июля 2018 г., новые публикации будут публиковаться на новой современной платформе.

Дорогие авторы, Вы сможете найти любые публикации прошлых лет как на старом сайте (kontinent.org), который не прекращает своей работы, но меняет направленность и тематику, так и на новом.

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ И В ДОБРЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПУТЬ!

Соломон Воложин | Пирогова. «Давайте играть. Почему бы и нет?»

Я попробую понять, что хотела сказать Пирогова своим перформансом 2015 года «Давайте играть. Почему бы и нет?» (см. тут).

Хоть оторопь берёт, этот перформанс глядя.

Но. Мало ли что на свете вводит в оторопь.

Я оттолкнулся от одного слова, применённого Пироговой, сказанного в интервью мимоходом: «Был полный дзен…».

Ну слышал звон, что такое дзен…

А ну, подробнее.

Это пассивный демонизм, насколько я понимаю. Уйти от всего возмущавшего в Этой жизни в бесчувствие. Только не созерцанием своего пупа, а – у Пироговой в «Давайте…» – «созерцанием» своего безмысленного движения, каким-то чудом синхронизированного с партнёрами.

Можно думать, что это достижимо не столько предварительной тренировкой, как у артистов, а «чтобы атмосфера внутри была заряжена получением удовольствия от процесса, а не то, что мы просто выполняем какое-то задание» (Там же).

Мне это трудно представить. Меня раз позвали петь в хоре, раздали упрощенные какие-то ноты со словами. А я в нотах не понимаю. И мелодия – незнакомая. Пришлось в долю секунды улавливать, как поют соседи, и присоединяться – Ад для меня. Я тотчас отказался дальше присутствовать. С другой стороны, я наблюдал раз за девочкой двух лет на дне рождения. Дети старше её довольно бессмысленно, копируя друг друга, что-то ритмически кричали и прыгали – довольно организовано. Она подражала и попадала в такт лишь чуть хуже старших. И радовалась лишь чуть менее естественно, чем они – из-за необходимости подражать. А у тех всё так быстро схватывалось вслед заводиле, который то и дело менялся, что казалось, что у них полностью синхронная радость и движения.

Начинается перформанс (временная метка 06:27) с детской игры «Колдуны». Водящий (колдун) заколдовывает (обездвиживает), кого догнал и дотронулся рукой. Заколдованный останавливается и разводит руки в стороны. Любой незаколдованный, коснувшись его, может расколдовать. Что чревато тем, что сам окажешься заколдованным сторожащим колдуном. (Мы, класс, помню, разбивались на две части и в перемены так отчаянно носились по школьному двору, что ой.) У перформансистов, чтоб не заколдовал явно догоняющий, ещё можно лечь на пол, и колдуну придётся искать другую жертву. У нас такой пощады не было. И страсти кипели.

А эти – тяготятся. Ясно: по правилам же игра. А правила – это несвобода. Хочется же – Свободы. Свободы от всяких правил. Дзена хочется. Ухода не только от правил, но и вообще от всякого смысла. И – парадокс – это достигается коллективом из семи человек.

Сперва (на временной отметке 14:00) одна заколдованная вдруг начинает не просто держать руки в стороны, а периодически их поднимать, чтоб раз хлопнуть в ладоши и – опять в стороны. Другая участница со сложенными наверху ладонями молитвенно полусклонилась к первой. Первая осложнила себе жизнь, становясь на одну ногу. Вторая наклонилась совсем и взяла себя руками за щиколотки. (Остальные смотрят.) Третья наклонилась влево, вытянув правую руку в сторону. К редкому аплодисменту первой присоединяется какая-то песенка. Вторая, так же в три погибели склонённая, начинает почти под песенку подскакивать. Третья в таком же ритме начинает правой рукой махать. Остальные перестают стоять и смотреть, а пошли. По кругу, получается. И начинает складываться вместо ритма-хлопания ритм-мычание идущих. На четырёх нотах: соль – ми – фа – ре (16:05). Кто-то из парней прокричал что-то дурным голосом (16:23). А мычание не прервалось. Вопль повторился (16:28). Хор-мычание не прервалось. Ещё вопль (16:36). Ещё (16:44). Ещё несколько воплей – желание освободиться от мычания. Мычание побеждает (17:12). Идут все по кругу, как лошадь, привязанная к столбу, и мычат четыре ноты. Одна отстала и стоит (17:42). Примкнула (18:11). Парень с девушкой остановились и целуются (18:31). Остальные мычат и идут. Когда к ним приблизились шедшие по кругу, эти двое с ними слились (19:18). И мычание с ходьбой продолжились. Всем, чувствуется, надоело. Один падает на пол (20:19). Две оторвались от бредущих по кругу и стали парня поднимать. Подняли. Одна из поднимавших упала. Стоящие принялись её поднимать. Подняли. Вторая упала. Стали поднимать её. Подняли. Парень упал. А хор ходит и мычит. А те по очереди падают и их поднимают. И ещё раз. И ещё. Наконец (21:20) встроились в толпу понуро бредущих и мычащих. Заводила отстала и стоит (22:09). Ещё одна – тоже (22:20). Смотрят друг на друга (кажется, улыбнувшись – вышла из игры одна). Подошедшая к ним толпа их втягивает (23:02). Целовавшаяся пара отстала (23:16). Пошла прочь (23:32). Остановилась. Втянулась в толпу (24:08). Вместо «м» как-то незаметно «а» стали петь. Откуда-то иные звуки слышны, а один парень смотрит на наручные часы (24:47). Нет. Это не часы, а якобы младенец у него на руках, и он ему козу показывает и качает. И пришедшая к ним на следующем круге толпа их втягивает в себя (25:35). И – те же четыре ноты всё… Все, кроме целовавшихся, начинают друг на друга махать руками (26:15). То не махание руками, а какой-то танец дикарей. Всем телом (26:26). Но четыре унылые ноты звучат не прерываясь. Подошедшие к ним на следующем круге двое когда-то целовашихся втягивают дрыгавшихся опять в мерную ходьбу и нытьё (26:53). Хор звучит стройно. Но недолго. Один стал колени (в изнеможении?), а его по голове гладит другая (27:55). Хор расстраивается (28:34). Но толпа на следующем круге втягивает отставших. (Получается принудиловка какая-то, а не свобода…) Хор восстановился (28:52). Но что-то они остановились, и девушки занялись своими волосами (29:23). Однако хор не прекратился. Но поют только два парня, так и идущие по кругу (29:38). На следующем круге они втягивают девушек в своё шествие, и хор восстановился. Всё возвращается на круги своя… Скука. Какой-то гвалт (30:29). Строй распался и все дико хохочут (30:34). Истерика. Сцена понемногу пустеет (31:06). Сгибаясь от смеха с неё уходят артисты. Остаётся молча идти по кругу заводила с волосами, свесившимися на лоб (31:10). Истерика утихает (31:23). Заводила идёт по кругу понурившись и что-то тихо поёт (31:27). Круг. Второй. Умолкает. Уходит (32:57).

Вы выдержали?

Такова цена Свободы. И ухода от впечатлений бытия.

Я б сказал, что Пирогова добилась доведения зрителя до чеховского предвзрыва. Ну да, Чехов был ницшеанец, активный демонист, а Пирогова дзен-буддистка, пассивная демонистка. Просветление (не меньше), которого требует после предвзрыва сам взрыв, даже и процитировать нельзя. Как в настоящем произведении неприкладного искусства.

Вот только слово «дзен» Пирогова знает. Значит, не подсознателен её пробуддистский идеал. Значит, иллюстратор она, а не художник. А?

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.